18-07-2017

Пока в Госдуме готовились рассмотреть в первом чтении поправки в законодательство, касающиеся развития телемедицины, Агентство инноваций города Москвы и Высшая школа экономики провели круглый стол, посвященный перспективам развития цифрового здравоохранения в столице. Весьма заманчивые, эти перспективы в то же время вызывают множество вопросов у всех участников процесса.

«Люди не хотят чувствовать себя больными и не будут пользоваться digital health», – считает Антон Владзимирский, главный редактор журнала «Телемедицина и Ehealth». По его словам, в преимуществах цифрового здравоохранения заинтересованы государство и работодатели, поэтому бизнес в этой области обязательно должен встраиваться в систему здравоохранения или социального обеспечения.

Реклама

В поле зрения столичного Агентства инноваций находятся две солидные организации, готовые тестировать решения в области телемедицины: Москомспорт заинтересован в дистанционном мониторинге состояния здоровья спортсменов во время подготовки к соревнованиям, а Первый МГМУ им. И. М. Сеченова – в наблюдении за состоянием пациентов в стационаре. Однако, несмотря на высокую оценку экспертами динамики и перспектив развития рынка цифровой медицины, реальных предложений от участников этого рынка поступает не так уж много.

Между тем, город очень заинтересован в том, чтобы такие технологии появились, заявил глава Агентства инноваций Москвы Алексей Парабучев. Причем агентство ищет технологические компании, которые cмогут предложить решения, интересные не только столице, но и мировому телемедицинскому рынку. Кроме того, в Москве изучают способы стимулирования разработки такого рода решений.

Многие полагают, что серьезным стимулом станет принятие закона о телемедицине, который устранит основное препятствие для развития рынка – отсутствие нормативной базы. Но не поставит ли закон новых барьеров?

Игорь Агамирзян: «Самая опасная стратегия – полностью застраховаться от всех рисков, остановив развитие».

Интернет-сообщество подготовило свою версию законопроекта. Впрочем, документ был отозван, и в итоге Госдума проголосовала за скорректированный правительственный вариант. В июле закон о телемедицине и Единой государственной информационной системе здравоохранения будет окончательно принят, считают эксперты.

Реклама

При этом, по мнению вице-президента НИУ ВШЭ Игоря Агамирзяна, в законопроекте смешаны понятия АСУ и АСУ ТП. АСУ — системы управления, которые в медицине можно было автоматизировать еще 20 лет назад, как это было сделано в других отраслях. АСУ ТП — системы управления технологическими процессами, входящие в киберфизические системы и ставшие стандартом Интернета вещей, Больших Данных и умных городов. В последних используются сенсоры, снимающие ряд параметров, система интеллектуальной обработки полученных данных и актуаторы, которые осуществляют физическое воздействие.

Телемедицина вставляет в этот полностью автоматизированный процесс элемент, связанный с принятием решения специалистом. Но, по сути, отраслевых различий гораздо меньше, чем мы привыкли думать, уверен Агамирзян: «Самая опасная стратегия – полностью застраховаться от всех рисков, остановив развитие. К сожалению, по-моему, закон как раз про это».

Наибольшие опасения вызывают у экспертов требования закона об идентификации пациентов через СМЭВ и ЕСИА, а также о наличии у пациента усиленной квалифицированной цифровой подписи. «Во-первых, получение усиленной цифровой подписи требует личной явки и уплаты 2 тыс. руб., значит, из 146 млн ее получат единицы, – заметил Станислав Сажин, сооснователь социальной сети «Доктор на работе». – Во-вторых, из своего кармана за телемедицину готовы платить лишь немногие, а чтобы создать в России национальную телемедицину, ее нужно включить в систему ОМС». «Проект надо гуманизировать, чтобы вовлечь людей, иначе он не реалистичен, – согласен Борис Зингерман, заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра. – Хотя бы на первом этапе нужно, чтобы этими технологиями было пользоваться легко».

Реклама

«Мы немного заколдованы законодательным процессом, который регулирует отношения между обладателями усиленной цифровой подписи, то есть мало кого касается на практике», – полагает Евгений Паперный, руководитель проекта «Здоровье Mail.ru». К серьезным проблемам может также привести развитие пациентоориентированной медицины в целом и телемедицины в частности: ранжирование врачей на основании предпочтений потребителя, оценка качества услуг вместо качества медицинской помощи, перекладывание капитальных расходов на рядовых исполнителей и завтрашних потребителей. «Нас ждет появление 'токсичных' участников рынка, – предрек Паперный. – Экономическую конкуренцию будут выигрывать не те, кто применяет лучшие практики, а телемедицинские проекты, которые наберут врачей приятной наружности и будут назначать препараты, которые хотят получить пациенты». По его мнению, телемедицина, скорее всего, станет не эксклюзивной услугой, а эрзац-медициной «для бедных».

Реклама