«Что бы мы ни говорили – прав пациент»

01-08-2018
Мы встретились с Константином Николаевичем Барановым, министром здравоохранения Калужской области. Он рассказал, какие улучшения в медицине области произошли за последние годы, и что этому способствовало.

К.Н.Баранов, министр здравоохранения Калужской области

Лечащий Врач: Что изменилось в медицине за те годы, которые Вы были министром здравоохранения Калужской области?

К.Н.Баранов Константин Николаевич: Мы наладили маршрутизацию больных по трехуровневому принципу. В учреждениях самого высокого уровня работают специалисты, которые постоянно проводят операции. Если женщину ждут сложные роды, если может понадобиться кесарево сечение, мы сразу направляем ее в такой центр. Из-за этого все показатели беременности и родоразрешения сразу резко улучшились. Материнская смертность у нас уже на протяжении нескольких лет нулевая.

Реклама

Мы справились с ведением беременности, теперь задача состоит в том, чтобы женщина к этой беременности подходила здоровой. Гинекологии уделяется особое внимание, есть центры по экстракорпоральному оплодотворению, и желающим проводить такие процедуры не нужно ездить в Москву.

В области все беременные обследованы — им делают УЗИ, биохимический скрининг, все необходимое. Но при этом с аномалиями рождается большое количество детей. А значит, либо пройденный скрининг был «для галочки», либо специалист что-то пропустил. Мы это выявили, обучили специалистов, сейчас не пропускаем ни одной такой патологии. Это позволяет правильно спланировать ведение беременности.

Мы провели педиатрический аудит, аналогичный тем, что проводились за рубежом. В область приехали эксперты ВОЗ, работники Научного центра здоровья детей. На протяжении двух лет они ездили по нашим учреждениям. По итогам каждого осмотра собирали коллектив больницы и указывали, что нужно исправить.

Мы пришли к самым современным международным стандартам, отработали неотложную помощь, показания к госпитализации, методики применения антибиотиков. Это сказалось и на качестве лечения, и на сроках пребывания в стационаре.

Хорошо работает система транспортировки больных. Пока нет вертолетов, но реанимобили оборудованы по всем современным требованиям, на ходу в них даже можно проводить небольшие операции.

Реклама

ЛВ: Что помогло достичь таких результатов?

К.Н.: Область компактная, с очень хорошим генофондом. Нет никаких крупных промышленных комплексов, которые отягощали бы течение заболеваний, экологическая ситуация отличная.

Калуга очень выгодно территориально расположена, всего в 180 километрах от Москвы. Здесь проводится много конференций, приезжают специалисты из крупных центров, делятся опытом. Мы можем приглашать специалистов из крупных центров, которые проводят сложные операции, а наши врачи за ними наблюдают и учатся.

Колоссальную помощь оказывает Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов. Он очень хорошо разбирается в существующих проблемах, если какой-то вопрос поднимается — доводит его до конца. Область здравоохранения Анатолий Дмитриевич считает приоритетной. Сейчас в области нет медицинских учреждений, которые он не знал бы досконально.

ЛВ: Какие дальнейшие перспективы развития здравоохранения области Вы видите?

К.Н.: Говорят, что нет будущего у страны, которая забывает своих родителей. Поэтому мы состоим в пилотном проекте по гериатрии (проект «Территория заботы» — прим.ред). Отсутствие гериатрической помощи сказывается, взять, например, «Скорую помощь»: вызовы, особенно в ночное время, бывают не до конца обоснованы, сказывается одиночество. Фельдшер приезжает поговорить и померить давление.

Мы посмотрели, как гериатрические службы организованы в других странах. Это отделения дневного пребывания, кабинеты, где с пожилыми людьми говорят, это совместное времяпрепровождение, даже какие-то спортивные мероприятия. Есть отдельная врачебная специальность «гериатр», где учат специфике течения заболеваний, психосоматическим особенностям.

Реклама

Мы внедряем аналогичные принципы. Тоже есть чем гордиться: нашу пятую поликлинику отмечали на федеральном уровне. Продолжим заниматься: базы есть, и мы состоим в федеральном проекте, так что нас будут жестко контролировать в этом плане. (смеется)

ЛВ: Какие проблемы сейчас наиболее актуальны для здравоохранения Области?

К.Н.: Проблемы касаются людей среднего возраста, в основном мужчин. Никто долгое время не занимался мужским здоровьем. Я говорю не о репродуктивной сфере, а о различных сердечно-сосудистых болезнях, патологии дыхательной, желудочно-кишечной системы. А при этом, согласно плану, к 2030-му году продолжительность жизни должна достигнуть 80 лет. Это очень серьезная задача.

Сейчас программа, посвященная преимущественно здоровью мужчин, разрабатывается совместно с НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина, ФГБУ НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина Минздрава России.

По смертности от сердечно-сосудистых причин у нас средние показатели. С учетом потенциала области, есть к чему стремиться. Но в течение последних нескольких лет у нас положительная динамика.

ЛВ: Что вы думаете о системе непрерывного образования? Как правильно организовать обучение врачей?

К.Н.: Должна быть четкая система оценки врачебного образования. Она должна включать не только балльную систему оценки теоретических знаний, но и оценку того, как человек себя проявляет в практическом здравоохранении, как он ведет себя с пациентами, как реагирует на экстремальные ситуации, даже как проявляет себя в коллективе.

Реклама

Непрерывное образование просто необходимо. Врачу надо постоянно самосовершенствоваться, нельзя пользоваться методиками 70-х годов прошлого века. Если врач использует старые методики, это может привести к плачевным результатам.

Врачу надо выезжать и смотреть, как работают в крупных центрах. Мы выявили тех, кому это было бы полезно, организовали поездки, в первую очередь, для узких специалистов.

Конечно, эту деятельность нужно проверять. Система экзаменов никому не нравится, но это позволяет понять, что врач вынес из своей поездки.

Хотелось бы еще, чтобы врачи выступали друг перед другом, делали доклады – так можно заинтересовать весь коллектив. Как только врачи стали ездить в федеральные центры и на конференции, началась цепная реакция. Специалисты знакомятся, обмениваются телефонами, у них появляется возможность проконсультироваться друг с другом или поделиться информацией. Это стимулирует людей учиться и улучшает качество работы.

С организационной точки зрения тоже полезно ездить и смотреть, как работают центры в других местах. Наша скорая помощь позаимствовала некоторые организационные моменты у Чувашии. А педиатры Чувашии посещали наш перинатальный центр.

ЛВ: Сейчас общественное мнение по поводу медицины скорее негативное. Как-то можете прокомментировать это?

К.Н.: Общественное мнение складывается из многих составляющих. Возможно, в СМИ распространяется негативная информация. Почему-то считается, что чуть ли не через дом должна быть поликлиника, а врач должен появиться по щелчку. На самом деле, все совсем не так однозначно.

Реклама

Мы проводим те же оптимизационные мероприятия, что и во всем мире. А некоторые вещи так и вообще есть только у нас: например, система послеродового патронажа, в которой медсестра приходит к женщине на дом. К нам приезжали из Америки: там это могут себе позволить только очень богатые люди.

Мы провели анализ: медикам пишут очень мало благодарностей. Обычно люди ограничиваются устным «спасибо». А вот жалобы расписываются очень подробно. Я сказал главврачам: если человек хочет кого-то поблагодарить, пусть он напишет об этом при выписке.

Но прав пациент, что бы мы ни говорили. Больные люди уже не в том состоянии души и тела, чтобы относиться к ним так же, как к здоровым людям.

ЛВ: Что вы рассчитываете улучшить в организации медицины в Области?

К.Н.: В первую очередь, доступность медицинской помощи в первичном звене: ФАПы, поликлиники. Оптимизировать лабораторную и аппаратную диагностику, усилить скорую и неотложную помощь. Повысить качество специализированной медицинской помощи. Улучшить информированность населения о возможности получения медицинских услуг. Увеличить комфортность пребывания пациентов в стационарах. Задачи масштабные, но выполнимые.


Реклама