Популярность технологий искусственного интеллекта в медицине растет с каждым днем: алгоритмы машинного обучения решают задачи, которые, порой, не под силу решить врачу. В 2022 году в Европе было зарегистрировано программное обеспечение, способное определять не только наличие патологии в изображении, но и необходимость дальнейшего исследования снимка врачом. Значит ли это, что искусственный интеллект полностью заменит врача, или он всегда будет только помощником? И стоит ли вообще этого бояться? В третьем подкасте проекта «Медицина в точке бифуркации» на эти вопросы ответит Гомболевский Виктор Александрович, к.м.н., врач-рентгенолог, научный сотрудник Института искусственного интеллекта AIRI, сотрудник компании IRA Labs, глава комитета по искусственному интеллекту в лучевой диагностике московского регионального отделения Российского общества рентгенологов и радиологов.
Сможет ли искусственный интеллект (ИИ) полностью заменить врача-рентгенолога?
Большинство врачей сходятся во мнении, что ИИ никогда не сможет полностью заменить врача: компьютер не обладает эмпатией, не сможет наладить контакт с пациентом и может ошибаться, пропускать ранее неизвестные ему патологии. Существует и альтернативный взгляд: врач, который научится правильно пользоваться ИИ в качестве помощника, «заменит» врача, который вообще не использует подобные технологии, поскольку использование ИИ может сделать работу врача более быстрой, качественной и экономически эффективной.
Алгоритмы, которые работают вместо врачей, уже используются в клинической практике. Они проводят первичную диагностику рентгенологических снимков и принимают решение, передавать ли данные врачу. Один из таких алгоритмов используется в 45 странах мира и обработал более 10 млн изображений. При этом, эти технологии не заменяют, а дополняют врача: в некоторых странах количество исследований превышает количество специалистов, необходимое для того, чтобы качественно и эффективно проанализировать все поступающие от пациентов данные. В данном случае ИИ отсеивает исследования, не содержащие патологии, а врачу поступают только «подозрительные» снимки.
«В прошлом году в Европе было зарегистрировано программное обеспечение, которое смотрит на рентгенографию для того, чтобы оценить, является ли исследование нормой или имеет признаки заболевания. Если оно является нормой, то такое исследование вообще не смотрит врач. Готовы ли бы вы были доверить себе и своим близким пройти через такой сертифицированный алгоритм искусственного интеллекта, понимая, что, если там норма, то его вообще не будет смотреть человек? Можно сказать, что будущее уже наступило, но пока что «распределено неравномерно.» – отметил Виктор Гомболевский.
Наконец, всем известный чат GPT уже сегодня может успешно пройти тест на получение лицензии врача общей практики USMLE. Максимальный балл, который получил ИИ, – 89% при минимальном пороге прохождения 60%. Помимо вопросов по общей врачебной практике ИИ хорошо отвечал и на вопросы по рентгенологии. И хотя чат GPT не настроен на анализ изображений, он остается сильнейшим и перспективным инструментом помощи врачу.
Какие проблемы может принести искусственный интеллект?
Выход чат GPT был переломным моментом не только в медицине, но и во многих других сферах жизни человека. Однако в марте 2023 года создатели чат GPT выпустили открытое письмо, в котором призывают приостановить обучение систем ИИ, которые выходят за рамки чат GPT следующего поколения (GPT-4), в связи с тем, что они могут представлять угрозу для человечества.
«Мощные системы искусственного интеллекта следует разрабатывать только тогда, когда мы уверены, что их эффекты будут положительными, а риски управляемыми. Эта уверенность должна быть хорошо обоснована и возрастать с величиной потенциальных эффектов системы. Исследования и разработки в области искусственного интеллекта должны быть переориентированы на то, чтобы сделать сегодняшние мощные современные системы более точными, безопасными, интерпретируемыми, прозрачными, надежными и заслуживающими доверия.» – говорится в письме.
Технологии ускоряются с неописуемо высокой скоростью: те исследования, которые в прошлом веке могли занимать 25 лет, сегодня могут занимать несколько дней. Поэтому невозможно с высокой точностью предположить, что будет происходить в будущем. Вероятно, в будущем произойдет перераспределение технологий в сторону создания умных помощников, которые не будут выходить за принятые человеком рамки, ведь потенциал систем ИИ напрямую зависит от человека – пользователя и разработчика, а именно от того, как он будет использовать и контролировать этот инструмент. Возможно ли полностью остановить обучение ИИ? Скорее всего – нет, поскольку обучение систем ИИ не проходит централизованно в рамках конкретных проектов или в рамках одной страны – такие системы обучаются на всех данных, которые есть в мире и которые доступны в интернете.
«Эта логика ограничена, исходя из человеческого мышления. У алгоритма искусственного интеллекта другая логика, которую мы понять не можем. Мы находимся в странной ситуации: алгоритм искусственного интеллекта понимает человека лучше, чем человек понимает алгоритм. И именно это пугает. И этот страх подталкивает к ограничениям. Но кто откажется от создания святого Грааля или философского камня?» – добавил Виктор Гомболевский.
В медицине существуют те же угрозы и та же неопределенность. ИИ неидеален, и он может ошибаться. К тому же, коварство этих ошибок заключается в том, что выявить их сможет только эксперт в данной области.
Частные проблемы в рентгенологии
Алгоритмы ИИ в лучевой диагностике разделяют на моносервисы, которые используются для выявления одной патологии, и комплексные сервисы, которые могут анализировать сразу несколько патологий. Именно на последних сконцентрирован вектор развитиям медицинских ИТ технологий.
Широкому внедрению алгоритмов ИИ в рентгенологию в России поспособствовала пандемия COVID-19: данные КТ, полученные в период пандемии, стали использовать для выявления признаков рака легкого. Пересматривать эти снимки было поручено ИИ, и он отлично справился: с высокими показателями чувствительности и специфичности ИИ смог дифференцировать исследования с признаками коронавирусной инфекции, бактериальной пневмонии, рака легкого и нормы.
«К сожалению, врачи могут допускать ошибки. Недавно в рамках Московского эксперимента было проведено исследование с участием компании IRA Labs, в рамах которого данные КТ 84000 пациентов, по которым есть заключения врачей-рентгенологов, сравнили с находками комплексного сервиса. В частности, фокус был сделан на поиске аневризм аорты. Оказалось, что практически 40% всех аневризм аорты было пропущено на реальной практике. И это были крупные находки. Это значит, что тут искусственный интеллект мог бы помочь и подсказать человеку.» – рассказал эксперт.
Как найти баланс?
Технологии могут отвлекать врача, но могут и помогать. С одной стороны, современный человек находится в большом потоке информации и данных, а потому фокус внимания постоянно переключается. В работе врача это может приводить к «ускользанию» важных параметров. С другой – исследователи все чаще используют чат GPT для редактирования текстов и структурирования мыслей. Это может сэкономить много времени.
Технологический реализм
«Отвернуться от этих технологий мы не сможем. Нужно попробовать и понять, что это не страшно и действительно может приносить пользу – в виде повышения качества, снижения частоты ошибок, повышения безопасности и скорости, использования самых актуальных данных, на которые у нас нет времени. Без этого мы будем находиться в иллюзии того, что это все плохо. Я надеюсь, что такие технологии смогут решить возникающие проблемы – вызовы времени.» – подчеркнул в заключение эксперт.
Смотрите и слушайте полную версию подкаста в удобном для вас формате:
Слушать в Я.Музыке
Слушать в сервисе Звук
Смотреть на Youtube
Смотреть на Яндекс.Дзен
О том, какое место ИИ занимает в современной медицине, почему радиология занимает лидирующие позиции в области ИИ и как строится коммуникация между участиниками индустрии медицинского ИИ – смотрите, слушайте и читайте в первом подкасте проекта.
Материал подготовлен в рамках проекта «Медицина в точке бифуркации». Проект поддержан грантом Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий»