Актуальность проблемы
Остеопороз характеризуется низкой минеральной плотностью кости (МПК) и нарушением микроархитектуры костной ткани, что приводит к повышенной хрупкости костей и увеличению частоты переломов.
По данным ВОЗ, одно из основных осложнений остеопороза – переломы бедра – практически всегда предполагают необходимость стационарного лечения и приводят к летальному исходу приблизительно в 20% случаев, а также являются причиной постоянной инвалидности примерно у половины пациентов. К 2050 г. число переломов бедра, как ожидается, увеличится в три-четыре раза по сравнению с оценками, которые имели место в 1990 году [1]. Ранее считалось, что риск возникновения остеопороза увеличивается с возрастом и он угрожает людям только после 50 лет. Но современные исследования говорят о том, что проблемы со здоровьем костей и недостаточным уровнем кальция в организме могут начинаться гораздо раньше.
«Социальная значимость остеопороза определяется его последствиями – переломами тел позвонков и костей периферического скелета, обусловливающими высокий уровень нетрудоспособности, включая инвалидность и смертность. У пациентов, перенесших патологические переломы, достоверно снижается качество жизни, которое лишь частично восстанавливается в среднем через 12-24 месяца в зависимости от локализации перелома», – отмечает Антон Вячеславович Наумов, д.м.н., профессор кафедры болезней старения РНИМУ им. Пирогова, заведующий лабораторией заболеваний костно-мышечной системы РГНКЦ.
Высокая и постоянно растущая распространенность остеопороза и его прямых осложнений определяют важность данной проблемы для здравоохранения [2].
Отдельного внимания заслуживает проблема остеопороза у женщин: пациентки в пременопаузе обязательно должны быть проинформированы о рисках остеопороза. Потеря костной массы ускоряется в период менопаузы и в течение первых 5 лет менопаузы показатель минеральной плотности кости может снижаться до 5% в год. Диагноз сенильного остеопороза устанавливается преимущественно у лиц старше 70 лет [3].
Несвоевременная диагностика
До развития патологического перелома остеопороз не имеет клинических проявлений. В связи с этим, оправдано проводить скрининг для выявления групп с высокой вероятностью переломов с использованием алгоритма FRAX (fracture risk assessment tool) среди всех женщин в постменопаузе и мужчин старше 50 лет.
Вовремя выявить нарушения минерализации костной ткани и диагностировать остеопороз может такой вид профилактического медицинского исследования как денситометрия. Однако по данным Health Report 2023, в России ее доступность отмечают лишь 19% женщин и 17% мужчин. Использование значений МПК в сочетании с клиническими факторами риска улучшает прогнозирование переломов бедренной кости и патологических переломов в целом как у женщин, так и у мужчин [4].
Лечение: мифы и проблемы комплаентности
В клинических рекомендациях по остеопорозу указано, что все препараты для терапии остеопороза должны назначаться в сочетании с препаратами кальция (500-1000 мг в сутки) и колекальциферола (витамин Д – минимум 800 МЕ в сутки), поскольку назначение антирезорбтивной терапии может резко повысить потребность в кальции, необходимом для восстановления костной ткани.
В свою очередь, недостаточное поступление кальция может способствовать нарушению минерализации [2]. По данным исследовательского опроса, около 65% участников уверены, что кальций в достаточном объеме можно получить из еды [5]. Однако, как отмечают исследователи, современное качество питания не обеспечивает достаточного поступления кальция и витамина D. При дефиците последнего ионы кальция, поступающие с пищей, не всасываются клетками стенки кишечника, а ионы кальция крови выводятся из костной ткани с мочой, что приводит к остеомаляции или размягчению костей и, следовательно, увеличению риска переломов.
«Среди методов медикаментозной профилактики остеопороза наиболее безопасной и подходящей для широкого применения считается терапия солями кальция (например, карбонат кальция) и витамином D. В перименопаузе и постменопаузе это будет наиболее эффективно в сочетании с менопаузальной гормональной терапией или растительными средствами, содержащими фитоэстрогены. При этом сочетанное назначение кальция и витамина D более эффективно повышает минеральную плотность костей и снижает риск переломов, чем изолированное применение солей кальция», – констатирует Вера Ефимовна Балан, руководитель поликлинического отделения МОНИИАГ, д.м.н., профессор, акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, президент Российской ассоциации «Менопауза».
Обычно остеопороз диагностируют и лечат, когда уже случился перелом, и чаще это люди старшего возраста. К сожалению, прослеживается низкая приверженность лечению остеопороза патогенетическими препаратами. По результатам российского многоцентрового исследования, проведенного в центрах остеопороза, приверженность назначенному лечению была низкой и для различных групп препаратов колебалась в пределах 50% в течение первого года [6].
Целесообразность профилактики у различных категорий пациентов
Профилактика остеопороза включает мероприятия, направленные на максимальный набор пика костной массы у детей и молодых людей, поддержание костной массы и предупреждение падений у здоровых людей старшей возрастной группы и профилактику падений и переломов у лиц с диагностированным переломом в анамнезе и с остеопорозом. Недостаток физической активности, а также избыточная физическая нагрузка в подростковом возрасте приводят к более низкому набору пиковой костной массы.
Важную роль играет достаточное потребление кальция с продуктами питания или прием препаратов кальция при его недостаточном содержании в пищевом рационе. Суточная потребность в кальции составляет 1000-1300 мг в зависимости от возраста. Также важен витамин D для абсорбции кальция в кишечнике и для минерализации костной ткани
Потребность макро- и микроэлементах значительно повышается во время беременности. Традиционно считается, что кальций является строительным материалом для формирования скелета плода и необходим для сохранения как остеогенеза самой беременной, так и дентина ее зубов. Однако биологические роли кальция при беременности гораздо шире и также включают регуляцию процессов клеточного апоптоза, свертывания крови, мышечного сокращения и нервно-мышечной проводимости, в том числе для ритма сердца, поддержания артериального давления – и профилактики преэклампсии, а также для улучшения состояния иммунитета, кожи и ее придатков [7].
Среди методов медикаментозной профилактики остеопороза наиболее безопасной и подходящей для широкого применения считается терапия солями кальция (например, карбонат кальция) и витамином D. При этом сочетанное назначение кальция и витамина D более эффективно повышает МПК и снижает риск переломов, чем изолированное применение солей кальция. Такую терапию может рекомендовать в том числе гинеколог с целью профилактики и молодым пациенткам для поддержания костной массы – назначения обусловлены необходимостью профилактического приема кальция женщинами на всех этапах жизни.
Проблема дефицита кальция актуальна для всех возрастов. Для снижения рисков заболевания рекомендуется использовать препараты кальция с витамином D, который необходим для его усвоения. Причем в лечении таких серьезных заболеваний как остеопороз важно выбирать проверенные лекарственные средства с повышенным содержанием кальция.
Список литературы
- Профилактика и ведение остеопороза. Комитет экспертов и исследовательские группы ВОЗ. Доклад научной группы. 2004
- Клинические рекомендации – Остеопороз – 2021
- Дудинская Е.Н., Браилова Н.В., Кузнецова В.А., Ткачева О.Н. Остеопороз у пожилых пациентов. Остеопороз и остеопатии. 2019;22(3):34-40
- Клинические рекомендации – Остеопороз – 2022
- Исследование Magram MR. Поиск вариантов решения по увеличению конверсии из знания в потребление для линейки бренда «Кальций-Д3 Никомед», 2022
- Лесняк О.М., Баранова И.А., Белова К.Ю., Гладкова Е.Н., Евстигнеева Л.П., Ершова О.Б., Каронова Т.Л., Кочиш А.Ю., Никитинская О.А., Скрипникова И.А., Торопцова Н.В., Арамисова Р.М. Остеопороз в Российской Федерации: эпидемиология, медико-социальные и экономические аспекты проблемы (обзор литературы). Травматология и ортопедия России. 2018;24(1):155-168
- Громова О.А., Торшин И.Ю., Тетруашвили Н.К. и др. Современные аспекты применения кальция и витамина D3 при беременности. Гинекология. 2016; 18 (4): 16–25)