Витамин D – один из четырех жирорастворимых витаминов, необходимых человеку. Он может поступать в организм с пищей или синтезироваться под действием ультрафиолетового излучения. Витамин D обеспечивает всасывания кальция и фосфора из пищи, что позволяет поддерживать нормальное функционирование костей и мышц.
Кроме того, в последнее время появляется все больше сведений о плейотропных эффектах витамина. Например, выяснилось, что изменения его уровня могут модифицировать риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Исследование, опубликованное в последнем номере журнала
В своей работе специалисты факультета общественного здравоохранения Гарвардского университета (School of Public Health, Harvard University) провели крупный мета-анализ, объединивший результаты 17 когортных исследований. Продолжительность наблюдения за участниками составляла в среднем 5,5 лет.
Выяснилось, что у пациентов, уровень витамина D которых находился в нижнем квинтиле, относительный риск развития рака оказался почти на четверть выше, чем у больных с высоким содержанием витамина. Авторы подчеркивают, что подобное отношение сохранялось и после корректировки результатов по индексу массы тела, который, в свою очередь, влияет как на обмен витамина D, так и на вероятность развития колоректального рака. Причем связь между дефицитом витамина D и колоректальным раком оказалась более прочной у женщин.
По-видимому, полученные результаты станут предпосылкой к проведению специально спланированных проспективных исследований. Их целью станет оценка эффективности профилактического потребления витамина D в отношении снижения риска развития колоректального рака.
Необходимо отметить, что оптимальный уровень витамина D до сих пор остается неясным, однако сообщается, что дефицит витамина D может присутствовать у четверти населения нашей планеты. При этом случаи его гипервитаминоза являются крайне редкими и могут быть вызваны лишь большим потреблением лекарственных форм витамина. По мнению многих авторов, перспективной может оказаться массовая профилактика дефицита витамина D путем добавления его неактивных форм в различные продукты питания. В некоторых штатах США витамин D уже активно добавляется в молочные продукты, прежде всего, молоко.