По словам Бастрыкина, «следственные органы обязаны немедленно реагировать на сигналы о врачебной халатности, качественно и в короткие сроки расследовать такие уголовные дела». Этому мешают слишком общие законодательные формулировки: как правило, медицинские ошибки подпадают под ст. 109 УК «Причинение смерти по неосторожности» и ст. 293 УК «Халатность». Участники совещания считают, что подобные процессуальные сложности приводят к росту частоты преступлений, вызванных ненадлежащим исполнением врачебных обязанностей. Предполагается, что введение специальной нормы позволит более объективно и быстро оценивать подобные случаи.
Вместе с тем, отмечает Бастрыкин, требуется и повышение квалификации следователей, занимающихся делами медицинской тематики. Они должны иметь «не только ясное представление о специфике врачебной деятельности, но и в совершенстве владеть ведомственными нормативными актами Минздрава России, хорошо знать возможности судебно-медицинской экспертизы». Свою помощь в организации обучения следователей уже предложила Оксана Гусева, директор департамента экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России.
Сами медицинские работники негативно относятся к предложенной инициативе. «Создается впечатление, что тем, кто все это затеял, очень важно обозначить образ врача-злодея и провести показательные суды», – считает Ольга Демичева, советник президента МОО «Лига защита врачей», член Европейской ассоциации по изучению диабета. По ее мнению, угроза уголовной ответственности может стать инструментом воздействия на «неугодных».
Президент МОО Семен Гальперин назвал введение уголовной ответственности за врачебные ошибки «последней точкой в разрушительной реформе российского здравоохранения», которое «окончательно уничтожит российского врача». Он обратил внимание на то, что от ошибок не застрахованы ни врачи, ни сами представители Следственного комитета. «Я бы посоветовал СК заняться реальными делами... поискать настоящих виновников разгрома нашей медицины», – цитирует его слова «MedPortal.ru».