Какой он — успешный врач поликлиники?

22-12-2022
На городском форуме профессионалов «Моя поликлиника» ведущие эксперты обсудили актуальные вопросы модернизации системы здравоохранения и подвели промежуточные итоги реализации Проекта по обучению врачей общей практики и сотрудников поликлиник

форум профессионалов «Моя поликлиника» На городском форуме профессионалов «Моя поликлиника», который прошел в Москве в Гостином Дворе с 15 по 17 декабря, большое внимание уделялось врачу как центральной фигуре первичного звена здравоохранения. Перед тем как заслушать доклады уважаемых спикеров, организаторы представили результаты блиц-опроса, проведенного среди молодых и более опытных врачей поликлиник. Респондентам задали вопрос: «Кто, в вашем понимании, успешный врач?» И получили следующие ответы:

Реклама

  • Тот, кто видит результаты своих усилий
  • Тот, кто состоялся в профессии
  • Тот, кто занимается лечением и диагностикой
  • Тот, кто получает удовлетворение от работы
  • Он использует современные методы диагностики и лечения
  • Его уважают пациенты и коллеги
  • Он совершенствует свои компетенции

Выступая на форуме «Моя поликлиника», Алексей Хрипун, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы, назвал первичное звено фундаментом московского здравоохранения. Обращаясь к участникам форума, он сказал: «От вас зависит не только работа поликлиник, но и взаимодействие с другими структурами столичного здравоохранения: стационарами, скоропомощными службами и т.д. Московский стандарт появился в поликлинике. Поликлиника становится образцом, с которого мы перенимаем опыт для новых проектов».

Марьяна Лысенко, главный врач ГКБ № 52 Департамента здравоохранения Москвы, сравнила успешность врача стационара и поликлиники и отметила, что за реконструкцией поликлиник нельзя забывать о специфике работы врачей и необходимо учитывать их мнение. Опрос 500 врачей показал, что при выборе места работы медики считают самыми важными факторами получение ежедневного клинического опыта и возможность общения с коллегами. А успешным специалистом называют того, кто пользуется признанием пациентов. 66% опрошенных считают, что врачу лучше иметь и стационарную, и амбулаторную практику. Но врач стационара, по мнению большинства, пользуется большим авторитетом. Врачам поликлиник важно увеличение клинической составляющей в их повседневной деятельности. Не увеличивать время приема (по результатам опроса, большинству врачей для приема пациента достаточно 15–20 минут), а вывести административную работу за его пределы. Возможно, ввести должность помощника-администратора.

Реклама

Именно для того, чтобы снять административную нагрузку с врачей, в московских поликлиниках внедряют цифровые сервисы. Так, к примеру, перед приемом врачей ряда специальностей пациентов о жалобах на здоровье опрашивает чат-бот. Результаты автоматически подгружаются в протокол и заранее видны врачу. Помимо этого, на приеме врачу помогает система поддержки принятия врачебных решений — на основе жалоб пациента инструмент подбирает наиболее вероятные диагнозы, а врач уже решает, соглашаться ли с ними. Также система предлагает врачу готовые пакетные назначения, которые включают в себя комплекс необходимых лабораторных и инструментальных исследований. Благодаря этому врач тратит примерно в 10 раз меньше времени на назначения.

Чтобы снять лишнюю нагрузку с медиков, в московских поликлиниках работают уже 1,5 тысячи сотрудников центров госуслуг, которые выполняют функции администраторов. Они занимаются немедицинскими вопросами — помогают с навигацией по поликлинике, отвечают на различные организационные вопросы.

В рамках проекта по проактивному диспансерному наблюдению создается институт помощников врача — специалистов поликлиник со средним медицинским образованием. Как сообщила заммэра Анастасия Ракова, уже 300 специалистов работают в качестве помощников врачей, постоянно оставаясь на связи с пациентами в режиме онлайн. Благодаря им удается организовать полноценное, последовательное и, главное, неотрывное диспансерное наблюдение. В ближайшее время планируется укомплектовать штат до 600 человек.

Реклама

В московских поликлиниках администраторами работают 1,5 тысячи сотрудников центров госуслуг, которые снимают нагрузку по немедицинским вопросам с врачей

Любой успешный специалист должен хорошо зарабат��вать, и врачи тут не исключение. Михаил Югай, советник председателя правительства Республики Алтай, сообщил, что разница между частными и государственными клиниками по контингенту, заработным платам врачей и условиям работы постепенно нивелируется. Но в числе факторов удовлетворения от работы в амбулаторном звене, по данным общемировой практики, спикер также назвал возможность контролировать свою нагрузку, получать достойную оплату труда, меньше заниматься административной работой, заслужить признание пациентов. Одним из глобальных трендов в поведении людей признано холистическое здоровье, исцеление человека «в целом». Для этого в столичных поликлиниках реализуется проект по проактивному диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями — он позволяет следить за здоровьем пациента в динамике и не допускать ухудшений.

Михаил Югай отметил, что на пути к высокотехнологичной медицине важно не потерять чувство человеческого тепла между врачом и пациентом. Так, в этом году врачи московских поликлиник совместно с пациентами разработали систему ценностей, которой сотрудники придерживаются в работе. Они звучат так: пациентоориентированность, профессионализм, доброжелательность, командная работа, доверие, уважение. Их соблюдение поможет построить с пациентами доброжелательные, доверительные и взаимоуважительные отношения.

Реклама

Виктор Фисенко, первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации, заявил, что Москва сегодня представляет лучшие практики в первичном звене и охотно делится ими с регионами. «Наша общая цель — повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. Модернизация здравоохранения не должна сводиться к вложениям финансов в инфраструктуру, мы должны обращать внимание на кадры — уникальный ресурс, ценность которого со временем только растет. Мы для себя определили такие основные составляющие успеха, как карьерный рост, заработная плата, признание профессионального сообщества, результативность профессиональной деятельности, удовлетворенность пациента и врача. Успешный врач, как показали наши опросы, — это тот, кто не работает «на корзину» с тоннами бумаги, а тот, кто видит результат своего труда в виде сохраненной жизни, предотвращенной госпитализации, лучшего самочувствия пациента. Для этих показателей мы планируем создать систему оценки результативности».

Реклама
Леонид Огуль, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, сообщил, что на парламентских слушаниях 23 ноября обсуждались ключевые проблемы здравоохранения и были приняты важные постановления, цель которых — сделать врача успешным, а пациента удовлетворенным. В частности, программа модернизации первичного звена продлена на несколько лет с соответствующим финансированием. В работе врача очень важен коллектив, а также грамотный руководитель. Спикер уверен, что успешность врачей в поликлинике на 80% зависит от руководства и администрации. Важны контактность и открытость руководства — от главного врача до финансового отдела и отдела кадров. Также докладчик предложил обращать больше внимания на подготовку кадров.

Кадры как основа первичного звена

Наталья Кузенкова, главный врач городской поликлиники № 68 Департамента здравоохранения Москвы, и Инна Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, подчеркнули, что не случайно именно в Москве в мае 2021 года был создан Кадровый центр Департамента здравоохранения города, где проводится трехэтапное тестирование докторов перед приемом на работу. И трудоустройство врачей в медицинские учреждения Департамента здравоохранения Москвы сегодня осуществляется только после оценки компетенций в Кадровом центре.

Центр стал единой площадкой, на которой реализуются программы непрерывного профессионального образования, оценочные и аккредитационные мероприятия для врачей, проводятся различные тренинги, направленные на совершенствование навыков коммуникации с пациентами, развитие стрессоустойчивости и других качеств, необходимых в повседневной деятельности медицинского работника. Проводятся тренинги и курсы для развития эмпатии и пациентоориентированности. Святенко акцентировала внимание на том, что врач помогает пациентам решать проблемы со здоровьем, но важно, как он сам себя при этом чувствует. Врач хочет быть не только успешным, но и счастливым в профессии. Это означает, что необходимо предупреждать профессиональное выгорание и бороться с ним, что также является одним из направлений работы Кадрового центра, создающего специальные учебные модули, тренинги, курсы для врачей по стрессоустойчивости, выявлению и устранению профессионального выгорания.

Реклама

Всего за период реализации проекта по обучению сотрудников отремонтированных поликлиник экспресс-обучение, коммуникативные тренинги и обучение по аппликационным тренингам на новом оборудовании прошли более 7 800 чел.

На форуме «Моя поликлиника» неоднократно подчеркивалось, что врач общей практики — это специалист, от которого требуется широкий набор профессиональных компетенций в области диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний. С учетом этого на базе Кадрового центра проходит обучение врачей общей практики по программе, включающей в себя 13 направлений: урологию, эндокринологию, ревматологию, кардиологию, гастроэнтерологию, пульмонологию и другие разделы. Каждый образовательный модуль состоит из теоретической и практической частей и занимает 18 учебных часов. Проект по обучению врачей общей практики был запущен в конце декабря 2021 года и завершится в феврале 2023 года. По окончанию около трех тысяч медиков повысят профессиональный уровень по всем указанным дисциплинам, а это все врачи общей практики, работающие в системе московского здравоохранения.


Реклама