Дискомфорт, тяжесть в эпигастрии и изжога беспокоят многих пациентов. Без комплексного подхода, основанного на современных клинических рекомендациях, полностью решить проблему зачастую не удается. Неприятные переживания возвращаются снова и снова, если не устранена их возможная причина — хеликобактериоз. Он является важнейшим этиологическим фактором в развитии хронического гастрита и язвенной болезни, повышает риск их малигнизации. Поэтому на первый план в комплексном лечении данной патологии выходит эрадикационная терапия.
— Леонид Борисович, нам запомнились ваши слова в одном из интервью газете «Аргументы и факты»: «Я терапевт. Со студенческих лет меня влекла именно эта специальность, позволяющая системно оценить изменения в организме человека при любой болезни, носящей, казалось бы, локальный характер». Но в последние годы в сферу ваших научных интересов входят заболевания желудочно-кишечного тракта, в частности, хронический гастрит и язвенная болезнь. Насколько распространена эта патология?
— Распространенность очень высокая. А если мы говорим о хеликобактериозе как о факторе риска, то до последнего десятилетия он встречался у 70-85% людей. Правда, сегодня этот показатель несколько снизился, по данным разных исследований. Вероятно, это результат широкого применения эрадикационной терапии.
— Правда ли, что в этиопатогенезе хронического гастрита и язвенной болезни главную роль играет именно бактерия Helicobacter pylori?
— Да, это, безусловно, главный фактор. И к чему в итоге приведет возникшая язва, сказать сложно. Мы прежде всего опасаемся малигнизации. Как известно, Всемирная организация здравоохранения отнесла H. pylori к канцерогенам I класса.
— Где и когда человек может заразиться H. pylori и что является источником инфекции? Можно ли было, например, «подхватить» инфекцию на курорте?
— Может ли хеликобактериоз стать семейной инфекцией и передаваться от одного члена семьи к другим?
— Именно так и происходит. В семью H. pylori как правило приносят дети, а затем инфекция распространяется среди других членов семьи.
— Нужно ли при выявлении хеликобактериоза у одного члена семьи обследоваться всем остальным?
— Да, и это входит во все международные рекомендации. Более того, нужно проводить терапию у всех членов семьи.
— Как именно H. pylori воздействует на желудок и вызывает гастрит или язвенную болезнь?
— Знаете, многие мои студенты удивляются, когда я им рассказываю, что в нашем желудке проживают более 100 различных видов микроорганизмов, в том числе различные штаммы хеликобактера. Так что ничего стерильного в нас нет! H. pylori является условным сапрофитом. До поры до времени она может не вызывать особых проблем, ведь слизистую оболочку желудка покрывает слой защитной слизи. Но человек сам разрушает его с помощью никотина и смол, содержащихся в сигаретах, этанола, горячей и острой пищи, соли, лекарственных препаратов (например, нестероидных противовоспалительных средств). И тогда H. pylori начинает разъедать стенку желудка — от слизистого слоя до мышечного. В итоге образуется язва, которая воспаляется. Организм пытается противостоять этому и запускает процессы регенерации. Но проблема в том, что на месте дефекта вместо желудочного эпителия образуется кишечный. Происходит кишечная метаплазия, а это уже предрак.
Л.Б. Лазебник:
|
— По каким симптомам человек может заподозрить у себя хеликобактериоз, и что нужно делать, если его обнаружили?
— Человек может долгое время не обращать внимания на какие-то мало выраженные симптомы. Ну немножко потянуло в эпигастрии, небольшая тяжесть после еды, у кого не бывает? А патологический процесс продолжает развиваться. Поэтому, как только появляются какие-то жалобы со стороны органов пищеварения, мы рекомендуем проводить лабораторное обследование на наличие H. pylori. Самый надежный тест — это определение ДНК возбудителя в кале с помощью ПЦР. Но не менее широко распространены так называемые дыхательные тесты. Если возбудителя обнаружили, то мы придерживаемся принципа: «Увидел — убей».
— Не секрет, что вирус SARS-CoV-2, возбудитель COVID-19, способен поражать не только легкие, но и органы желудочно-кишечного тракта. Правда ли, что хеликобактериоз повышает риск инфицирования новым коронавирусом?
— Да, и это известно. H. pylori нарушает структуру защитной слизи, и это облегчает проникновение SARS-CoV-2 в клетки желудочного эпителия. Поэтому, когда мир только столкнулся с новой угрозой, но пандемия еще не была объявлена, некоторые эксперты не рекомендовали назначать препараты, которые снижают секрецию слизи, так как это может способствовать инфицированию вирусом SARS-CoV-2.
По данным разных авторов, от 3-4% до 40% случаев COVID-19 проявляется желудочно-кишечными расстройствами. Также они обнаруживаются почти у всех переболевших пациентов и у многих из них, к сожалению, печально заканчиваются.
— В течение долгого времени важная роль в комплексном лечении H. pylori-ассоциированной патологии желудка и двенадцатиперстной кишки отводилась эрадикационной терапии. Правда ли, что в последнее время эффективность такого лечения снизилась, и с чем это связано?
— К сожалению, эффективность действительно стала ниже. Мне, как эксперту, неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что эрадикационная терапия проводится неправильно. Нужно назначить одновременно 2 антибиотика, ингибитор протонной помпы, препарат висмута и обязательно добавить пробиотик. Казалось бы, все прописано в рекомендациях, просто делай так и все. Но каждый из нас индивидуален… Однажды ко мне на консультацию пришел пациент с язвенной болезнью и пожаловался: «Доктор, мне назначили 4 препарата, но они не помогли». Начинаю выяснять, в чем причина. Оказывается, врач рекомендовал: «Недельку попьете один антибиотик, недельку отдохнете, потом второй…». И вот больной уже 2 месяца так «лечится», а результата нет. Иногда считают, что 2 антибиотика — это слишком много и можно обойтись одним, либо принимают только ингибитор протонной помпы. «Вроде легче стало, боль отпустила, ну и хорошо». Одним словом, ошибок хватает.
— Разработаны ли альтернативные методы терапии хеликобактериоза и какие из них вы считаете наиболее перспективными?
— Я полагаю, что будущее — за разработкой новых биологических методов. Все-таки подобное нужно лечить подобным. И я фактически уже предложил такой подход своим коллегам. По сути дела, хеликобактериоз — это дисбиоз. Поэтому мне представляется, что очень важным направлением будет восстановление эубиотического равновесия в желудке с помощью определенных штаммов микроорганизмов, которые помогают устранить агрессивность H. pylori. И уже сегодня в рекомендации Всемирной гастроэнтерологической ассоциации по лечению хеликобактериоза такие штаммы включены. В их числе — штамм Lactobacillus reuteri DSMZ 17648.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ Прорыв в борьбе с хеликобактериозом — уникальный препарат в России— В чем уникальность штамма Lactobacillus reuteri DSMZ 17648? — Уникальность этого штамма состоит в том, что он является природным антагонистом H. pylori. На это впервые обратили внимание немецкие микробиологи [1]. С помощью специальной технологии они получили из данного штамма высокоактивную ферментированную субстанцию для целенаправленного решения главной задачи — элиминации H. pylori. Попадая в желудок, эта субстанция связывается с возбудителем, образуя коагрегаты, и естественным способом выводит его из организма. — Выпускаются ли в России препараты, содержащие именно этот уникальный штамм? Реклама Метабиотик, содержащий штамм Lactobacillus reuteri, входит в национальные рекомендации профессиональных сообществ. А сегодня мы разрабатываем очередные клинические рекомендации, где штамм Lactobacillus reuteri DSMZ 17648 займет достойное место в схеме лечения хеликобактериоза. Не исключаю, что со временем может быть поставлен вопрос о возможности более широкого применения Хелинорма не только в комплексной терапии, но и для активной профилактики язвенного поражения желудка, которое, как мы уже говорили, может подвергаться малигнизации. — Проводились ли масштабные клинические исследования эффективности Хелинорма и что они показали? — Помимо немецкого исследования большой интерес представляют результаты крупных исследований эффективности Хелинорма, проведенных в Москве и Санкт-Петербурге [2]. Они показали, что при включении в схему эрадикационной терапии препарата Хелинорм ее эффективность повышалась примерно на 25%. Реклама — Не способствует ли Хелинорм повышению резистентности H. pylori к антибиотикам? — Нет, не способствует, и это уже доказано. — Как правильно принимать Хелинорм, чтобы достигнуть лучшего результата? Какую длительность курса приема вы рекомендуете? — Обычно мы назначаем эрадикационную терапию антибиотиками на 14 дней, а прием Хелинорма, на мой взгляд, целесообразно продолжать до месяца. Кстати говоря, субъективно он значительно улучшает переносимость антибиотиков. — Нужно ли принимать Хелинорм в качестве средства профилактики всем членам семьи, если у одного из них выявлен хеликобактериоз? — Полагаю, что возможно. Во всяком случае, в приеме Хелинорма как средства монопрофилактики в данной ситуации точно есть здравый смысл. — Насколько безопасен Хелинорм? Можно ли его принимать детям, а также беременным и кормящим женщинам? — Важное достоинство этого препарата —высокий профиль безопасности. Его можно применять даже у детей старше 6 лет, а также у беременных и кормящих женщин. — Правда ли, что Хелинорм способствует не только элиминации H. pylori, но и улучшению процесса пищеварения? — Да, препарат способствует устранению дискомфорта в желудке и улучшению пищеварения. — Как долго сохраняется эффект после завершения курса приема Хелинорма? — Если мы провели полноценную эрадикацию, то случаи повторного инфицирования H. pylori встречаются нечасто.
|
Список литературы
- Non-Viable Lactobacillus reuteri DSMZ 17648 (Pylopass™) as a New Approach to Helicobacter pylori Control in Humans Heidrun Mehling and Andreas Busjahn // Nutrients 2013, 5, 3062-3073; doi:10.3390/nu5083062
- Бордин Д.С., Войнован И.Н., Хомерики С.Г., Янова О.Б., Ким В.А., Быстровская Е.В., Шишин К.В. Эффективность и безопасность Lactobacillus reuteri DSMZ17648 у инфицированных Helicobacter pylori. Лечащий врач 2016;5:106-110