Сохранение молодости и красоты – один из самых волнующих вопросов для женщин после 40 лет. С возрастом кожа теряет свою упругость и гладкость, а первые морщинки становятся заметными. Но современная эстетическая медицина предлагает широкий спектр средств и процедур, которые помогают получить свежий и молодой вид — главное правильно их применить и не ошибиться с выбором врача. О самых действенных и популярных методах и средствах, позволяющих сохранить красоту, а также о том, как подобрать свою клинику и врача, мы поговорили с
Лилия, вы опытный профессионал, эксперт в сфере эстетической медицины и организации практических обучающих курсов для врачей, знакомы с большинством популярных современных методов и техник косметологии. Скажите, возможно ли в зрелом возрасте вернуть коже молодость, здоровье и сияние?
В этом нет ничего невозможного. Но надо понимать, что такое омоложение не может быть результатом единичной процедуры — необходим целый комплекс методов и средств, подбирать которые должен только ваш врач. Этот выбор зависит от многих факторов, например, от типа старения. Всего выделяют пять типов старения лица: усталый, мелкоморщинистый, деформационный, мускульный и смешанный. Усталый тип старения — это начальная стадия, когда утром кожа выглядит хорошо, а к вечеру становится увядшей. Такой тип хорошо отзывается на любой уход, здесь нужно улучшить микроциркуляцию, тонус мимических мышц, можно стимулировать выработку коллагена и гиалуроновой кислоты. При мелкоморщинистом типе старения лицо как будто усыхает и покрывается сетью мелких морщинок — здесь уже потребуется более серьезное вмешательство, как и при деформационном типе, который характерен появлением глубоких складок и деформацией лица. Обычно же тип старения определяется как смешанный, в таких случаях хорошо работает сочетание разных методик и препаратов, но определять их опять же должен только врач.
То есть универсального рецепта для всех типов нет? Или существуют какие-то общие рекомендации?
При всех типах старения хорошо работают коллагенностимуляторы – это процедуры или вещества, которые особым образом заставляют работать фибробласты, вырабатывающие коллаген и эластин, но подбирать эти процедуры уже надо индивидуально.
Есть общие рекомендации для всех пациентов: не ждите, когда лицо покроется глубокими морщинами и заломами, начинать заботиться о здоровье и красоте кожи нужно задолго до 40 лет. Если же у вас процессы старения уже заметны, не стоит сразу выбирать кардинальные методы пластической хирургии, возможно, подойдут неинвазивные, аппаратные или сочетанные методики — последние сейчас очень популярны. Обязательно перед любой процедурой стоит делать биоревитализацию, чтобы подготовить кожу. Это подкожное введение препаратов на основе гиалуроновой кислоты. При всех типах старения нужно обязательно использовать ботокс или другой аналогичный препарат, который следует делать согласно протоколу каждые 4–6 месяцев, в зависимости от того, как он встает, – это уже должен определить врач. Делать его надо обязательно на все лицо, чтобы не подключать к работе мышцы-антагонисты. Если же врач назначил вам PRP-терапию, это плазмолифтинг, то желательно перед ней сдать анализы — они покажут, нет ли в организме бактериальной или вирусной инфекции. Потому что плазма, которую вам будут вводить, должна быть ваша собственная и тромбоциты в ней — здоровыми. Все эти подготовительные этапы очень важны для эффективности комплексного подхода к омоложению. Конечно, мы все индивидуальны — влияет генетика, образ жизни и питание, поэтому нужно своевременно подбирать подходящие именно для вас косметологические процедуры, гормональную терапию, то есть речь должна идти о полном комплексе антивозрастной терапии, или anti-aging therapy.
Чтобы врачи меньше ошибались, а пациенты не опасались процедур, вы организовали и провели десятки практических курсов, а в РФ в 2019 году совершили прорыв – первой привезли качественный импортный биоматериал для обучения врачей. Правда ли, что до этого коммерческих курсов в России почти не проходило?
Кадавер-курсы — это анатомическое и клиническое обучение врачей на человеческом биоматериале, во время которого они получают практические навыки введения препаратов, отрабатывают техники, учатся видеть и понимать структуру и функции различных зон тела. Чтобы правильно ввести филлеры живому пациенту, надо отработать эту процедуру на мертвом биоматериале. В России по закону тела для обучения врачей выдают только в медицинских вузах, и этот биоматериал с большим количеством формалина, что кардинально меняет тактильные ощущения при работе. Конечно, вузы могли использовать то, что осталось после обучения студентов и приглашать на занятия уже практикующих врачей, но ценность и регулярность таких курсов была невысока. Я в 2019 году для первых своих курсов привезла материал без формалина именно для коммерческих занятий.
Вы обучили более тысячи врачей-косметологов в России, Грузии, Чехии и других странах мира. Насколько серьезно в разных странах отличается топ популярных процедур для омоложения, которые изучают медики?
Пожалуй, различия не очень велики, а распространенность часто объясняется финансовыми возможностями населения. Из числа популярных — хорошо себя зарекомендовали аппаратные методики, например, метод RF игольчатый, при котором с помощью микроигл идет воздействие на поверхностные и глубокие слои кожи токами высокой частоты. Этот метод позволяет выровнять мелкие и даже средние морщинки и рубцы. Во время RF-лифтинга микроиглы работают на уровне подкожно-жировой ткани, за счет этого воздействия происходит прогрев ткани и коагуляция белка от температуры. А микротравмы провоцируют процесс регенерации тканей, в результате происходит уплотнение кожи и пациент получает видимый лифтинг-эффект. Этот метод часто успешно применяют в сочетании с IPL-терапией, это лечение с помощью световых волн высокой интенсивности, которые проникают в глубокие слои кожи. Хорошие результаты в восстановлении плотности кожи дает SPRS-терапия, это применение аутологичных, то есть собственных фибробластов: их выращивают в пробирке из образцов, взятых у пациента, а потом с помощью инъекций вводят в кожу лица. Очень популярен в мире препарат Radiesse — филлер, который позволяет избавиться от морщин и улучшить качество кожи. В целом сейчас на рынке большое количество коллагенстимуляторов, в РФ это, например, препарат Ellagen от компании APTOS, Collost, также популярными остаются Sculptra, Aesthefill. Эти препараты не заменяют лифтинг-операцию, но позволяют отодвинуть ее на несколько лет.
Популярен также нейротоксин — его в принципе надо не забывать подключать вовремя.
Перед тем, как организовать кадавер-курсы по применению нового препарата, вы сами изучаете его спецификацию, консультируетесь со специалистами предприятия-производителя, с хирургами, врачами-косметологами, аккумулируя знания и опыт сразу нескольких сторон. Благодаря вашей экспертизе вам предлагают сотрудничество ведущие компании России и Европы — сколько их сегодня в вашем портфеле?
Около десятка, я думаю. И сейчас среди них большинство — российские, например, такие признанные производители, как Aptos, выпускающий эстетические нити, или НПО «Микроген» со своим ботулотоксином «Релатокс». После подключения санкций, которые хоть и не коснулись медицинской продукции, но сильно повлияли на логистику, многие клиники в России стали более благосклонно смотреть на отечественные бренды, и на мой взгляд это хорошо: у нас есть качественные препараты, не уступающие импортным аналогам. А стоят они за счет упрощенной логистики все-таки дешевле, то есть процедуры становятся доступны большему числу пациентов. Это способствует развитию отрасли.
Ваши кадавер-курсы дают врачам необходимые практические навыки по применению всех этих препаратов и методик, в результате медики совершают меньше ошибок с живыми пациентами. А какие ошибки у новичков, не прошедших такие курсы, являются самыми распространенными?
Случается, например, что врач только в теории изучил, как следует вводить филлеры — потренироваться ему было негде, и он задел опасную зону на лице. А в косметологии опасные зоны не совсем те, что в хирургии, где нельзя задевать нервы и сосуды — здесь значение имеет еще и способность ткани растягиваться, потому что филлеры должны заполнять ее. При неправильном введении в итоге могут быть повреждены артерии, кожа — это даст рубцы, возможны локальные некрозы тканей, побеление кожи, отеки, шишки. Случалось ли вам видеть «комочки» под кожей губ после введения гиалуроновой кислоты? Это значит, что врач ошибся с дозировкой препарата или ввел его поверхностно. После инъекций ботокса могут возникнуть отеки, которые никак не уходят — скорее всего, это тоже ошибка врача из-за недостатка практики. Бывает, что врач ошибается и при назначении процедуры, потому что плохо представляет себе анатомию лица и не видит, какой тип подкожной клетчатки у конкретного пациента. Есть такая популярная процедура SMAS-лифтинга — это ультразвуковое воздействие на внутренние слои кожи для стимулирования выработки коллагена. Но она работает только на плотном типе кожи, с плотным подкожно-жировым слоем, для остальных она в лучшем случае будет бесполезна.
Как не ошибиться при выборе своего врача? Дайте пару советов нашим читателям.
В первую очередь — обращать внимание на образование врача, своевременность получения баллов непрерывного медицинского образования для прохождения аккредитации, а также ежегодное обучение на кадавер-курсах. При этом такую практику врач должен проходить именно на тех препаратах, которые советует вам применить. Ну и «сарафанное радио» никто не отменял — лучше, если вы сможете увидеть результат работы конкретного врача, услышать отзывы его пациентов и уже тогда решить, устраивает ли вас его опыт и профессионализм.