Злокачественный наружный отит (ЗНО) — это воспаление наружного слухового прохода с вовлечением в процесс соседних тканей, повреждением костей в ушном канале и в основании черепа. Однако название не связано с принадлежностью данного заболевания к опухолям, а лишь подчеркивает его тяжесть, поэтому в литературе можно встретить и другое название — некротизирующий наружный отит [1]. Впервые ЗНО с сопутствующим остеитом височной кости, нижней челюсти был описан в 1959 г. [2]. Среди предрасполагающих факторов заболевания многие авторы отмечают два пусковых момента: наличие нарушения целостности кожи наружного слухового прохода у больных группы риска. Повреждения кожи могут быть при чистке уха металлическими предметами, раздражении наружного слухового прохода ушными вкладышами слуховых аппаратов, наушниками, при постоянном попадании воды в ухо («ухо пловца»). К группам риска относятся пациенты пожилого возраста, с иммунодефицитными состояниями, сахарным диабетом в анамнезе, с онкологическими заболеваниями, после длительной лучевой или химиотерапии, с гиповитаминозами [1, 3–7].
Многие авторы придерживаются мнения, что этиологическим фактором данного заболевания является условно-патогенная грамотрицательная бактерия — Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка) [8, 9]. Это бактерия в форме палочки с закругленными концами, размером от 0,5 до 1 мкм, подвижна, плотной капсулы не имеет, спор не образует, является облигатным аэробом — размножается при доступе кислорода, повышенной влажности. При бактериологическом обследовании растет на специальных питательных средах (мясопептонный агар — МПА, мясопептонный бульон — МПБ и другие), где при ее росте появляются синевато-зеленоватые колонии со свечением (флюоресцирующие), имеющие запах жасмина. Наличие у большинства ее штаммов поверхностных ворсинок обеспечивает адгезию к клеткам, патогенное действие обусловлено образованием экзотоксинов (экзотоксин А, цитотоксин и др.) и высвобождением эндотоксинов при цитолизе клеток [8]. Инфекции, вызванные Pseudomonas aeruginosa, плохо поддаются антибактериальной терапии в связи с множественной ее резистентностью, передаваемой R-плазмидами, а также за счет способности образовывать вокруг своих колоний слизеподобную капсулу — гликокаликс. Pseudomonas aeruginosa устойчива к действию многих аминогликозидов, цефалоспоринов и фторхинолонов, что затрудняет эффективность лечебных мероприятий у больных [9–13].
Инфицирование и возникновение инфекции происходит в три стадии: 1) прикрепление синегнойной палочки к поврежденной ткани и размножение ее в месте прикрепления (первичный очаг инфекции); 2) распространение инфекции в глубокие ткани — так называемая локальная инфекция; 3) проникновение возбудителя в кровь с развитием бактериемии и распространением инфекции на другие органы и ткани (септицемия).
Злокачественный наружный отит относится к тяжелым заболеваниям, начинается с поражения кожи наружного слухового прохода и образования грануляций, чаще на границе хрящевого и костного отделов. Причиной некротических явлений является некротизирующий васкулит с вовлечением всей стенки сосуда. Затем процесс распространяется на хрящ, височную кость и основание черепа, близлежащие мягкие ткани, на околоушную железу. Больных беспокоит постоянная боль в ухе, гноетечение из него, наличие инфильтратов мягких тканей в околоушных областях, увеличение регионарных лимфатических узлов, при вовлечении в процесс височно-нижнечелюстного сустава — тризм жевательной мускулатуры. Нередки такие осложнения, как мастоидит, петрозит, остеомиелит височной кости, паралич лицевого нерва, поражения IX–XI черепных нервов. Летальность при отсутствии поражения черепных нервов не превышает 10%, при параличе лицевого нерва достигает 50%, а при множественных параличах черепных нервов превышает 80% [1]. Иногда смертельный исход наступает от сепсиса.
В 1987 г. Питер Фридман и Девид Кохен описали диагностические критерии ЗНО, которые разделили на две категории: обязательные и дополнительные [14]. К обязательным относятся боль, отек, экссудация, грануляции, наличие изменений в костных структурах, выделение синегнойной пало��ки в бакпосевах и отсутствие эффекта от местного лечения в течение недели. Дополнительные критерии — наличие сахарного диабета, пожилой возраст, вовлечение в процесс черепных нервов. Для постановки диагноза у больного должны присутствовать все обязательные признаки, наличие только одного-двух обязательных критериев вместе с дополнительными не является основанием для подтверждения ЗНО.
Вопросы лечения ЗНО остаются актуальными в связи с длительным рецидивирующим течением данного заболевания, неблагоприятным прогнозом [1–5]. В рекомендациях обязательно назначение антибиотиков, обладающих антисинегнойным спектром, — аминогликозиды, фторхинолоны, цефтазидим, цефепим, имипинем/циластатин в больших дозировках [1–5]. Длительность антибиотикотерапии индивидуальна, необходимо учитывать клинические данные (регресс симптомов, уменьшение СОЭ в клиническом анализе крови). Если консервативное лечение малоэффективно, прибегают к широкому хирургическому вмешательству — удаляют все некротизированные ткани, включая хрящи, кость, околоушную железу.
Продолжающиеся клинические исследования направлены на определение наиболее эффективных методов лечения синегнойной инфекции. Одним из основных направлений новых разработок являются исследования лечебных свойств вакцины и плазмы гипериммунизированных доноров при инфекциях, вызванных Pseudomonas аeruginosa [15]. Теоретической основой попытки введения вакцин или иммунных сывороток для лечения инфекций, вызванных Pseudomonas aeruginosa, стали исследования, проведенные в середине 50-х гг. Исследования показали, что антитела в препаратах человеческого γ-глобулина оказывают защитное действие при инфекциях, вызванных Pseudomonas aeruginosa, у мышей. Дальнейшие исследования были направлены на получение безопасной иммуногенной вакцины против
Учитывая опыт применения иммунотерапии при лечении данной инфекции, нами была успешно использована антисинегнойная человеческая плазма у больного со злокачественным наружным отитом. Описание данного клинического случая приводим ниже.
Больной П., 74 года, поступил в ЛОР-отделение Луганской республиканской клинической больницы с жалобами на интенсивные боли в обоих ушах, иррадиирующие в область сосцевидного отростка, угол нижней челюсти, височную область.
Со слов больного вышеуказанные жалобы появились около месяца назад после промывания серных пробок прохладным раствором. Обратился за медпомощью по месту жительства, был госпитализирован в ЛОР-отделение, где в течение двух недель прошел курс лечения: антибиотикотерапия (линкомицин 30% — 2,0 в/м 2 раза в день № 5, цефтриаксон 1,0 в/м 2 раза в день № 10), гипосенсибилизирующая терапия (30% тиосульфат натрия — 5,0 в/в 1 раз в день № 5), местно использовались мазь Тримистин, ушные капли с ципрофлоксацином. Отмечался положительный эффект, однако через 2 недели после выписки у больного отмечалось резкое ухудшение состояния, в связи с чем был направлен на консультацию к ЛОР-врачу Луганской республиканской клинической больницы.
При поступлении АД 130/90 мм рт. ст., пульс — 78 в минуту. Температура тела 37,3 °C. При осмотре ЛОР-органов у больного выраженный воспалительный процесс, отек, инфильтрация кожи наружных слуховых проходов, с обилием грануляций с обеих сторон, серозно-гнойным отделяемым, наличием инфильтратов, которые занимали заушную область, околоушную область и углы нижних челюстей с обеих сторон, выраженный болевой синдром. Слева в области верхнезадней стенки наружного слухового прохода очаги с гнойным расплавлением в центре (антральные свищи?). Барабанные перепонки не обозримы. Слух резко снижен с обеих сторон (шепотная речь — 0 м, разговорная речь — 1,0 м, по данным аудиометрии — нарушения слуха по кондуктивному типу). Другие ЛОР-органы без особенностей.
В клиническом анализе крови: эритроциты — 4,81 × 1012/л, Нb — 149 г/л, лейкоциты — 13,8 × 109/л, п — 9%, с — 68%, э — 1%, л — 18%, м — 4%, СОЭ — 32 мм/ч. Сахар крови — 4,6 ммоль/л. Кровь на RW — отрицательная. Биохимические анализы в норме.
При проведении больному рентгенографии сосцевидных отростков по Шюллеру с контрастированием свищевых ходов был диагностирован двухсторонний мастоидит, слева подтверждено наличие антральных свищей.
Для исключения отогенных внутричерепных осложнений больному была проведена магнитно-резонансная томография головного мозга с внутривенным усилением. Заключение: преимущественно внутренняя, больше слева, гидроцефалия легкой степени.
В результатах бактериологического исследования отделяемого из ушей при поступлении отмечался обильный рост синегнойной палочки, чувствительной к цефтриаксону, офлоксацину, норфлоксацину.
Учитывая, что процесс начался с воспаления наружных слуховых проходов, в посевах из ушей обнаружена Pseudomonas aeruginosa, наличие грануляций, очагов деструкции кости, больному, согласно обязательным критериям Фридмана–Кохена [14], был выставлен диагноз: злокачественный двухсторонний наружный отит, осложненный мастоидитом с обеих сторон.
Вследствие неэффективности проводимого консервативного лечения больному была произведена двухсторонняя антромастоидотомия. При операции наружный слуховой проход слева в его костной части был отслоен гнойным экссудатом от кости, здесь же содержалось большое количество грануляций, которые были взяты на гистологическое исследование. Слева в антруме — жидкий гной, верхушечные клетки сосцевидного отростка кариозно изменены, кость была размягчена, кровоточила, были взяты образцы на гистологическое исследование. Справа в антруме скудное серозное отделяемое, грануляции. В образцах для гистологического исследования грануляционная и костная ткань с очаговым воспалительным инфильтратом.
В послеоперационном периоде осложнений не было. Антибактериальная терапия была назначена с учетом антибиотикограммы. Проводилась гипосенсибилизирующая терапия, местно использовали мазь Офлокаин, бетадин, компрессы на заушную и околоушную область с растворами эктерицида и димексида в разведении 1:4, курс эндоауральной лазеротерапии. При повторных посевах отделяемого из ушей отмечался скудный рост синегнойной палочки, добиться полной элиминации возбудителя при посевах не удалось. В то же время клинически выделения из ушей полностью прекратились, улучшился слух: шепотная речь на оба уха — 1,0 м, разговорная более 6,0 м, при выписке воспалительный процесс кожи наружных слуховых проходов с обеих сторон регрессировал.
Повторно больной был госпитализирован через 2 недели с жалобами на возобновление гноетечения из ушей, зуд в ушах, снижение слуха. При осмотре гиперемия и отек кожи, наличие грануляционной ткани, гнойного отделяемого в обоих наружных слуховых проходах.
В результатах бактериологического исследования отделяемого из ушей отмечается обильный рост синегнойной палочки, но уже нечувствительной к цефтриаксону, слабо чувствительной к офлоксацину, норфлоксацину. Учитывая рецидив и тяжесть заболевания, больному был назначен курс лечения антисинегнойной человеческой плазмой. Плазму вводили внутривенно, капельно, в строгом соблюдении правил асептики и антисептики из расчета суточной дозы 3–6 мл на 1 кг массы больного трехкратно через день [16]. Аллергической реакции, осложнений на введение препарата крови не отмечалось. Было произведено удаление грануляционной ткани из наружных слуховых проходов, местно использовали раствор бетадина.
Больной был выписан из отделения на 10-й день в удовлетворительном состоянии. Даны рекомендации: избегать попадания воды в уши, отказ от чистки ушей, в том числе ватными палочками, обращение к оториноларингологу при появлении первых признаков заболевания. При динамическом наблюдении за больным в течение двух лет рецидивов заболевания не было.
Приведенные результаты применения антисинегнойной человеческой плазмы в лечении злокачественного наружного отита показали эффективность иммунотерапии, что выражалось в быстром и стойком клиническом эффекте.
Учитывая актуальность вопросов лечения заболеваний, вызванных синегнойной инфекцией, считаем, что наш опыт применения иммунотерапии при данной инфекции вызовет интерес у врачей-клиницистов разных специальностей и даст продолжение клиническим исследованиям, направленным на определение наиболее эффективных методов лечения синегнойной инфекции.
Литература
- Бобров В. М. Некротический (злокачественный) наружный отит // Вестник оториноларингологии. 2011. № 3. С. 71–72.
- Meltzer P. E., Kelemen G. Pyocyaneous osteomyelitis of the temporal bone, mandible and zygoma // Laryngoscope. 1959. 169. Р. 1300–1316.
- Гардыга В. В., Барциховский А. И. Два наблюдения злокачественного наружного отита // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1994. № 2. С. 64–65.
- Ophir Handzel, Doron Halperin. Necrotizing (Malignant) External Otitis // Am Fam Physician. 2003. 15. Vol. 68 (2). Р. 309–312.
- Drew S. J., Himmelfarb R., Sciubba J. J. Invasive (malignant) external otitis progressing to osteomyelitis of the temporomandibular joint: a case report // J Oral Maxillofac Surg. 1993. 51. Р. 429–431.
- Дунайвицер Б. И. Некротический наружный отит // Вестник оториноларингологии. 1985. № 1. С. 71–72.
- Рыбальченко К. Д., Чекрыгина Н. И. Некротический наружный отит у больных сахарным диабетом // Вестник оториноларингологии. 1981. № 2. С. 69–70.
- Chastre J. Trouillet J. L. Problem pathogens (Pseudomonas aeruginosa and Acinetobacter) // Seminars in Respiratory Infectious. 2000. 15. Р. 287–298.
- Kovacs K. Patterson D. L., Yu V. L. Antimicrobial Therapy for Pseudomonas aeruginosa: Skin and Soft Tissue, Ear, and Eye Infections; Meningitis; and Clinical Syndromes of Febrile Neutropenic and HIV Patients // Infect Med. 1998. 15. Р. 464–478.
- Костышин А. Т. Наш опыт лечения больных гранулирующим наружным отитом // Журнал ушных, носовых и горловых болезней.1984. № 1. С. 64–65.
- Tacconelli E., Tumbarello M., Bertagnolio S. et al. Multidrug-resistant Pseudomonas aeruginosa bloodstream infections: analysis of trends in prevalence and epidemiology // Emerging Infectious Diseases. 2002. 8. Р. 220–221.
- Cooper M. A., Andrews J. M., Wise R. Ciprofloxacin resistance developing during treatment of malignant otitis externa // J Antimicrob Chemother. 1993. 32. Р. 163–164.
- Козлов Р. С. Нозокомиальные инфекции. Антибактериальная терапия. Практическое руководство / Под ред. Л. С. Страчунского, Ю. Б. Белоусова, С. Н. Козлова. М.: Изд-во РЦ «Фармединфо», 2002. С. 143–146.
- Cohen D., Friedman P. The diagnostic criteria of malignant external otitis // Journal of Laryngology and Otology. 1987. Vol. 101 (3). Р. 216–221.
- Döring G., Pier G. B. Vaccines and immunotherapy against Pseudomonas aeruginosa // Vaccine, 2008. Vol. 26 (8). Р. 1011–1024.
- Хватов В. Б., Здановская Л. К., Бодрова Г. Н. Инструкция по применению плазмы антисинегнойной антитоксической человека (Plasma antipseudomonas antitoxicum human), утверждена МЗ РФ М. 1992.
В. Г. Сенченко*
Т. М. Приставко**, кандидат медицинских наук
И. Е. Берест**, 1, кандидат медицинских наук
* Луганская РКБ, Луганск, Украина
** ГУ Луганский ГМУ, Луганск, Украина
1 Контактная инфоримация: i_berest@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf