Ишемическая болезнь сердца остается ведущей причиной смертности в развитых странах мира. Эндоваскулярные методы коррекции нарушений коронарного кровотока эффективны в острых ситуациях, но у стабильных больных их польза до сих пор остается под вопросом. Аортокоронарное шунтирование – наиболее оптимальный выбор при лечении больных с многососудистым поражением или сопутствующим сахарным диабетом. Но операция сопряжена и с большими рисками: она часто вызывает развитие или усугубление уже существующих нарушений ритма сердца.
Считается, что одной из причин развития послеоперационных аритмий может быть повышенная стимуляция миокарда клетками нервной системы. Эта гипотеза легла в основу исследования Александра Романова и его коллег из Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина в Новосибирске. Они предположили, что развитие аритмий может предотвратить ботулотоксин. Этот белок блокирует выброс нейромедиаторов в нервно-мышечных синапсах и препятствует стимуляции мышц. Сейчас он широко применяется в неврологии и косметологии.
Свое исследование ученые представили на Ежегодном конгрессе аритмологов, состоявшемся в эти выходные в Бостоне. Пациенты, которым выполнялась операция аортокоронарного шунтирования, были поделены на две группы. Пациентам группы вмешательства на однрм из этапов операции проводилась инъекция ботулотоксина в эпикардиальную жировую ткань; в группе плацебо также выполнялась инъекция, но физиологическим раствором.
Период наблюдения продлился три года. За это время у половины пациентов в группе плацебо развилась фибрилляция предсердий. Среди пациентов, которым вводился ботулотоксин, частота мерцательной аритмии была вдвое меньше. Снизилась и частота госпитализаций, связанных с развитием аритмии – 7% против 33% в группе плацебо.
Авторы полагают, что ботулотоксин может уменьшать выраженность нарушений автономного баланса, которые часто развиваются после операций на сердце. Однако утверждать, что массовые инъекции ботулотоксина после аортокоронарного шунтирования должны быть внедрены в клиническую практику, пока рано. Полученные результаты необходимо подтвердить в более крупных многоцентровых проспективных исследованиях.