Отличительной чертой фармакопунктуры, т. е. введения медикаментов в область точек рефлексотерапии, является симбиоз рефлекторного и лекарственного влияний [1]. В случае подобного использования гомеопатических средств подразумевается специфичность их действия, соответствующая принципу «ключ к замку» [4]. Вопрос же о сходной активности классических препаратов раскрыт явно недостаточно: так, к началу настоящего исследования в единичных работах сообщалось о фармакопунктуре этими агентами и в том числе хондропротектором Алфлутоп [5]. На дальнейшее раскрытие проблемы и были нацелены наши изыскания, с использованием в качестве «модели» дорсопатии на пояснично-крестцовом уровне.
Первый этап работы [7] детализировал преимущества фармакопунктуры указанным средством. Важным в этой связи являлся факт кратковременного применения препарата, когда в первую очередь проявляется его анальгетическое влияние.
Контингент, методы исследования и лечения
Под наблюдением находилось 90 пациентов (38 женщин и 52 мужчины) до 55 лет с обострением пояснично-крестцовой дорсопатии, подтвержденной рентгенологически. Клинический анализ дополняли оценкой уровня боли, используя визуально-аналоговую шкалу (ВАШ). В ходе психологического тестирования применяли метод «многостороннего исследования личности» (МИЛ). Температуру заинтересованных зон определяли с помощью прибора «AGA-782». Пульсовое кровенаполнение голеней и стоп оценивали посредством реовазографии (аппарат «Биосет-6001»).
Обследуемые были разделены на три группы (каждая по 30 лиц), лечение в которых включало медикаментозное пособие, массаж и гимнастику. Помимо этого, в двух группах препарат Алфлутоп вводили внутримышечно: в 1-й группе стандартно, а во 2-й — по сложной схеме, на фоне иглотерапии местных и отдаленных точек. В 3-й группе Алфлутоп инъецировали в область указанных точек, т. е. путем фармакопунктуры. Таким образом, две последние группы объединяло применение традиционных методов воздействия. При этом, независимо от техники введения, использовали по одной ампуле (1 мл) препарата, а сам цикл насчитывал 10 процедур, выполняемых через день.
В ходе анализа эффективности лечения выделяли «значительное улучшение» — обратную динамику субъективных и объективных характеристик; «улучшение» — положительные сдвиги в основном субъективных показателей; «отсутствие эффекта» и «ухудшение». Исследования проводили в динамике, с компьютерно-статистической обработкой данных.
Результаты собственных наблюдений и их обсуждение
Длительность вертеброгенного процесса колебалась от года до 10 лет, с продолжительностью последнего рецидива свыше двух месяцев. Рефлекторные и корешковые синдромы дорсопатии, при доминировании сосудистого компонента, составили 47% и 43% наблюдения. Наряду с неврологическими знаками у 83% больных прослеживались изменения в психической сфере, нашедшие отражение в усредненном профиле МИЛ — достоверном пике по I шкале и менее выраженном подъеме по VI–VIII позициям.
В ходе термографии отмечено снижение температуры в области конечностей, особенно «пораженной». При этом возрастание интенсивности гипотермии в дистальном направлении (до? t 1,4 ± 0,04 °C) свидетельствовало в пользу спастического характера сосудистых реакций. Эти изменения согласовывались с данными реографии — асимметрии кровенаполнения голеней и стоп, с признаками спастико-атонического состояния артерий. Так, при рефлекторных синдромах реографический индекс (РИ) голеней на стороне «поражения» снижался до 0,04 ± 0,006 Ом (р < 0,05 по отношению к «норме»).
Полученные результаты позволили перейти к решению лечебных задач. По завершении терапии положительные, в целом сопоставимые, результаты 2-й и 3-й групп достоверно превосходили показатели 1-й группы. В частности, если в этой группе улучшение суммарно отмечалось у 50% больных, то в группах традиционной терапии положительные сдвиги выявлялись в 70% наблюдений (табл. 1).
При этом наступление устойчивого эффекта в 1-й группе наблюдалось после 5,9 внутримышечной инъекции препарата в случае рефлекторных синдромов и 7,5 — радикулопатий. Однако, несмотря на регресс основной и в том числе болевой симптоматики, выраженность нейрососудистых реакций здесь сохранялась.
Наступление должного эффекта в группах традиционного воздействия отмечалось в среднем после 4,5 инъекций у пациентов с рефлекторными и 6,1 — с корешковыми синдромами (отметим, что регресс интенсивности боли был достоверно отчетливее в 3-й группе, снижаясь с 6,1 ± 0,6 до 1,3 ± 0,5 балла). Кроме того, в этих группах редуцировали и сосудистые реакции; объяснение этого эффекта, нехарактерного для самого Алфлутопа, может лежать в плоскости рефлекторных влияний, свойственных как иглоукалыванию, так и фармакопунктуре.
Соответственно, благоприятные сдвиги в психическом статусе чаще наблюдались во 2-й и в 3-й группах, где на улучшение указывали 65% больных — против 32% наблюдений в 1-й группе. Анализ теста МИЛ больных групп традиционного лечения отразил достоверное падение пика по 1-й шкале и более благоприятное расположение правых позиций графика.
Изменения электрофизиологических характеристик также соответствовали динамике клинических проявлений. Если в 1-й группе нерезкое (р > 0,05) улучшение термографических показателей было отмечено в 63% наблюдений, то в случае традиционной терапии сдвиги данных показателей наблюдались чаще, в 86–90% наблюдений, и в пределах достоверности.
Сохранение жалоб сосудистого характера у большинства пациентов 1-й группы сочеталось с незначительными изменениями показателей реограмм, тогда как в группах традиционной терапии прослеживалось улучшение данных характеристик. Подтверждением этого служит достоверное повышение РИ голеней, в среднем на 22%, причем более выраженное в случае фармакопунктуры.
Таким образом, по завершении лечения установлено преимущество традиционных схем над внутримышечным введением препарата. В ходе анализа, выполненного через полгода, рецидивы дорсопатии в 1-й группе были отмечены в 32% наблюдений, а в других группах достоверно реже, в 21–20% (табл. 2).
Однако в самих этих группах прослеживались различия в динамике ключевых показателей. В частности, нарастание спастических реакций у пациентов 2-й группы отмечалось на фоне относительно стабильного психического состояния. Напротив, в 3-й группе, при сохранении положительного сосудистого эффекта, нарастали жалобы астенического круга. Одним из объяснений этого может быть психотропное влияние, свойственное в большей степени классической иглотерапии [2].
В целом установленные факты укладываются в рамки общих представлений о потенцировании рефлекторного и медикаментозного звеньев фармакопунктуры [1, 4], с достижением качественно новых эффектов — в нашем случае сосудистого. Причем значимым, с учетом задач исследования, является достижение результата в случае применения классического лекарственного средства — Алфлутопа.
Полученные данные определили необходимость второго этапа [6] в виде сочетания фармакопунктуры с аппаратным способом воздействия, способным устранить отдельные недостатки предложенной технологии, включая и недостаточность психотропного влияния.
Контингент, методы обследования и лечения
Было отобрано 110 больных (71 женщина и 39 мужчин) с дорсопатией на пояснично-крестцовом уровне, при доминировании мышечного компонента процесса. Возраст обследуемых колебался от 27 до 62 лет, длительность заболевания — от 1 до 8 лет, продолжительность настоящего рецидива — от 1 до 5 месяцев.
Данные неврологического осмотра были дополнены результатами рентгенографии и/или томографии. Степень мышечных расстройств оценивали посредством индекса мышечного синдрома (ИМС), характеризующего силу, рисунок спонтанной боли, тонус мышц. Исходно ИМС у трети больных оценивали как выраженный (12,5 ± 0,2 балла), а в остальных наблюдениях — как средний (7,6 ± 0,2 балла).
Параллельно проводили анкетирование с помощью ВАШ, опросника Роланда–Морриса «Боль в нижней части спины и нарушение жизнедеятельности», а также оценивали уровень жизнедеятельности согласно опроснику Освестри (ODI). В последнем случае суммарный уровень варьирует от 0 (наилучший) до 50 баллов (наихудший). Полученные данные дополняли показателями шкалы общего клинического впечатления, выделяя градации от «ухудшения» до «значительного эффекта».
В лечебной фазе пациенты были распределены на четыре группы — три основные, каждая по 30 человек, и группу сравнения, из 20 лиц. Во всех случаях применяли базовый комплекс в виде медикаментозного пособия, приемов мануальной терапии и лечебной физкультуры. В дополнение в 1-й группе проводили адаптивную биорезонансную терапию (БРТ), используя аппарат «ИМЕДИС-БРТ», излучающий импульсные низкочастотные электрические сигналы [3]. Во 2-й группе препарат Алфлутоп вводили дробно в 4–5 триггерных точек (по сути, путем фармакопунктуры), а в 3-й группе применяли комплекс из фармакопунктуры и БРТ. Воздействие в основных группах состояло из 10 процедур, назначаемых через день. В 4-й группе (сравнения) ограничивались базовой терапией.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе лечения во всех группах наблюдалось улучшение, проявляющееся регрессом двигательных и чувствительных нарушений, вегетативно-трофических расстройств и другими признаками. Тем не менее результативность предложенного комплекса, составившая 80%, достоверно превосходила показатели (55–66%) сравниваемых групп, что нашло отражение в табл. 3.
Согласно ВАШ, выраженность алгий в 3-й группе снижалась в пределах достоверности, с 6,4 до 1,4 единицы, в отличие от других групп, где регресс был не столь выражен. Уровень самооценки боли пациентами всех групп, по результатам опросника Роланда–Морриса, также уменьшался, в среднем на 70–75%. Индекс мышечного синдрома в группах снижался практически вчетверо, однако достоверные изменения, с 10,9 ± 1,1 до 1,9 ± 0,2 балла, показатель претерпевал только в 3-й группе.
Представленные данные согласовывались с результатами опросника Освестри (ODI): улучшение качества жизни наблюдалось у пациентов всех групп, при максимальных сдвигах (с 31,5 до 8,5 балла, p < 0,05) в случае комплекса из фармакопунктуры и БРТ (табл. 4).
В качестве звена, объединяющего представленные результаты, выступила шкала общего клинического впечатления, где в ходе комплексного воздействия улучшение состояния пациентов достигало максимальных значений (табл. 5).
Таким образом, целесообразность применения при дорсопатиях комплекса, объединяющего локальное введение Алфлутопа и биорезонансную терапию, подтверждается отчетливым улучшением показателей физического и психического состояния больных. В целом оба этапа исследования дали положительный ответ на вопрос об эффективности фармакопунктуры, выполняемой классическим медикаментом.
Литература
- Агасаров Л. Г. Фармакопунктура. М., 2015. 192 с.
- Агасаров Л. Г. Рефлексотерапия при распространенных заболеваниях нервной системы. М., 2017. 240 с.
- Готовский М. Ю., Перов Ю. Ф., Чернецова Л. В. Биорезонансная терапия. М., 2010. 215 с.
- Керсшот Я. Клиническое руководство по биопунктуре / Пер. с англ. М., 2013. 224 с.
- Макарова Л. Д., Козлов А. А., Михайлова Л. И., Браилко Н. В. Фармакопунктура Алфлутопа в комплексном лечении вертеброневрологических синдромов. В кн.: Рефлексотерапия и мануальная терапия в 21 веке. М., 2006. С. 230–231.
- Макина С. К., Агасаров Л. Г. Оптимизация комплексной терапии больных с дорсопатией // Традиционная медицина. 2012, № 3. С. 13–15.
- Тихая О. А., Агасаров Л. Г. Фармакопунктура препаратом Алфлутоп при дорсопатиях. В кн.: Медицинская реабилитация пациентов с патологией опорно-двигательной и нервной систем. М., 2006. С. 82–83.
Л. Г. Агасаров, доктор медицинских наук, профессор
Профессиональная ассоциация рефлексотерапевтов, Москва
Контактная информация: lev.agasarov@mail.ru
Фармакопунктура в терапии пациентов с дорсопатией/ Л. Г. Агасаров
Для цитирования: Лечащий врач № 7/2018; Номера страниц в выпуске: 38-41
Теги: боль в спине, рефлексотерапия, хондропротекторы, воспаление
Купить номер с этой статьей в pdf