В последние годы появилось большое количество исследований, свидетельствующих о том, что псориаз может являться одним из предрасполагающих факторов развития атеросклеротического поражения артерий. Сейчас не возникает сомнений в системном характере проявлений псориаза. Заболевание сопровождается нарушением обмена веществ и поражением многих органов. Среди патологий, сопутствующих псориазу, выделяют поражения сердца и сосудов, в том числе атеросклеротического генеза. Имеющиеся данные свидетельствуют о нарушениях липидного обмена при псориазе, характерных для атеросклеротического процесса, усилении прогрессирования атеросклероза у больных псориазом.
Суммируя данные различных исследований, можно прийти к выводу о ведущей роли воспалительного процесса в развитии как атеросклеротического поражения сосудов, так и псориатического процесса.
Ряд данных свидетельствует о выраженной противовоспалительной активности препаратов группы статинов и в частности их ингибирующем действии на продукцию ряда провоспалительных цитокинов. В связи с этим большой интерес представляет изучение возможностей применения этой группы препаратов в терапии заболеваний, основным патогенетическим звеном которых является воспаление.
Целью настоящего исследования явилось обоснование эффективности фармакотерапии аторвастатином больных псориазом и больных атеросклерозом.
Общая характеристика обследованных пациентов
Обследовано 125 пациентов, страдающих псориатическим поражением кожных покровов и/или атеросклеротическим поражением стенок сосудов. Из них в исследование включено 64 мужчины и 61 женщина в возрасте от 56 до 65 лет. Было сформировано 4 группы пациентов.
В первую группу включен 31, а во вторую 32 пациента, страдающих псориатическим поражением кожных покровов. Всем пациентам производилось дуплексное сканирование артерий (сонных, плечевых, почечных, артерий нижних конечностей) для исключения серьезного атеросклеротического поражения.
Группу III составили 32 человека, у которых по данным инструментального обследования были выявлены атеросклеротические поражения сосудов. Пациенты подверглись хирургическому лечению по поводу возникшего на фоне атеросклероза стеноза артерий и прошли контрольное дерматологическое обследование. Видимых проявлений псориаза или другой патологии кожи выявлено не было.
Контрольная группа сформирована из доноров (30 человек) без серьезной сопутствующей патологии (группа IV).
Общая характеристика сформированных групп пациентов представлена в табл. 1.
В группу I включены 16 мужчин (51,6%) и 15 женщин (48,4%). Средний возраст пациентов составил 59,2 ± 1,4 года. Группу II составили 17 мужчин (53,1%) и 15 женщин (46,9%), средний возраст которых был 60,0 ± 2,5 года. В группу III вошли 16 мужчин (50%) и 16 женщин (50%). Средний возраст пациентов в данной группе составил 60,9 ± 3,9 года. В IV группу включено 15 мужчин (50%) и 15 женщин (50%). Средний возраст пациентов в группе составил 58,2 ± 2,4 года.
Обзор набранных групп пациентов дает информацию об их сопоставимости по основным демографическим показателям на момент включения в исследование и позволяет проводить дальнейшее сравнение полученных результатов.
Исследования проводились на базе 1-го кардиологического отделения ФГУ «Медицинский учебно-научный клинический центр им. П. В. Мандрыка» МО РФ и дерматологического отделения ГКБ № 14 им. В. Г. Короленк�� г. Москвы.
Сопутствующие заболевания, диагностированные у данных пациентов, находились в стадии ремиссии, поэтому не могли оказывать значительного влияния на результаты исследования.
В качестве объекта для исследования в настоящей работе был выбран препарат группы статинов — аторвастатин. Препарат оказывает гиполипидемическое действие, конкурентно селективно ингибирует ГМГ-КоА-редуктазу, превращающую 3-гидрокси-3-метилглутарил-КоА в мевалоновую кислоту (предшественник стеролов, включая холестерин).
Препарат назначался совместно с кардиологом в начальной дозе согласно Национальным рекомендациям ВНОК (Всероссийского научного общества кардиологов) за 2011 год. В дальнейшем проводилась коррекция дозы в зависимости от результатов этапных данных лабораторных исследований.
Результаты обследования пациентов, страдающих псориатическим поражением кожи, и пациентов, страдающих атеросклеротическим поражением сосудов, до начала лечения аторвастатином
На первом этапе исследований пациенты прошли комплексное обследование, которое включало в себя сбор жалоб, анамнеза, оценку биохимических показателей крови пациентов, определение индекса PASI, определение показателей липидного спектра сыворотки крови, определение показателей уровня цитокинов.
Результаты общего анализа крови и общего анализа мочи пациентов
У пациентов всех групп на первом этапе исследований проводили определение показателей общего анализа крови. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии статистически значимых изменений показателей (табл. 2).
Обращает на себя внимание незначительное увеличение количества лейкоцитов и повышение СОЭ как у пациентов с псориатическим поражением кожных покровов, так и при атеросклеротическом поражении стенок сосудов. Эти показатели находятся на верхней границе нормы, что может свидетельствовать о наличии у пациентов текущего воспалительного процесса и не противоречит данным литературы об изменениях, происходящих в крови при данных заболеваниях.
В ходе обследования у пациентов проводили определение показателей общего анализа мочи. Патологических изменений в моче обнаружено не было, что свидетельствовало об отсутствии у пациентов нарушений со стороны почек.
Как видно из представленных результатов лабораторного обследования, до лечения во всех группах обследуемых пациентов не выявлено значительных отклонений показателей.
Результаты исследования исходного биохимического профиля пациентов
Руководствуясь данными многочисленных исследований об изменении липидного обмена как при псориазе, так и при атеросклерозе, в каждой группе у пациентов определяли основные показатели обмена липидов сыворотки крови. Результаты исходного исследования липидного спектра пациентов представлены в табл. 3.
Анализ липидного профиля сыворотки крови, полученной от пациентов, страдающих псориатическим поражением кожных покровов (группа I), показал повышение уровня общего холестерина до 7,4 ± 0,3 ммоль/л, триглицеридов до 2,8 ± 0,1 ммоль/л, липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) до 0,5 ± 0,2 ммоль/л. В группе II уровни общего холестерина, триглицеридов, ЛПВП составили 7,5 ± 0,3 ммоль/л, 2,9 ± 0,1 ммоль/л, 0,7 ± 0,2 ммоль/л соответственно. Полученные данные свидетельствуют об изменении липидного профиля у больных псориазом.
В группе пациентов с тяжелым атеросклеротическим поражением стенок артерий (группа III) уровень общего холестерина (7,9 ± 0,3 ммоль/л) и триглицеридов (3,4 ± 0,1 ммоль/л) превысил верхнюю границу нормы, а уровень ЛПВП (0,4 ± 0,1 ммоль/л) был ниже референсного значения.
Полученные результаты не противоречат выводам ранее опубликованных исследований, свидетельствующим о нарушении липидного обмена при атеросклерозе.
При обследовании условно здоровых доноров (группа IV) отклонений в значениях показателей липидного профиля не выявлено, равно как и не обнаружено визуальных элементов, свидетельствующих о поражении кожных покровов.
Обследование пациентов, страдающих псориатическим поражением кожных покровов из группы I и II, показало значительное изменение индекса PASI (значения составили 15,5 ± 0,9 и 15,8 ± 1,2 соответственно). Дерматологическое обследование групп пациентов III и IV не выявило изменений.
Отсутствие у пациентов с псориатическим поражением кожных покровов отклонений со стороны печеночных ферментов свидетельствует об отсутствии у них патологических изменений со стороны печени, следовательно, применение аторвастатина у этой группы пациентов не противопоказано.
Сходные данные получены при обследовании пациентов, страдающих аторосклеротическим поражением стенок сосудов. Обследуемые группы сопоставимы по результатам лабораторного обследования.
В группе IV, сформированной из условно здоровых доноров, значительных отклонений в анализах, выполненных до начала лечения, не выявлено. Данные дерматологического обследования не показали нарушений со стороны кожных покровов.
После проведения необходимых обследований, в качестве терапевтического лечения пациенты, составившие группы II и III, получали препарат аторвастатин в дозировке от 5 мг до 20 мг 1 раз сутки в зависимости от индивидуальной восприимчивости к терапии под контролем биохимического анализа крови, проводимого 1 раз в 2 недели. Побочные явления (токсическое влияние на клетки печени и мышечную ткань) определяли по уровню АСТ, АЛТ и КФК соответственно.
Через 3 месяца с момента начала применения аторвастатина для оценки клинической эффективности лечения проведено контрольное обследование.
Проведенные клинические, инструментальные и лабораторные исследования не выявили токсических и других нежелательных эффектов при применении аторвастатина.
Динамика лабораторных показателей через 3 месяца после начала лечения аторвастатином
Через 3 месяца от начала применения аторвастатина в группах пациентов, страдающих псориазом, и пациентов с атеросклеротическим поражением артерий для оценки клинической эффективности лечения нами проведено контрольное обследование.
Курс лечения оказал положительное влияние на клиническую картину заболеваний и привел к улучшению клинических показателей пациентов в группе больных псориазом, дополнительно получающих аторвастатин.
Согласно результатам контрольного дерматологического обследования лечение аторвастатином привело не только к стабилизации, но и к определенной регрессии псориатического процесса. У больных, прошедших курс лечения, не наблюдалось свежих папулезных высыпаний, а также шелушения уже имевшихся до начала применения аторвастатина псориатических бляшек, что свидетельствовало о достижении стационарной стадии заболевания. Общая оценка состояния больных в обследуемых группах представлена в табл. 4.
Общая оценка состояния больных в группе II также свидетельствовала о статистически достоверном снижении индекса PASI на 38,6% (среднее значение PASI до лечения 15,8 ± 1,2, через 3 месяца после начала терапии — 9,7 ± 1,3).
В группе I (пациенты, не принимавшие аторвастатин) индекс PASI значительно не изменялся, в течение трех месяцев ремиссия достигнута не была. Среднее значение PASI составило до лечения 15,5 ± 0,9, через 3 месяца после начала терапии — 13,1 ± 1,1.
Проведенные клинические, инструментальные и лабораторные исследования не выявили токсических и других нежелательных эффектов на фоне применения аторвастатина. Уровень АСТ и АЛТ находился в пределах референсных значений.
Все группы пациентов прошли контрольное обследование, включающее определение показателей липидного профиля пациентов.
Динамика изменения биохимических показателей сыворотки крови в группе I представлена в табл. 5.
У пациентов, не принимающих аторвастатин, отмечено некоторое улучшение показателей липидного обмена.
Ниже представлены данные липидного профиля пациентов, принимавших аторвастатин (группа II). Отмечено значительное улучшение показателей липидного обмена (табл. 6).
На фоне приема аторвастатина отмечена положительная динамика показателей липидного обмена: уровень общего холестерина в данной группе пациентов уменьшился через 3 месяца после начала терапии до 6,1 ± 0,2 ммоль/л; триглицеридов — до 2,14 ± 0,2 ммоль/л; значение холестерина ЛПВП увеличилось до 0,85 ± 0,1 ммоль/л.
Таким образом, применение аторвастатина у больных псориазом позволяет достичь более ранней стабилизации и регрессии псориатического процесса, что свидетельствует о достижении ремиссии заболевания (снижение индекса PASI на 38,6%), по сравнению с группой больных псориазом, не получавших аторвастатин. Во всех исследуемых группах отмечена положительная динамика изменения показателей липидного обмена.
При исследовании липидного состава крови пациентов, страдающих атеросклеротическим поражением артерий, отмечена нормализация контрольных показателей на фоне применения аторвастатина. Их значения приблизились к референсным, являющимся условными целевыми значениями (табл. 7).
У пациентов, страдающих атеросклеротическим поражением сосудов, значения основных показателей липидного обмена через 3 месяца после начала терапии аторвастатином приблизились к референсным, принятым в качестве условных целевых значений при измерениях на данной модели прибора и для данного метода. Уровень общего холестерина, исходно составлявший 7,9 ± 0,3 ммоль/л, уменьшился до 6,3 ± 0,3 ммоль/л; уровень триглицеридов от 3,4 ± 0,1 ммоль/л до 2,6 ± 0,2 ммоль/л; значение холестерина ЛПВП, исходно составлявшее 0,4 ± 0,1 ммоль/л, увеличилось до 0,7 ± 0,2 ммоль/л.
Во II и III группах пациентов отмечено значительное улучшение показателей липидного обмена. В группе I также наблюдалось незначительное изменение уровней общего холестерина, триглицеридов и ЛПВП. В группе условно здоровых доноров (группа IV) значительной динамики показателей отмечено не было.
Исходя из полученных результатов можно утверждать, что в ходе лечения достигнуто улучшение показателей липидного обмена как у больных, страдающих псориатическим поражением кожных покровов (общий холестерин 6,1 ± 0,2 ммоль/л; триглицериды 2,14 ± 0,2 ммоль/л; ЛПВП 0,85 ± 0,1 ммоль/л), так и у пациентов с атеросклеротическим поражением стенок артерий (общий холестерин 6,3 ± 0,3 ммоль/л; триглицериды 2,6 ± 0,2 ммоль/л; ЛПВП 0,7 ± 0,2 ммоль/л).
Проведенные нами исследования показали клиническую эффективность применения препарата аторвастатин в лечении псориаза. По всей видимости, в основе его действия лежит возможность влияния препарата на течение воспалительного процесса. Значительное улучшение состояния кожных покровов, ремиссия заболевания и улучшение показателей липидного обмена — результаты, которых удалось достичь в группе больных, принимающих аторвастатин.
Литература
- Sunbul M., Agirbasli M. Psoriasis and atherosclerosis: Is there a need for novel biomarkers assessing cardiovascular risk? // Curr Pharm Des. 2014; 20 (4): 529–535.
- Соболев В. В., Стародубцева н. л., Пирузян А. Л., Миннибаев М. Т., Саутин М. Е., Туманов В. П., Брускин С. А. Сравнительное исследование экспрессии генов ATF-3 и ATF-4 в пораженных атеросклеротическим процессом сосудах и в коже при псориатическом процессе // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2011. 151. № 6, с. 659–663.
- Саутин М. Е., Соболева А. Г., Золотаренко А. Д., Пирузян Э. С., Корсунская И. М., Орехов П. Ю., Чупин А. В., Брускин С. А., Соболев В. В. Экспрессия MMP-2 и MMP-9 при псориазе и атеросклерозе // Российский журнал кожных и венерических болезней. 2013. № 1, с. 27–29.
- Соболев В. В., Саутин М. Е., Свитич О. А., Лавров А. А., Корсунская И. М. Экспрессия гена MMP-12 при псориазе и атеросклерозе // Современные проблемы дерматовенерологии, иммунологии и врачебной косметологии. 2014. № 30. С. 35–43.
- Соболев В. В., Золотаренко А. Д., Соболева А. Г., Саутин М. Е., Ильина С. А., Саркисова М. К., Голухова Е. З., Елкин А. М., Брускин С. А., Абдеев Р. М. Экспрессия гена FOSL1 при псориазе и атеросклерозе // Генетика. 2010. Т. 46, № 1, C. 104–110.
- Vanisor Kular B. O. A., Cimsit G., Yandi Y. E., Calapoglu M. Evaluation of the atherogenic tendency of lipids and lipoprotein content and their relationships with oxidant system in patients with psoriasis // Clin Chi. Acta. 2003. Т. 328. № 1–2. C. 71–82.
- Pirro M., Stingeni L., Vaudo G., Mannarino M. R., Ministrini S., Vonella M., Hansel K., Bagaglia F., Alaeddin A., Lisi P., Mannarino E. Systemic inflammation and imbalance between endothelial injury and repair in patients with psoriasis are associated with preclinical atherosclerosis // Eur J Prev Cardiol. 2015; 22 (8): 1027–1035.
- Волков В. И. Провоспалительные цитокины и растворимые внутриклеточные молекулы адгезии в ишемической болезни сердца // Кардиология. 2002. Т. 42. № 9. C. 12.
- Шевченко О. П., Шевченко А. О. Статины Ингибиторы ГМГ-КоА-редуктазы. Реафарм, 2003.
- Vanisor Kular B. O. A., Cimsit G., Yandi Y. E., Calapoglu M. Evaluation of the atherogenic tendency of lipids and lipoprotein content and their relationships with oxidant system in patients with psoriasis // Clin Chi. Acta. 2003. Т. 328. № 1–2. C. 71–82.
- Reynoso-von Drately C. M.-A. E., Balcazar-Munoz B. R., Bustos-Sandana R., Gouzales-Ortis M. Lipid profile, insulin secretion, and insulin sensitivity in psoriasis. Medical research Unit in Clinical Epidemiology, West National Medical Center, Mexican Institute of Social Security, Guadalajara, Mexico // J Am Acad Dermatol. 2003. Т. 48. № 6. C. 882–885.
- Ройтберг Г. Е., Струтынский А. В. Внутренние болезни. Сердечно-сосудистая система. 2003. C. 481.
В. В. Соболев, кандидат биологических наук
М. Е. Саутин, кандидат медицинских наук
А. Л. Пирузян, доктор медицинских наук, профессор
А. Г. Соболева, кандидат биологических наук
И. М. Корсунская1, доктор медицинских наук, профессор
ФГБУН ЦТП ФХФ РАН, Москва
1 Контактная информация: marykor@bk.ru
Купить номер с этой статьей в pdf