Валериана, мелисса и мята в терапии тревожных расстройств и нарушений сна: обзор клинических исследований

07-06-2016
Представлен обзор клинических исследований эффективности и безопасности применения растительных препаратов, содержащих валериану, мелиссу, мяту, при лечении нарушений сна и тревожных расстройств. Установлено, что растительные седативные средства могут быт

Большинство социально активных людей проживают в условиях повышенного психоэмоционального напряжения и хронических стрессорных воздействий. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 160 млн человек страдают депрессией и 30% населения испытывают тревожные расстройства, причем отмечается постоянный ежегодный рост распространенности этой патологии [1]. Глобальные эпидемиологические исследования, проводимые Всемирной организацией здравоохранения, и исследования в отдельных странах показывают, что нервно-психические расстройства в течение жизни переносит значительная часть населения, причем подавляющее большинство этих случаев остаются недиагностированными и нелечеными [2].

Реклама

Частым следствием эмоционального стресса является эпизодическая инсомния. К эпизодическим нарушениям сна могут приводить экстремальные ситуации, чрезвычайные происшествия, утраты и болезни близких людей, а также обычные бытовые, конфликтные и психотравмирующие ситуации в семье и на работе. Причиной нарушенного сна может стать и значимое для человека радостное событие, вызывающее перевозбуждение.

Значительная роль в терапии инсомний отводится нелекарственным методам (соблюдение гигиены сна, психотерапия, фототерапия, ароматерапия, музыкотерапия, энцефалофония («музыка мозга»), рефлексотерапия, массаж, бальнеотерапия, физиотерапия и т. п.) и лекарственные методы. Однако далеко не всегда этих методов бывает достаточно. Если говорить о лекарственной терапии, то эффективное снотворное средство должно отвечать следующим критериям:

  • способствует быстрому наступлению сна;
  • способствует поддержанию сна, т. е. препятствует частым пробуждениям, а при их наступлении позволяет вновь быстро заснуть;
  • после окончательного спонтанного утреннего пробуждения не вызывает ощущений вялости, разбитости, усталости или, если эти ощущения ранее присутствовали, способствует их исчезновению;
  • не имеет побочных действий, а если они возникают, то не ухудшают социальную адаптацию больного;
  • может применяться по потребности.

В последнее время вызывает дискуссию целесообразность и рентабельность широкого применения антидепрессантов, особенно при легкой и средней степени выраженности депрессии и тревоги [3, 4]. Значительное количество побочных эффектов при применении антидепрессантов и бензодиазепинов (дневная сонливость, нарушение концентрации внимания, заторможенность, гепато- и кардиотоксичность), высокая стоимость и низкая приверженность пациентов лечению диктуют необходимость поиска других вариантов терапии тревожно-депрессивных состояний. В настоящее время фитотерапию успешно применяют при нарушениях сна, повышенной тревожности и раздражительности, она хорошо переносится, и пациенты привержены данному виду терапии. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, около 80% населения предпочитают принимать лекарственные средства, содержащие природные растительные компоненты [5].

Реклама

Принципы фитотерапии (метод лечения, основанный на применении лекарственных растений и комплексных препаратов из них) давно применяются в неврологии. К лекарственным растениям, обладающим седативным эффектом, относятся пустырник пятилопастный (Leonurus quinquelobatus), хмель обыкновенный (Humulus lupulus L.), пион уклоняющийся (Paeonia anomala L.), страстоцвет мясо-красный (Passiflora incarnata L.), арника горная (Arnica montana L.), льнянка обыкновенная (Linaria vulgaris Mill.) и многие другие. Многие из растительных препаратов были изучены в рандомизированных контролируемых исследованиях. Некоторые из них продемонстрировали выраженную клиническую эффективность и хорошую переносимость. Среди множества лечебных растений выделяют валериану лекарственную, мяту перечную и мелиссу лекарственную.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.) Корни и корневища этого многолетнего травянистого растения рода валериана (Valeriana) семейства валериановых (Valerianoideae) на протяжении многих столетий используют в медицине в качестве седативного и спазмолитического средства. Валериана лекарственная снижает рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы, усиливая тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. Валериана не только не вызывает супрессии центральной нервной системы, но и обладает антиневротическим, противоастеническим и общеукрепляющим эффектами.

Реклама

Мята перечная (Mentha piperita L.). Представляет собой многолетнее травянистое растение рода мята (Mentha) семейства яснотковых (Lamiaceae) или губоцветных (Labiatae), полученное путем гибридизации мяты водной (Mentha aquatica) и мяты садовой (Mentha spicata). Относится к эфиромасличным растениям. Мята перечная обладает успокаивающим и спазмолитическим действием, а также болеутоляющим и рефлекторным коронародилатирующим эффектами.

Мелисса лекарственная (Melissa officinalis). Это многолетнее эфиромасличное травянистое растение рода мелисса (Melissa) семейства яснотковых (Lamiaceae) известнo также под названием мяты лимонной. Мелисса лекарственная обладает анксиолитическим, антистрессорным, антидепрессивным, спазмолитическим, седативным, антиоксидантным и другими эффектами. Мелиссу лекарственную называют «стресс-протектором» и «модулятором настроения»; ее применение считается показанным при негативизме, агрессивности, конфликтности, сниженном настроении и т. д.

В настоящее время не сущ��ствует единого мнения об эффективности и безопасности применения фитопрепаратов. Остается открытым вопрос о правильном использовании как отдельных лекарственных растений, так и травяных сборов. Особенно важным является изучение спектра побочных эффектов, которые могут встречаться при применении растительных препаратов [6].

В ходе данного обзора проведена оценка эффективности и безопасности применения растительных препаратов, содержащих валериану, мелиссу, мяту, а также препаратов Персен® и Персен® Ночь при лечении нарушений сна и тревожных расстройств по данным отдельных рандомизированных клинических исследований, обзоров и метаанализов.

Реклама

F. Donath и соавт. в 2000 г. представили результаты двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного клинического исследования по оценке влияния экстракта валерианы (однократный прием либо в течение 14 дней) на структуру и качество сна в сравнении с плацебо [7]. В исследование были включены 16 пациентов в возрасте от 22 до 5 лет (средний возраст — 49 лет), страдающих инсомнией; результаты подтверждались данными полисомнографии. Было отмечено, что однократный прием валерианы перед засыпанием не оказывает влияния на структуру и субъективные характеристики сна, но в то же время при применении экстракта валерианы в течение двух недель наблюдалось статистически достоверное по сравнению с плацебо (р < 0,05) улучшение качества сна. Кроме того, выявлено положительное воздействие на структуру сна (нормализация параметров медленного сна и REM-фазы). При этом клинически незначимые побочные эффекты наблюдались всего у трех пациентов. Авторы сделали вывод об эффективности и безопасности длительного применения (14 дней) экстракта валерианы в терапии расстройств сна.

С целью оценки влияния валерианы при стресс-ассоциированных расстройствах сна D. Wheatley выполнил исследование, в котором приняли участие 19 пациентов, которые в течение 6 недель принимали валериану в дозе 600 мг/сут [8]. Качество сна оценивалось по трем показателям: время засыпания, длительность сна, чувство бодрости после сна. Результаты исследования показали достоверное улучшение качества сна по всем показателям (p < 0,01) у пациентов, принимавших валериану. В то же время в 16% случаев на фоне лечения в качестве побочного эффекта отмечены яркие, насыщенные сновидения. В обзоре растительных препаратов, применяющихся при инсомнии, автор отводит валериане значительную роль как эффективному и хорошо переносимому средству при терапии расстройств сна [9].

Реклама

В 2006 г. D. O. Kennedy и соавт. провели двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное исследование по изучению применения комбинации валерианы и мелиссы лекарственной при стресс-индуцированных расстройствах [10]. В ходе данной работы были обследованы 24 пациента после экспериментального стрессорного воздействия, которые получали 600, 1200 и 1800 мг комбинированного (валериана и мелисса) препарата. Показана значительная анксиолитическая эффективность, достоверно более высокая, чем в группе плацебо (р < 0,05), и высокая степень безопасности всех доз валерианы и мелиссы, использованных в комбинации.

Оценка влияния экстракта валерианы лекарственной на стресс-индуцированные расстройства проводилась группой индийских ученых под руководством D. Bhattacharyya [11]. Было выполнено двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное исследование, в ходе которого 33 пациента (средний возраст — 34,2 года) в течение 2 месяцев принимали по 500 мг валерианы 2 раза в сутки. Все обследуемые пациенты проходили психологическое тестирование перед началом лечения, на 30-й день терапии, а также во время последнего визита. В ходе исследования было установлено, что при использовании экстракта валерианы (курс — 60 дней) статистически достоверно (р < 0,001) возрастает устойчивость к стрессорным воздействиям, уменьшаются проявления тревоги, а также депрессии. Автор подчеркивает отсутствие поведенческой токсичности при использовании валерианы; также у пациентов не определялось нарушение памяти и концентрации внимания на всем протяжении исследования, что подтверждает результаты других исследований [12, 13].

Реклама

Эффективность валерианы в качестве средства для лечения инсомнии также подтверждена результатами их метаанализов рандомизированных контролируемых исследований [14]. В частности, в последнем метаанализе 16 рандомизированных плацебо-контролируемых исследований с участием 1093 пациентов доказано, что валериана улучшает качество сна у больных, страдающих инсомнией, не вызывая при этом каких-либо нежелательных лекарственных реакций.

В 2011 г. J. Cases и соавт. в открытом проспективном исследовании продемонстрировали снижение проявлений тревожности на 18% (р < 0,01), облегчение ассоциированных с тревогой симптомов на 15% (р < 0,01) и снижение бессонницы на 42% (р < 0,01) на фоне 15-дневного применения экстракта мелиссы лекарственной. Исследование показало, что длительное применение мелиссы устраняет эффекты, связанные со стрессом [15].

Препаратами, содержащими экстракты всех трех перечисленных выше лекарственных растений (валерьяну, мелиссу и мяту), являются Персен® и Персен® Ночь (табл.). В нашей стране также проводилось несколько исследований этих препаратов.

На кафедре нервных болезней ММА им. И. М. Сеченова под руководством профессора Т. Г. Вознесенской проведено двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное исследование эффективности применения препарата Персен® при психовегетативном синдроме в структуре тревожных расстройств [16]. В исследовании участвовали 93 пациента в возрасте от 16 до 62 лет (средний возраст — 34,5 года). Из их числа 47 человек принимали Персен® Ночь (ранее он назывался Персен® форте) по 1 капсуле 2 раза в сутки, а 46 — плацебо. Длительность исследования составила 4 недели, пациентам было проведено тщательное неврологическое и психологическое обследование. Отмечено достоверное снижение по сравнению с группой контроля уровней тревоги и депрессии, уменьшение частоты возникновения головной боли напряжения, а также улучшение качества жизни пациентов, принимавших Персен® Ночь. В проведенном исследовании Персен® достоверно превосходил плацебо по влиянию на тревожные расстройства и вегетативные дисфункции. При этом он практически не вызывал побочных эффектов, в т. ч. сонливости в дневное время, не оказывал негативного влияния на концентрацию внимания и работоспособность пациентов. Было отмечено, что Персен® хорошо сочетается с любыми психотропными препаратами, включая антидепрессанты.

В 2016 г. были опубликованы результаты открытого сравнительного исследования эффективности и безопасности применения растительных препаратов Персен® и Персен® Ночь у пациентов с кратковременной инсомнией. В исследовании приняли участие 60 пациентов в возрасте от 18 до 65 лет (средний возраст — 42,4 ± 6,9 года), страдающих кратковременной инсомнией на фоне нарушений адаптации или коморбидных тревожно-депрессивных расстройств: 30 из них получали препарат Персен® по 2 таблетки в сутки и 30 — Персен® Ночь по 1 капсуле за 30–60 минут перед сном на протяжении 4 недель. Подавляющее большинство больных (76,5%) связывали начало инсомнии с какой-либо психотравмирующей ситуацией (остро возникшие финансовые трудности, проблемы на работе и др.). В исследовании было отмечено, что применение Персен® Ночь характеризовалось быстротой наступления снотворного эффекта, в то время как Персен® способствовал регрессу постсомнических проявлений инсомнии. В исследовании также отмечалось достоверное снижение уровня реактивной тревожности после проведенного лечения в сравниваемых группах (до и после лечения). В группе, принимавшей Персен®, средний балл показателя реактивной тревожности после лечения по шкале Спилбергера–Ханина составил 36,2 ± 1,78, что достоверно ниже, чем до лечения (42,2 ± 1,21), и соответствует умеренной степени тревожности. В группе, принимавшей Персен® Ночь, средний балл реактивной тревожности после лечения (34,7 ± 1,58) был также достоверно ниже, чем до лечения (41,9 ± 1,37), и также расценен как умеренный. Таким образом, был отмечен факт наличия статистически достоверного противотревожного эффекта обоих препаратов через 4 недели терапии инсомнии и коморбидных тревожных расстройств, но при этом недостоверная разница между препаратами. Персен® Ночь в большей степени влиял на пресомнические и интрасомнические проявления: наличие поверхностного сна, количество ночных пробуждений, скорость засыпания: к окончанию терапии — у 39,7% пациентов засыпание наступало через 10–15 минут, а в течение 30 минут засыпали 92,2% пациентов, тогда как для Персена® — 17,4% и 80,3% соответственно (р < 0,05). В то же время Персен® достоверно уменьшал ощущение невыспанности при пробуждении и представленность постсомнических расстройств, таких как дневная сонливость, в большей степени способствовал уменьшению тревожности и улучшению настроения [17].

Реклама

Таким образом, оценивая доказательную базу применения растительных средств, содержащих валериану, мелиссу и мяту, в т. ч. комбинированных препаратов Персен® и Персен® Ночь, можно сделать вывод о том, что они эффективны в терапии инсомнии, стресс-индуцированных и тревожных расстройств. При этом в терапии инсомний предпочтение стоит отдать препарату Персен® Ночь, который в большей степени влияет на пресомнические и интрасомнические проявления: наличие поверхностного сна, количество ночных пробуждений, скорость засыпания. Достоинством же препарата Персен® является возможность его применения как в качестве быстродействующего симптоматического средства для купирования симптомов тревожности и волнения, так и для длительного лечения стрессовых, тревожных и фобических расстройств.

Литература

  1. Рачин А. П. Депрессивные и тревожные расстройства в общей практике. Смоленск, 2004. 96 с.
  2. Wake G., Court J., Pickering A. et al. CNS acetylcholine receptor activity in European medicinal plants traditionally used to improve failing memory // J Ethnopharmacol. 2000; 69: 105–114.
  3. Anderson I. Selective serotonin reuptake inhibitors versus tricyclic antidepressants: a meta analysis of efficacy and tolerability // J Affect Disord. 2000; 58: 19–36.
  4. Martin R. M., Hilton S. R., Kerry S. M. et al. General practitioners’ perceptions of the tolerability of antidepressant drugs: a comparison of selective serotonin reuptake inhibitors and tricyclic antidepressants // BMJ. 1997; 314 (7081): 646–651.
  5. Вознесенская Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий // РМЖ. 2006. Т. 14. № 9. C. 694–697.
  6. Miyasaka L. S., Atallah Á. N., Soares B. Valerian for anxiety disorders. Cochrane Database of Systematic Reviews 2006, Issue 4. Art. No.: CD004515. DOI: 10.1002/14651858.CD004515.pub2.
  7. Donath F., Quispe S., Diefenbach K. et al. Critical evaluation of the effect of valerian extract on sleep structure and sleep quality // Pharmacopsychiatry. 2000; 33 (2): 47–53.
  8. Wheatley D. Stress-induced insomnia treated with kava and valerian: singly and in combination // Hum Psychopharmacol. 2001; 16 (4): 353–356.
  9. Wheatley D. Medicinal plants for insomnia: a review of their pharmacology, efficacy and tolerability // J Psychopharmacol. 2005; 19 (4): 414–421.
  10. Kennedy D. O., Little W., Haskell C. F. et al. Anxiolytic effects of a combination of Melissa officinalis and Valeriana officinalis during laboratory induced stress // Phytother Res. 2006; 20 (2): 96–102.
  11. Bhattacharyya D., Jana U., Debnath P. K. et al. Initial exploratory observational pharmacology of Valeriana wallichii on stress management: a clinical report // Nepal Med Coll J. 2007; 9 (1): 36–39.
  12. Akhondzadeh S., Noroozian M., Mohammadi M. et al. Melissa officinalis extract in the treatment of patients with mild to moderate Alzheimer’s disease: a double blind, randomised, placebo controlled trial // J Neurol Neurosurg Psychiatry. 2003; 74 (7): 863–866.
  13. Perry E. K., Pickering A. T., Wang W. W. et al. Medicinal plants and Alzheimer’s disease: from ethnobotany to phytotherapy // J Pharm Pharmacol. 1999; 51: 527–534.
  14. Bent S., Padula A., Moore D. et al. Valerian for sleep: a systematic review and meta-analysis // Am J Med. 2006; 119 (12): 1005–1012. PMID: 17145239.
  15. Cases J Ibarra A., Feuillère N. et al. Pilot trial of Melissa officinalis L. leaf extract in the treatment of volunteers suffering from mild-to-moderate anxiety disorders and sleep disturbances // Mediterranean Journal of Nutrition and Metabolism. 2011; 4 (3): 211–218. PMID: 22207903.
  16. Вознесенская Т. Г., Федотова А. В., Фокина Н. М. Персен форте в лечении тревожных расстройств у больных психовегетативным синдромом // Лечение нервных болезней. 2002. С. 38–41.
  17. Рачин А. П. Применение Персен® и Персен® ночь при кратковременной инсомнии у пациентов, страдающих расстройствами адаптации или коморбидными тревожно-депрессивными расстройствами // РМЖ. 2016. № 7. С. 460–463.

RU1605487590


С. А. Рачина
А. П. Рачин1,
доктор медицинских наук, профессор

ФГБУ РНЦ МРиК МЗ РФ, Москва

1 Контактная информация: 7851377@gmail.com


Купить номер с этой статьей в pdf

Реклама