15-03-2018

Ботулинический токсин, более известный как ботокс – соединение белковой природы, которое вырабатывается бактериями Clostridium botulinum. Это вещество, являясь одним из самых опасных ядов, нашло широкое применение в различных сферах медицины. Высокоочищенный ботулотоксин типа А эффективен в лечении спастической кривошеи, его производные уменьшают гиперфункцию экзокринных желез и гиперактивность мышц сфинктеров. Наибольшую известность ботулотоксин приобрел благодаря косметологии, где созданные на его основе препараты используют для разглаживания мимических морщин.

Реклама

Специалисты Медицинской школы Шанхайского университета (Shanghai University, School of Medicine) предположили, что косметический эффект ботулотоксина можно использовать и в общей практике. Они изучили эффективность ботулотоксина типа А в уменьшении послеоперационных шрамов на лице. Полученные результаты авторы опубликовали в последнем выпуске журнала Plastic and Reconstructive Surgery.

Небольшое исследование включило 16 добровольцев, каждому из которых раньше выполнялась какая-либо операция на тканях лица. Средний возраст участников составил 12 лет. В экспериментальной группе после хирургического закрытия раны вводили 10 единиц ботулотоксина на каждый сантиметр получившегося шва, в контрольной – аналогичное количество физиологического раствора.

По прошествии 6 месяцев исследования оказалось, что в группе активного вмешательства послеоперационный рубец был уже и короче, чем в группе сравнения. Кроме этого, более объективный метод – оценка по Ванкуверской шкале оценки рубцов – также подтвердил эффективность ботулотоксина. Однако значимых различий в пигментации послеоперационного шрама выявлено не было.

По мнению исследователей, полученный результат можно объяснить тем, что ботулотоксин снижает натяжение по краям заживающей раны. Кроме того, ботулотоксин снижает активность факторов, способствующих формированию гипертрофических рубцов. Впрочем, до клинической апробации метода полученные результаты потребуется подтвердить в более крупном исследовании.

Реклама