В структуре гинекологических заболеваний у женщин опущение и выпадение внутренних половых органов (ОиВВПО) занимает одно из ведущих мест. Данная патология в последние годы приобретает все более актуальное значение в связи с увеличением продолжительности жизни, а также повышением требований к качеству жизни. В России данное заболевание, не имея тенденции к снижению, выявляется у 50% женщин старше 50 лет, причем в 18% случаев констатируются тяжелые формы пролапса, требующие оперативного лечения [1, 2]. В структуре послеоперационных осложнений при операциях по поводу коррекции пролапса гениталий у женщин постменопаузального периода гнойно-септические осложнения составляют 7–40%, что существенно увеличивает сроки выздоровления, длительность пребывания пациентки в стационаре и стоимость лечения [3–5].
Все структуры мочеполового тракта являются эстрогензависимыми, поэтому в ответ на снижение уровня эстрогенов в слизистой влагалища, вульвы, мочевого тракта, соединительной ткани и мышцах малого таза развиваются ишемия и атрофические изменения, прекращается синтез гликогена в слизистой оболочке влагалища, что приводит к увеличению pH влагалищной среды, элиминации из влагалищного биотопа лактобактерий и замещению их условно-патогенной палочковой и кокковой флорой [6, 7].
На фоне сниженных иммунных реакций и нарушения трофических функций при гипоэстрогенных состояниях патогенная и условно-патогенная флора приводит к развитию вялотекущих кольпитов, цервицитов и т. д., что нарушает процессы репарации и регенерации тканей после операций [8].
Отметим, что одним из критериев качества оказания медицинской помощи пациенткам с пролапсами является отсутствие гнойно-септической заболеваемости после операции [9]. В этой связи в литературе последних лет наряду с совершенствованием хирургических методов лечения ОиВВПО много внимания уделяется проблеме оптимизации ведения послеоперационного периода у пациенток с пролапсами [10–13]. Уместно подчеркнуть, что наличие шовного материала и синтетических протезов в тканях после операции создает предпосылки для формирования биопленок, которые повышают резистентность бактерий. А проблема антибиотикорезистентности микробов в настоящее время приобретает все большую значимость.
Основными задачами предоперационной подготовки к влагалищным операциям является ликвидация воспалительных процессов, восстановление рН и нормализация биоценоза влагалища [14]. В связи с этим для потенцирования действия необходимо совместно применять современные местные антибактериальные комбинированные и эстрогенные препараты.
Целью настоящего исследования было оценить клиническую эффективность препаратов локального действия, снизить частоту инфекционных и послеоперационных осложнений, улучшить регенерацию тканей влагалища путем включения в комплекс до- и послеоперационного ведения препаратов Эльжина (орнидазол 500 мг, неомицин 65 000 МЕ, преднизолон 3 мг, эконазол 100 мг) и Орниона (один грамм крема содержит 1 мг микронизированного эстриола).
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением находились 80 женщин в возрасте от 52 до 76 лет, которым проведено оперативное лечение по поводу пролапса гениталий. Предоперационное обследование пациенток соответствовало порядку оказания помощи по Приказу МЗ РФ № 572н от 1.11.2012 г. [15]. Тяжесть генитального пролапса оценивали по классификации Baden–Walker (1992 г.).
Пациенткам с различными формами выпадения проведено оперативное лечение с применением классических методик и их модификаций, влагалищным доступом без использования и с использованием синтетических протезов. Всем больным проводились периоперационная антибиотикопрофилактика и профилактика венозных тромбоэмболических осложнений.
Для проведения настоящего исследования мы выделили две группы женщин с ОиВВПО в сочетании с бактериальными вагинозами и неспецифическими вагинитами. Критерии включения: возраст, постменопауза (по STRAW стадии +1с, +2), наличие пролапса гениталий, наличие верифицированного диагноза бактериального вагиноза и неспецифического вагинита, информированное согласие больной. Критерии исключения: наличие инфекций, передающихся половым путем.
Подбор больных проводился по принципу «копи-пара»: они были сопоставимы между собой по клиническому течению заболевания, структуре экстрагенитальной патологии и гинекологической патологии. В 1-ю группу вошли 50 женщин, у которых в комплексном лечении с целью санации влагалища применялся комбинированный препарат Эльжина (по 1 таблетке на ночь во влагалище в течение 6 дней до операции и в течение первых 3 суток послеоперационного периода по 1 таблетке 1 раз в сутки на ночь) и препарат Орниона по 0,5 г 1 раз в сутки на ночь за месяц до оперативного лечения в виде крема. Мы рекомендовали использовать не свечи, а крем с эстриолом, так как он равномерно распределяется на все стенки влагалища, что особенно важно для женщин с полными пролапсами и декубитальными язвами. Во 2-ю группу вошли 30 женщин, не использовавших препарат Эльжина и местно эстриол, а только другие антибактериальные лекарственные средства локального действия.
Всем пациенткам мы проводили наблюдение в несколько этапов: до оперативного лечения; первые семь суток послеоперационного периода, через 1–2 месяца и через 1 год после операции.
Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программ Windows 10, MS Excel 2010 и Statistica 8.
Результаты исследования
Средний возраст пациенток составил 63,7 года. При анализе социально-бытовых факторов выявлено, что 76% женщин (n = 61) по профессиональной принадлежности были пенсионерками, 14% служащими (n = 11) и 10% рабочими (n = 8). Нужно отметить, что большинство пациенток занимались физическим трудом на своих приусадебных участках.
Частота сопутствующей экстрагенитальной патологии составила 100%. (ОРВИ, грипп, хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит, хронический бронхит, гипертоническая болезнь, сахарный диабет 2 типа, варикозная болезнь, ожирение).
Установлено, что все пациентки имели в анамнезе воспалительные гинекологические заболевания (хронический сальпингоофорит, метроэндометрит, кольпиты, цервициты, бартолинит).
Хроническая урогенитальная инфекция и дисбиоз влагалища в анамнезе выявлены у 68 (85%) пациенток. Урогенитальный кандидоз встречался наиболее часто (n = 28, 35%), что может быть связано с приемом антибиотиков по поводу экстрагенитальных заболеваний. Каждая десятая женщина ранее проходила лечение по поводу бактериального вагиноза, трихомониаз в анамнезе был выявлен в 5% случаев.
Рассматривая акушерский анамнез, мы выявили, что у всех женщин были беременности (от 1 до 14) и роды через естественные родовые пути (от 1 до 4). Роды крупным плодом — у 18 женщин, эпизиотомия в родах — у 62, наложение акушерских щипцов — у 4. Наиболее частыми осложнениями и оперативными вмешательствами в родах являлись: травмы шейки матки и промежности, акушерские щипцы, эпизиотомия, перинеотомия, ручное обследование послеродовой матки.
Безусловно, наличие соматической и воспалительной патологии генитального тракта является предпосылкой для реализации инфекционных осложнений после операций.
При анализе жалоб все пациентки отмечали чувство инородного тела в промежности, тянущие боли в низу живота, затрудненное опорожнение мочевого пузыря, недержание мочи при напряжении, диспареунию. Недержание мочи вынуждало женщин использовать гигиенические средства (прокладки, подгузники), которые при длительном и постоянном использовании также являются признанными факторами риска развития бактериального вагиноза. Поэтому 22 женщины (27,5%) отмечали бели, зуд, жжение во влагалище, 58 — чувство дискомфорта в преддверии влагалища (72,5%).
При первичном гинекологическом осмотре слизистая влагалища была атрофичная, легко травмировалась при осмотре зеркалами, кровоточила. При проведении кольпотеста рН был более 5,6 у всех обследованных. Высокий рН создает благоприятные условия для развития
По результатам бактериоскопического исследования влагалищного мазка в большинстве случаев (n = 66, 82,5%) преобладал воспалительный тип мазка: большое количество лейкоцитов, кокковая микрофлора, ключевые клетки (IV степень чистоты).
Бактериальный вагиноз и кандидоз обнаружен в 70% наблюдений. Отметим, что у каждой третьей женщины бактериальный вагиноз ассоциировался с урогенитальным кандидозом. Известно, что за последние 10 лет число вагинального кандидоза и бактериального вагиноза увеличилось почти вдвое, которые постоянно рецидивируют [5]. Это определило наш выбор терапии у больных 1-й группы в пользу местного комбинированного препарата, включающего как антибактериальные, так и противогрибковые компоненты.
Микрофлора в посевах из цервикального канала нами была выявлена у 48 (60%) пациенток. Преобладающими микроорганизмами были Staphylococcus spp., грибы рода Candida, Gardnerella vaginalis, Enterococcus faecalis, E. coli, Enterobacter aerogenes, Proteus vulgaris, ассоциации бактерий (11,2%). Известно, что микст-инфекции представляют серьезную проблему, так как при них увеличивается патогенность каждого из возбудителей, что также диктует необходимость применения современных, комбинированных антибактериальных препаратов локального действия.
В 1-й группе после проведения комплекса предоперационной подготовки мы отметили отсутствие жалоб у больных на дискомфорт, зуд, жжение во влагалище. Выраженных побочных эффектов при применении препаратов не было (у 2 больных (4%) ощущение легкого жжения, которое прошло в первые 2 дня). Первые признаки улучшения клинической картины мы выявили через 5 дней после терапии. Бактериологическое исследование подтвердило излеченность больных от бактериального вагиноза и неспецифического вагинита. Нормальная микрофлора влагалища восстановилась в течение 2 недель: ее характер сменился с преимущественно фекальной на физиологическую с преобладанием лактобацилл, предохраняющих от грамотрицательной инфекции. Интраоперационно у пациенток, получавших местно эстриол, мы отметили более толстую стенку слизистой влагалища (видимой на глаз!) по сравнению со 2-й группой женщин. Слизистая становилась сочная, мясистая, легко отслаивалась при гидропрепаровке тканей, что облегчало и ускоряло проведение пластической операции. Напротив, во 2-й группе женщин слизистая влагалища была тонкой, рвалась на лоскуты и прорезалась при наложении зажимов и лигатур. При этом, по сравнению с 1-й группой женщин, длительность операции оказалась в среднем на 15,3 минуты больше, так как прорезывание тканей приводило к их большей кровоточивости и дополнительному гемостазу.
Анализ течения послеоперационного периода показал, что в обеих группах он проходил без особых проблем. У всех пациенток быстро восстановились функции тазовых органов, нормализовалась температура. Подчеркнем, что у пациенток 1-й группы, по сравнению со второй, отек, инфильтрация послеоперационных швов были практически незаметны, а к дню выписки (6–7 сутки) отсутствовали. У всех пациенток 1-й группы отмечено заживление швов первичным натяжением, во 2-й группе — у двоих вторичным. Средний койко-день пациенток 1-й группы составил 5,2 дня, 2-й — 7,4 дня.
При последующем наблюдении через месяц после операции у пациенток 1-й группы не выявлено отклонений, исследование влагалищного мазка и рН было в норме. Пациенткам было рекомендовано продолжить длительное поддерживающее местное лечение эстриолом. Во 2-й группе пациенток отмечен рецидив бактериального вагиноза (13,3%), увеличение рН влагалищного содержимого до 5,3 и было назначено местное лечение другими комбинированными препаратами. В этой же группе пациенток при использовании синтетических сеток через год после операции у двоих были обнаружены эрозии стенок влагалища, что потребовало предоперационной подготовки местно эстриолом и частичного извлечения сетки. В последующие сроки наблюдения мы констатировали отсутствие патологических изменений у этих женщин.
Заключение
Сочетание атрофических и воспалительных изменений в тканях влагалища у женщин с пролапсами гениталий обусловливает необходимость проведения предоперационной подготовки у данной категории больных. Суммируя данные клинических и дополнительных методов исследования, можно сказать, что применение местной заместительной и комбинированной антибактериальной терапии перед влагалищными пластическими операциями является обязательным. Применение современных препаратов Эльжина и Орниона способствует микробиологической излеченности, лучшему и своевременному заживлению послеоперационной раны. Результаты клинического изучения вышеуказанных препаратов свидетельствуют об их высокой терапевтической эффективности. Удобство применения, отсутствие выраженных побочных реакций, безопасность позволяют рекомендовать данные препараты для подготовки к пластическим операциям.
Литература
- Савельева Г. М., Сухих Г. Т., Манухин И. Б. (ред.). Гинекология: Национальное руководство. Краткое издание. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 704 с.
- Оразов М. Р., Радзинский В. Е., Хамошина М. Б., Носенко Е. К., Силантьева Е. С., Кампос Е. С. Взгляд на патогенетические механизмы формирования пролапса тазовых органов // Трудный пациент. 2018; 16 (1–2): 9–15.
- Зелинский А. А., Чумак З. В. О направлении профилактики инфекционных осложнений после влагалищных операций у женщин в климактерическом периоде // Буковинський державний вюник. 2001; 5 (2): 93–96.
- Рогожина И. Е., Столярова У. В., Хворостухина Н. Ф., Степанова Н. Н. Профилактика послеоперационных гнойно-септических осложнений при пролапсе гениталий у женщин перименопаузального возраста // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2013; 12 (2): 43–48.
- Балан В. Е., Тихомирова Е. В., Овчинникова В. В. Рецидивирующий бактериальный вагиноз — возможность увеличения продолжительности ремиссии // Акушерство и гинекология. 2017; 1: 83–88.
- Сычева Е. Г., Аполихина И. А. Коррекция эстроген-дефицитных состояний у женщин с урогенитальными расстройствами // Акушерство и гинекология. 2015; 4: 75–79.
- Елисеев Д. Э., Холодова Ж. Л., Абакумов Р. С., Филяева Ю. А. Предоперационная подготовка у пациенток с пролапсом тазовых органов и генитальными свищами // РМЖ. 2018; 5 (1). 41–44.
- Прилепская В. Н. (ред.). Инфекции, передающиеся половым путем: Клинические лекции. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 160 с.
- Недержание мочи у женщин. Клинические рекомендации МЗ РФ, 2016. 32 с.
- Беженарь В. Ф., Богатырева Е. В., Цыпурдеева А. А., Цуладзе Л. К., Русина Е. И., Гусева Е. С. Новые возможности хирургической коррекции тазового пролапса с использованием синтетических имплантов: пути профилактики послеоперационых осложнений // Акушерство, гинекология и репродукция. 2012; 6 (2): 6–13.
- Буянова С. Н., Щукина Н. А., Журавлева А. С. Эффективность использования сетчатых протезов при осложненных формах пролапса гениталий // Российский вестник акушера-гинеколога. 2009; 1: 76–81.
- Марченко Т. Б. Ближайшие и отдаленные результаты хирургического лечения пролапса гениталий у женщин пожилого и старческого возраста. Автореферат дис. … к. м. н. М., 2015. 24 с.
- Чушков Ю. В., Кузнецова И. В., Ищенко А. И. Роль местного использования эстриола в оптимизации исходов оперативного лечения опущения половых органов у пациенток в пери- и постменопаузе. Эффективная фармакотерапия // Акушерство и гинекология. 2015; 1–2: 19.
- Линева О. И., Нестеренко С. А., Шатунова Е. П. Постменопауза. Пути решения проблемы. Самара: Перспектива, 2006. 192 с.
- Приказ МЗ РФ № 572н от 1 ноября 2012 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
О. И. Линева, доктор медицинских наук, профессор
Н. В. Спиридонова, доктор медицинских наук, профессор
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара
1 Контактная информация: e.shatunova@mail.ru
DOI: 10.26295/OS.2019.72.45.012
Оптимизация предоперационной подготовки больных к пластическим операциям в менопаузе/ Е. П. Шатунова, О. И. Линева, Н. В. Спиридонова
Для цитирования: Лечащий врач № 7/2019; Номера страниц в выпуске: 60-63
Теги: эстрогенные препараты, послеоперационные осложнения, влагалище
Купить номер с этой статьей в pdf