Бактериальный вагиноз – самая распространенная инфекционная патология женской половой системы: считается, что на протяжении жизни она встречалась у каждой женщины хотя бы 1 раз1. Каждый специалист-гинеколог, вероятно, сталкивался в своей практике с этой проблемой сотни раз, причем десятки из них – у одних и тех же пациенток.
Опасность этого, кажущегося женщинам таким невинным, заболевания связано с тремя аспектами:
- Слабая выраженность симптомов или их отсутствие
- Склонность к хроническому и рецидивирующему течению
- Возможность тяжелых осложнений
Скудность симптоматики редко заставляет пациенток серьезно беспокоиться за свое здоровье и репродуктивные возможности, а соответственно, и следовать советам лечащего врача и длительно принимать рекомендованную терапию. Это приводит как к возрастанию частоты заболеваний, осложняющих бактериальный вагиноз, в популяции, так и к росту числа устойчивых форм микроорганизмов. Оптимальным способом преодоления создавшейся ситуации является повышение комплаентности пациенток.
В задачи врача входит подробное информирование женщины о самом заболевании и его возможных последствиях, а также подбор не только эффективной и безопасной, но и максимально комфортной по продолжительности и частоте применения терапии.
Характерные нарушения флоры при бактериальном вагинозе
Бактериальный вагиноз – заболевание полимикробное и является, по сути, патологией экосистемы влагалища. Нарушение микробиоценоза сопровождается резким снижением или полным исчезновением лактофлоры и ее заменой на полимикробные ассоциации анаэробов и микроаэрофильных бактерий. При этом не только увеличивается многообразие видового состава микроорганизмов, населяющих слизистую оболочку влагалища, но и происходит их активное размножение.
Специфичными для бактериального вагиноза являются Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginae, Prevotellaspp., Porphyromonas spp., Bacteroides spp., Peptostreptococcus spp., Mobiluncus spp., Megasphaera spp., Leptotrichia spp., Dialister spp., Mycoplasmahominis, Ureaplasma urealyticum, а также бактерии, ассоциированные с развитием бактериального вагиноза (bacterial vaginosis associated bacteria – BAVB1, BAVB2, BAVB3), относящиеся к порядку Clostridiales
В норме влагалищный секрет содержит в среднем 105—106 КОЕ/мл аэробов и анаэробов с преобладанием пероксидпродуцирующих лактобацилл3. Бифидобактерии, как и лактобактерии, защищают слизистую влагалища от воздействия патогенных и условно-патогенных бактерией и их токсинов, тормозят распад секреторного IgА, активируют образование интерферона и синтез лизоцима. Лактобациллы перерабатывают гликоген эпителиальных клеток влагалища в молочную кислоту, повышая кислотность среды, и продуцируют перекись водорода. Кислая среда и выделяемые активные вещества создают естественную защиту, препятствующую проникновению патогенных микроорганизмов в верхние половые пути4.
Если у здоровых пациенток соотношение аэробной к анаэробной флоре составляет 1:10, то при бактериальном вагинозе концентрация аэробных и анаэробных микроорганизмов увеличивается в несколько раз. Так, например, концентрация Gardnerella vaginalis увеличивается в 100 раз, Bacteroides spp., Peptococcus spp. — в 1000 и более раз. При снижении содержания факультативных лактобацилл, увеличивается количество непероксидпродуцирующих анаэробных лактобактерий. Это приводит к уменьшению концентрации молочной кислоты, снижению кислотности среды влагалищного содержимого, активному размножению патогенной флоры и ослаблению защитного барьера3.
Патогенез, симптоматика и возможные риски
При огромном количестве причин, которые могут привести к бактериальному вагинозу, их объединяет фактор нарушения местного иммунитета. Так, на фоне эндокринных расстройств снижается содержание IgA, циркулирующих иммунных комплексов, С3–компонента комплимента и возрастает количество IgG. Тот же эффект оказывают нерациональное применение системных антибактериальных препаратов, воспалительные заболевания женских половых органов, частые спринцевания, гинекологические хирургические и диагностические вмешательства и т.д.
Симптоматика бактериального вагиноза достаточно скудна: часто он имеет бессимптомное течение, сопровождающееся, тем не менее, положительными лабораторными признаками. В некоторых случаях заболевание проявляется гомогенными выделениями из влагалища белого или серого цвета, пенистыми, слегка тягучими, с неприятным, часто «рыбным» запахом. По мере прогрессирования выделения могут приобретать желтовато-зеленый цвет и творожистую консистенцию3.
Несмотря на то, что само по себе заболевание далеко не всегда причиняет пациенткам значительные неудобства, оно является фактором риска возникновения тяжелой патологии репродуктивной системы, осложнений беременности и родов. В многочисленных исследованиях было доказано, что бактериальный вагиноз может привести к эндометриту, сальпингоофориту, кольпитам, неопластическим изменениям шейки матки, бесплодию. Кроме того, этот диагноз увеличивает вероятность заражения заболеваниями, передаваемыми половым путем (по причине низкого редокс-потенциала тканей и высокого pH), осложнений после операций, преждевременных родов и хориоамнионита3.
Таким образом, терапия бактериального вагиноза ставит своей целью подавление нехарактерной для влагалища флоры, восстановление нормального микробиоценоза и предотвращение прогрессирования заболевания и развития серьезных осложнений. Стоит отметить, что реальная эффективность достижима только при условии приверженности терапии, и в задачи врача входит максимальное ее повышение.
Первая линия антибактериальной терапии и обоснование эффективности
Российские и международные рекомендации по ведению бактериального вагиноза включают в список средств первого ряда метронидазол и клиндамицин1,5.
Исследования последних лет, однако, наглядно демонстрируют снижение восприимчивости к метронидазолу условно-патогенной флоры, активизирующейся при бактериальном вагинозе6,7,8. Кроме того, лечение метронидазолом сопряжено с повышенной частотой побочных явлений, особенно со стороны пищеварительной и иммунной систем. При сравнении метронидозола с клиндамицином видно, что последний обладает более широким спектром антимикробной активности и более благоприятным профилем безопасности9.
Выбирая между системной и местной терапией, врачи-гинекологи и акушеры предпочитают останавливаться также на последнем варианте. Местные препараты лишены системных эффектов и, соответственно, обладают низким риском развития нежелательных явлений и могут применяться, в том числе, у беременных, кормящих и у пациенток с экстрагенитальной патологией, при которой прием системных антибиотиков противопоказан.
Мировым стандартом лечения бактериального вагиноза является интравагинальное применение клиндамицина (оригинальный препарат Далацин®).
Клиндамицин, полусинтетический антибиотик группы линкозамидов, быстро вытеснил свой аналог, линкомицин, благодаря улучшенному фармакологическому профилю. Механизм действия антибиотика связан с блокировкой синтеза белков бактериальной клетки путем связывания с 50S субъединицей бактериальных рибосом. Эффективность клиндамицина (Далацин®) направлена против неспорообразующих анаэробов и грамположительных кокков, и в первую очередь это касается шести наиболее активных агентов бактериального вагиноза: Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginae, Bacteroides spp., Peptostreptococcu spp., Mobiluncus spp., Mycoplasmahominis.
Сегодня Далацин® входит в стандарты лечения бактериального вагиноза в США (согласно рекомендациям Центра по контролю заболеваемости) и Европе. Безопасность и эффективность препарата была не раз доказана с помощью клинических исследований. На сегодняшний день курс лечения препаратом Далацин® – самый короткий из существующих и дающих высокий результат, препарат купирует симптомы бактериального вагиноза после трехдневной терапии с вероятностью 94%10,11.
Приверженность терапии как гарантия результата
Сегодня спектр предлагаемых препаратов против бактериального вагиноза очень широк. Однако среди более сотни наименований, включающих другие антибактериальные средства, комбинированные препараты и дженерики клиндамицина, Далацин® демонстрирует лучшую статистику востребованности, несмотря на не самую низкую цену. Исследование Prindex продемонстрировало высокую лояльность профильных специалистов к этому препарату3. Последние годы доля рынка клиндамицина неуклонно растет.
Доверие специалистов препарату Далацин®, по всей вероятности, объясняется высокой эффективностью терапии, связанной не только с характеристиками препарата, но и с высокой приверженностью лечения.
Интравагинальные формы Далацин® – вагинальный крем и вагинальные свечи – рассчитаны на самый оптимальный по краткости курс. Всего 3 дня терапии и одноразовое применение в течение дня – идеальный вариант для современных женщин, поддерживаемый медицинским сообществом.
Трёхдневный курс, рассчитанный на одну упаковку препарата, снимает риск того, что пациентка из экономии или других причин решит не продолжать терапию. Возможность выбора наиболее удобной формы введения, удобство применения прилагающегося аппликатора и режим лечения гарантируют завершение курса, что в разы уменьшает вероятность рецидивов, осложнений и формирования резистентности.
Таким образом, сочетание эффективности и удобства вагинальных форм Далацин® лишний раз объясняет высокое доверие к нему членов международного гинекологического сообщества и гарантирует оптимальное, как для пациенток, так и для врачей, решение проблемы бактериального вагиноза.
Служба Медицинской Информации: Medinfo.Russia@Pfizer.com. Доступ к информации о рецептурных препаратах Pfizer в России: www.pfizermedinfo.ru
Copyright 2020 Пфайзер Россия. Все права защищены. Информация предназначена только для специалистов здравоохранения Российской Федерации.
OOO "Пфайзер Инновации"
123112, Москва, Пресненская наб., д.10, БЦ "Башня на Набережной" (блок С)
Тел.: +7 495 287 50 00. Факс: +7 495 287 53 00
PP-CLO-RUS-0223 07.09.2020
- Клинические рекомендации по диагностике и лечению заболеваний, сопровождающихся патологическими выделениями из половых путей женщин. Издание 2-изд., испр. и доп. М.: РОАГ, 2019. 56 с
- Савичева А.М., Тапильская Н.И., Шипицына Е.В., Воробьева Н.Е. Бактериальный вагиноз и аэробный вагинит как основные нарушения баланса вагинальной микрофлоры. Особенности диагностики и терапии. Акушерство и гинекология, 2017, 5: 24-31.
- Широкова Ирина Новый драйвер рынка бактериального вагиноза // Ремедиум. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-drayver-rynka-bakterialnogo-vaginoza
- Хрянин А.А., Решетников О.В. Бактериальный вагиноз: новые перспективы в лечении // МС. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bakterialnyy-vaginoz-novye-perspektivy-v-lechenii.
- Workowski K, Berman S. Sexually transmitted diseases treatment guidelines 2010. MMWR, 2010, 59(RR12): 1-110.
- Bahar H, Torun MM, Oçer F, Kocazeybek B. Mobiluncus species in gynaecological and obstetric infections: antimicrobial resistance and prevalence in a Turkish population. Int J Antimicrob Agents, 2005, 25(3): 268-271
- De Backer E, Dubreuil L, Brauman M, Acar J, Vaneechoutte M. In vitro activity of secnidazole against Atopobium vaginae, an anaerobic pathogen involved inbacterial vaginosis. Clin Microbiol Infect, 2010, 16(5): 470-472.
- Bahar H, Torun MM, Oçer F, Kocazeybek B. Mobiluncus species in gynaecological and obstetric infections: antimicrobial resistance and prevalence in a Turkish population. Int J Antimicrob Agents, 2005, 25(3): 268-271.
- Лисовская Е. В. Хилькевич Е. В. Современные тенденции лечения бактериального вагиноза. // Медицинский совет. – 2018. - № 7. – С. 106-112.
- Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Далацин®. Регистрационные удостоверения: крем – П N011553/01, суппозитории – П N011553\02.
- Livengood CH 3rd1, Thomason JL, Hill GB. Bacterial vaginosis: treatment with topical intravaginal clindamycin phosphate. Obstetricsand Gynecology, 1990.