Фармакопунктура представляет собой метод, базирующийся на инъекции различных агентов, преимущественно медикаментов, в область точек рефлексотерапии с целью достижения лечебного эффекта при различных нозологических формах [1]. Техника его выполнения разнится, что обуславливает разнообразие существующих определений:
- мезотерапия — множественные инъекции препарата в зоне заинтересованного метамера;
- гомеосиниатрия — использование с лечебной целью исключительно гомеопатических средств;
- биопунктура — применение не только гомеопатических, но и фитомедикаментов;
- фармакопунктура — в узком понимании ответвление клинической фармакологии.
В Европе метод получил распространение в пятидесятые годы прошлого столетия, в нашей стране — спустя полвека. В порядке хронологии, в 2002 г. мы одними из первых систематизировали известные на тот момент данные [1], а годом позже наши коллеги представили «Практикум по антигомотоксической фармакопунктуре» [8].
Показания к применению фармакопунктуры соответствуют общим для рефлексотерапии, охватывая практически весь перечень МКБ-10. Необходимо указать на противопоказания к рефлексотерапии и, соответственно, фармакопунктуре, основными из которых являются новообразования и органная декомпенсация.
Технически манипуляция заключается в подкожном или внутрикожном введении лекарственного вещества в область точки, исходя из объема 0,2–0,3 мл на локус. Выполнение ее предполагает соблюдение ряда правил:
- воздействие проводят по стандартной для рефлексотерапии схеме, путем стимуляции вводимым веществом сочетания местных, сегментарных и общих точек;
- лечение выполняют инъекциями как одного препарата, так и «коктейля» из двух и более лекарственных компонентов;
- в случае отсутствия должного эффекта от нескольких инъекций рекомендуется замена назначенного медикамента;
- количество процедур и дозировка выбранного препарата соответствуют стандартным рекомендациям к его применению.
В качестве примера — курс фармакопунктуры гомеопатическим средством Траумель С состоит из 10 инъекций, выполняемых через день, а в ходе одной процедуры суммарно в точки вводят около 2,2 мл препарата, что равно объему одной ампулы.
В лечебных механизмах данной технологии выделяют несколько звеньев. С одной стороны, изменение объемных характеристик тканей в ответ на инъекцию жидкости обеспечивает пролонгированную стимуляцию точки. С другой, учитывают значение формируемых множественных депо препарата [7]. И, наконец, гипотетически предполагается включение сложных механизмов взаимодействия точки и препарата, по принципу «ключ к замку» [4]. Однако эта связь прослеживается только клинически, но не на уровне тонких исследований.
Следовательно, один из вопросов — тропности препарата к точкам рефлексотерапии — до сих пор остается открытым. В качестве констатации, при туннельных синдромах рук сопоставимость результатов в ответ на фармакопунктуру классическим препаратом Актовегин или индифферентным физиологическим раствором указывала на превалирование рефлекторного влияния над медикаментозным [10].
Напротив, в случае подобного использования гомеопатических средств нами установлено потенцирование обоих звеньев, с достижением качественно новых эффектов. При этом основной исследовательской «моделью» послужили пояснично-крестцовые дорсопатии, а большинство работ, с учетом устоявшихся тенденций, было проведено с использованием гомеопатических препаратов фирмы «Хеель», Германия.
В ходе первой и�� них уточнены механизмы действия и подтверждена результативность фармакопунктуры препаратом Дискус композитум [7]. Выбор этого медикамента обусловлен составом, включающим суис-органные вертебральные компоненты, что позволяет расценивать проводимое лечение как патогенетически значимое.
Находящиеся под наблюдением пациенты с проявлениями дорсопатии были разделены на две группы. В 1-й, наряду со стандартными мероприятиями, препарат вводили внутримышечно, во 2-й — в точки рефлексотерапии, т. е. путем фармакопунктуры. Выполненный по завершении терапии анализ подтвердил достоверное преимущество фармакопунктуры в части динамики ряда показателей. К примеру, ориентируясь на сроки достижения стабильного эффекта, данный метод оказался в 1,5 раза результативнее сравниваемого.
Эта разница выражалась в увеличении мышечной силы, уменьшении асимметрии сухожильных рефлексов (вплоть до не совсем понятного их восстановления в части наблюдений), а также сужении зон гипестезии. Наблюдаемые сдвиги были верифицированы электрофизиологически, проявляясь улучшением характеристик соматосенсорных вызванных потенциалов именно в группе фармакопунктуры.
Сходные результаты были получены в исследовании, посвященном коррекции проявлений пояснично-крестцовой дорсопатии, протекающей с ведущим сосудистым компонентом [3]. Работа по дизайну совпадала с предыдущей, однако в качестве агента было использовано средство Плацента композитум, отличающееся, помимо других эффектов, и сосудистым влиянием.
Здесь, как и в случае с Дискус композитум, на уровне достоверности отмечено преимущество фармакопунктуры. Наблюдаемые при этом положительные клинические сдвиги были подтверждены данными специального сосудистого исследования. В целом обе работы раскрывают благотворное и системное влияние изучаемого метода.
В еще одном исследовании был использован гомеопатический препарат Цель Т, но уже с целью расширения доказательной базы фармакопунктуры путем плацебо-контролируемого исследования [5]. Пациенты с дорсопатией на пояснично-крестцовом уровне были разделены на четыре группы, в которых наряду со стандартной терапией применяли отдельные техники введения препарата или физиологического раствора.
При этом в двух первых группах выполняли внутримышечные инъекции: в 1-й — медикамента, во 2-й — физиологического раствора в качестве плацебо. В двух других группах указанные вещества вводили в точки рефлексотерапии, причем инъекции физиологического раствора расценивали как усложненный вариант плацебо.
В случае фармакопунктуры Цель Т установлено потенцирование рефлекторного и медикаментозного влияний, подтверждая эффективность, безопасность и терапевтическую надежность технологии. Напротив, при подобном использовании физиологического раствора отмечена неустойчивость достигнутых положительных результатов. Также продемонстрировано отставленное действие стандартного (внутримышечного) введения препарата, проявляющееся в виде урежения рецидивов заболевания.
Эти сведения важны, так как исследование, основанное на включении двух вариантов плацебо, расширяет доказательную базу применения фармакопунктуры, а в целом — рефлексотерапии.
На следующем этапе, учитывая единичные сведения об эффективности фармакопунктуры «классическими» медикаментами, была выполнено исследование с применением хондропротектора Алфлутоп [9]. Пациенты с пояснично-крестцовой дорсопатией были распределены на три группы. Помимо стандартной терапии, в двух группах препарат вводили внутримышечно: в 1-й самостоятельно, во 2-й — на фоне классического иглоукалывания. В 3-й, основной группе, выполняли фармакопунктуру этим средством.
В результате было подтверждено терапевтическое превосходство фармакопунктуры над другими схемами применения препарата. Также было показано, что применение данного подхода, за счет рефлекторной составляющей, обеспечивает достижение качественно новых эффектов, в том числе сосудистого, нехарактерного для самого медикамента.
С другой стороны, полученные результаты сопоставимо уступали эффектам, наблюдаемым при аналогичном использовании гомеопатических средств. В развитие этих сведений было выполнена работа по дополнению метода аппаратным воздействием, в частности биорезонансной терапией [6]. Пациенты с дорсопатией были распределены на четыре группы. Во всех них проводили стандартное лечение, причем в группе контроля оно являлось основным. Кроме того, в 1-й группе применяли биорезонансную терапию, во 2-й — фармакопунктуру препаратом Алфлутоп. В 3-й группе использовали комплекс, состоящий из биорезонансной терапии и фармакопунктуры этим средством.
В ходе анализа подтверждено преимущество предложенного лечебного комплекса в виде достоверных положительных сдвигов показателей физического и психического состояния пациентов.
В свете полученных данных наше внимание было обращение к такому методу, как локальная озонотерапия, близкому по своей сути к фармакопунктуре. В этой связи необходимо отметить и сходство в лечебных механизмах, как результат сложения собственно рефлекторного и специфического влияния, в данном случае — озона. Исходя из этого нами выдвинуто предположение о высокой результативности нового подхода к озонотерапии, базирующегося строго на биопунктурных правилах.
Под наблюдением находились пациенты, получавшие лечение в амбулаторных условиях по поводу затянувшегося обострения дорсопатии на пояснично-крестцовом уровне с ведущим сосудистым компонентом. Было выделено три группы больных, базовой для которых являлась медикаментозно-ортопедическая терапия. Помимо этого в двух первых группах использовали подкожные инъекции озонокислородной смеси. В 1-й группе их проводили стандартно, вводя газ в паравертебральные и алгические зоны, тогда как во 2-й — по правилам биопунктуры, стимулируя, помимо указанных, «сосудистые» точки голеней и стоп. В группе контроля воздействие было представлено базовым комплексом.
В результате, на уровне достоверности, установлено терапевтическое преимущество обеих схем озонотерапии над базовым комплексом. Однако в них отмечены различия в скорости наступления эффекта и редукции вазорефлекторных нарушений, с преимуществом биопунктурной схемы. Сдвиги клинических характеристик соответствовали изменениям объективных параметров.
Таким образом, впервые отмечено, что в случае выполнения озонотерапии по правилам биопунктуры наблюдается достижение быстрого и устойчивого терапевтического результата.
В целом доказана эффективность, безопасность и терапевтическая надежность фармакопунктуры, выполняемой различными активными агентами. При этом в случае использования гомеопатических средств не исключено взаимодействие точки и самого медикамента.
Литература
- Агасаров Л. Г. Фармакопунктура. М., 2015. 192 с.
- Агасаров Л. Г. Рефлексотерапия при распространенных заболеваниях нервной системы. М., 2017. 240 с.
- Болдин А. В. Эффективность использования фармакопунктуры препаратом Плацента композитум при вертеброгенных нейрососудистых синдромах // Биологическая медицина. 2006, № 1. С. 54–58.
- Керсшот Я. Клиническое руководство по биопунктуре / Пер. с англ. М.: Арнебия, 2013. 224 с.
- Кузьмина И. В. Оптимизация рефлекторных методов воздействия при дорсопатиях: Автореф. дис. … к.м.н. М., 2015. 22 с.
- Макина С. К., Агасаров Л. Г., Готовский М. Ю. Оптимизация комплексной терапии больных с дорсопатией // Традиционная медицина. 2012, № 3. С. 13–15.
- Путилина Н. Е. Фармакопунктура как метод оптимального применения комплексного гомеопатического препарата Дискус композитум в восстановительной коррекции нейровертеброгенных синдромов. Автореф. дис. … к.м.н. М., 2001. 21 с.
- Степанченко А. В., Марьяновский А. А. Практикум по антигомотоксической фармакопунктуре. Введение. М.: Арнебия, 2003. 80 с.
- Тихая О. А. Оптимизация традиционных технологий восстановительной медицины: Автореф. дис. … к.м.н. М., 2007. 18 с.
- Чузавкова Е. А. Клинико-физиологическое обоснование различных вариантов акупунктуры при туннельных синдромах рук. Автореф. дис. … к.м.н. М., 1996. 20 с.
Л. Г. Агасаров*, 1, доктор медицинских наук, профессор
О. С. Давьян**
* ФГБУ НМИЦ РК МЗ РФ, Москва
** Медицинский центр «РУСМЕДДОК», Москва
1 Контактная информация: lev.agasarov@mail.ru
Механизмы, эффективность и безопасность фармакопунктуры/ Л. Г. Агасаров, О. С. Давьян
Для цитирования: Лечащий врач № 11/2018; Номера страниц в выпуске: 84-87
Теги: боль в спине, комплексное лечение, эффективность
Купить номер с этой статьей в pdf