Правильно организованное рациональное питание детей раннего возраста должно обеспечивать гармоничный рост ребенка, адекватное морфологическое и функциональное созревание его органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Неоспоримым фактом являются преимущества естественного вскармливания, однако при невозможности грудного вскармливания ввиду различных причин необходим подбор адаптированной смеси.
Адаптированные молочные смеси (формулы) это продукты питания в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока и максимально приближенные к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей раннего возраста. Основным принципом создания адаптированных формул является их максимальное приближение не только к составу и свойствам женского молока, но и соответствие этих продуктов питания особенностям пищеварения и метаболизма ребенка первого года жизни [1].
В настоящее время на рынке заменителей грудного молока широко представлены адаптированные смеси Нэнни на основе цельного козьего молока [1, 2]. Формулы Нэнни это адаптированные заменители женского молока, разработанные в Новой Зеландии. Цельное козье молоко, используемое в производстве этих смесей, является экологически чистым продуктом. Смеси относятся к числу казеин-доминирующих (соотношение казеин/сывороточные белки = 80:20). Смеси Нэнни рекомендованы для питания детей с рождения при невозможности грудного вскармливания и/или при непереносимости белков коровьего молока. Противопоказанием к применению данной смеси является индивидуальная непереносимость козьего молока и лактазная недостаточность, т. к. указанные формулы являются лактозосодержащими. В последнем клиническом исследовании в Австралии проводился сравнительный анализ эффективности формулы на основе цельного козьего молока и смеси на основе коровьего молока. Кишечная микробиота у детей, получавших смесь на основе новозеландского козьего молока, не отличалась от аналогичных показателей у детей на грудном вскармливании. Полученные данные показали, что формула на основе цельного козьего молока содержит факторы, обладающие пребиотической активностью, тогда как сывороточная смесь на основе коровьего молока такой особенностью не обладает [3].
Целью работы явилось изучение переносимости и клинической эффективности современных адаптированных формул на основе разного источника белка — цельного козьего молока с пребиотиками и смесей на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками у практически здоровых детей первого и второго полугодия жизни, находящихся на искусственном вскармливании.
Материалы и методы исследования
Клиническое наблюдение за 100 здоровыми детьми обоих полов в возрасте от 2 месяцев до 1 года проводилось на базе городской поликлиники № 219 Северо-Западного административного округа г. Москвы, консультативно-диагностической поликлиники ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского г. Москвы. Наблюдение за детьми проводилось с информированного согласия родителей. Перевод на искусственное вскармливание детей проводился из-за невозможности грудного вскармливания.
Критерии включения детей в исследование составляли следующие положения:
- пол — девочки и мальчики;
- возраст — от 2 месяцев до 12 месяцев жизни;
- практически здоровые дети;
- искусственное или естественное вскармливание;
- до начала исследования прикорм не вводился;
- дети без аллергических заболеваний и реакций;
- у пациентов не было острых заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), тяжелых инфекций;
- дети не получали пробиотики;
- у детей не было признаков перинатальной энцефалопатии;
- письменное согласие родителей на участие в наблюдении.
Критерии исключения детей в исследование составляли следующие положения:
- дети, находящиеся на смешанном вскармливании;
- дети с аллергическими заболеваниями и реакциями;
- отсутствие письменного согласия родителей на участие в наблюдении;
- участие в другой исследовательской программе в течение последних 3 месяцев.
Дети на искусственном вскармливании в зависимости от вида получаемой смеси были разделены на две группы. В первую группу входили дети, получавшие адаптированные формулы на основе цельного козьего молока с пребиотиками (51 ребенок), во вторую группу были включены дети, получавшие смеси на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками (49 детей). Выбор смесей проводился в зависимости от возраста ребенка, так, первые формулы получали дети первого полугодия жизни, а вторые формулы — дети второго полугодия жизни. Всем детям были проведены следующие исследования: общий анализ крови в декретированные сроки, копрограмма, изучение микробиоты кишечника, оценивался нутритивный статус. Значительное внимание было уделено оценке показателя физического развития детей — «масса в зависимости от роста детей» [4]. Длительность наблюдения за детьми составила от 3 до 12 месяцев.
Большинство здоровых детей родились доношенными (94,4%). Масса тела при рождении у 11% новорожденных была меньше 3000 г, 74% детей родились с массой 3000–3500 г, у 15% младенцев масса тела была выше 3500 г.
В первой группе отягощенный аллергологический анамнез был у 73,7% детей, во второй — у 74%. Частота аллергических заболеваний у матерей была одинаковой в обеих группах младенцев (41,2% и 41% соответственно), аллергические заболевания у отца имели место у 26,3% детей первой группы и 15% во второй группе, болели оба родителя у 9,4% в первой группе и 19% младенцев во второй группе.
У наблюдаемых детей проводилось бактериологическое исследование кала по общепринятой методике количественным методом в соответствии с методическими рекомендациями Р. В. Эпштейн-Литвак и Ф. Л. Вильшанской (1977) [5].
Обработку результатов проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica фирмы StatSoft Inc. (США) для персонального компьютера. Для анализа полученных результатов определяли средние значения признака (M), стандартные ошибки среднего (m). Достоверность различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента (t) для независимых и связанных выборок при значениях вероятности p <0,05. Для сравнения показателей у больных до и после лечения также проводилось вычисление критерия Гехана–Вилкоксона, непараметрического аналога парного критерия Стьюдента (t-критерий для зависимых выборок), основанного на рангах. Различия между показателями расценивались как статистически значимые при p < 0,05 или статистически высоко значимые — при p < 0,01.
Результаты и обсуждение
Основой рационов питания здоровых детей служили адаптированные формулы Нэнни на основе цельного козьего молока с пребиотиками (первая группа) и смеси на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками (вторая группа). Ни один из наблюдаемых детей до начала исследования не получал никакого прикорма. Среднее количество смеси в первой группе детей за сутки составило 750–1080 мл (895,0 ± 19,5 мл). Среднесуточный объем потребления заменителей во второй группе младенцев — 700–1 000 мл (817,9 ± 17,1 мл). Все дети на искусственном вскармливании хорошо переносили адаптированные смеси с пребиотиками, отказа от приема питания ни у кого не наблюдалось.
Анализ антропометрических данных у детей обеих групп проводился в возрасте 3 месяцев жизни до приема и через 1 месяц после перевода на указанные адаптированные смеси (табл. 1).
Статистических различий в первой (смеси Нэнни) и второй группе (смеси на основе коровьего молока) детей не наблюдалось, однако массоростовые показатели были выше у детей, получавших формулу на основе цельного козьего молока с пребиотиками.
Показатели периферической крови у детей первого и второго полугодия жизни при приеме смесей на основе разного источника белка представлены в табл. 2. Отклонений от возрастных норм показателей гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов, лимфоцитов, эозинофилов, СОЭ, тромбоцитов у детей первого и второго полугодия жизни в обеих группах не наблюдалось.
В обеих группах детей проводилась оценка функционального состояния пищеварения до и на фоне приема формул на основе разного источника белка. Клинические симптомы функционального нарушения пищеварения были незначительно выражены и не требовали назначения лекарственных средств и/или пробиотиков.
Частота функциональных нарушений пищеварения до перевода на указанные смеси с пребиотиками была примерно одинаковой в обеих группах детей: метеоризм 64,7% и 61,2%, срыгивания 54,9% и 55,1%, кишечная колика 33,3% и 36,7% соответственно. Через 1 месяц после перевода на смеси на основе цельного козьего молока с пребиотиками частота функциональных нарушений пищеварения у младенцев снизились — метеоризм с 64,7% до 45,1%, срыгивания с 54,9% до 15,6% случаев, кишечная колика с 33,3% до 9,8% случаев. После перевода детей второй группы на смеси на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками метеоризм снизился с 61,2% до 46,9%, срыгивания с 55,1% до 40,8% случаев, кишечная колика с 36,7% до 22,4%.
Таким образом, значимое снижение частоты клинических симптомов функционального нарушения пищеварения наблюдалось у детей после приема смесей Нэнни на основе цельного козьего молока с пребиотиками. Так, метеоризм снизился в 1,4 раза, срыгивания в 3,5 раза, кишечная колика сократилась в 3,4 раза, тогда как при приеме смеси на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками — в 1,3, в 1,3 и в 1,6 раза соответственно (табл. 3). Сравнительный анализ характера стула первой группы до и на фоне смесей на основе цельного козьего молока с пребиотиками показал, что в этой группе увеличилось количество детей с нормальной частотой стула с 37,2% до 68,6%. Количество младенцев с частым стулом (более 5 раз) в день снизилась с 15,6% до 7,8%, также снизилось количество детей, страдающих запорами, с 9,8% до 3,9%. Кроме того, улучшилась окраска стула — частота желтого цвета фекалий увеличилась с 38% до 80,3% случаев. Наблюдалась положительная динамика консистенции кала, так, частота мягкой консистенции кала увеличивалась с 28% до 69% случаев, тугая консистенция кала снизилась с 19% до 0%, также количество детей с жидкой консистенцией уменьшилось с 42% до 31% случаев. Полученные данные совпали с результатами исследований, проведенных ранее другими исследователями [6].
Изучение динамики показателей характера стула до и на фоне смесей на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками показало, что количество детей с нормальной частотой стула 3–5 раз в день увеличилось с 40,8% до 61,2%. Наблюдалось незначительное снижение количества детей, страдающих запорами, с 10,2% до 8,1%. Однако количество детей с частым стулом (более 5 раз в день) снизилась примерно в 2 раза с 38,7% до 14,2%. Улучшился цвет стула до желтой окраски с 75,5% до 85,7% случаев. Число детей с мягкой консистенцией кала увеличивалось с 38,7% до 75,5% случаев, тугая консистенция снизилась незначительно с 22,4% до 8,1%, количество детей с жидкой консистенцией фекалий снизилось в 2 раза с 38,7% до 14,23% (табл. 4).
При сравнительном анализе характеристики стула между двумя группами частота стула в первой группе улучшилась у 68,6% детей, а у детей второй группы в 61,1% случаев. Частота зеленого цвета стула у детей на фоне смесей на цельном козьем молоке с пребиотиками была реже (3,9%) по сравнению с детьми, получавшими смеси на основе белков коровьего молока с пребиотиками (8,1%). Тугой стул у детей первой группы не встречался, напротив, у детей второй группы тугая консистенция фекалий была у 8,1% младенцев (табл. 4).
У всех детей было проведено копрологическое и микробиологическое исследование фекалий. В табл. 5 представлены данные копрологического исследования кала у детей первой группы. Анализ данных копрограмм у детей, получавших смеси на основе цельного козьего молока с пребиотиками, показал, что на фоне приема этих смесей сократилось количество детей с повышенным содержанием в кале мыла с 27,4% до 23,5%, крахмала внеклеточного с 7,8% до 5,8%, йодофильной флоры с 13,7% до 11,7%, слизи с 19,6% до 15,6%, дрожжей с 1,9% до 0% случаев.
Анализ копрологического исследования кала у детей второй группы показал, что на фоне приема смесей на основе сывороточных белков коровьего молока с пребиотиками сократилось количество детей с повышенными показателями в кале мыла с 30,6% до 24,4%, крахмала внеклеточного с 10,2% до 6,1%, йодофильной флоры с 12,2% до 10,2%, слизи с 22,4% до 18,3%, дрожжей с 4% до 2% случаев (табл. 5).
При сравнительном анализе значимых различий по копрологическим показателям в обеих группах детей не было обнаружено.
При анализе состава кишечного биоценоза у наблюдаемых детей была обнаружена достаточно высокая частота случаев снижения общего количества E. coli как в первой группе, так и во второй группе (50% и 38% соответственно), у 40–41% младенцев наблюдался рост гемолизирующей E. coli. Высокий уровень энтерококков отмечался у детей второй группы в 66% случаев по сравнению с первой — у 40% детей. Рост грибов рода Candida и S. aureus чаще наблюдался у детей во второй группе младенцев по сравнению с первой группой (65% и 48% соответственно). У детей первой группы рост вульгарного протея также встречался реже (3% и 10% соответственно). У всех детей наблюдалось равнозначное содержание бифидобактерий и лактобактерий в фекалиях. Однако клинических признаков дисбиоза у детей не отмечалось, поэтому изменения микробиоты кишечника носили адаптационный, компенсированный характер (табл. 6). Полученные результаты исследования кишечного микробиоценоза у здоровых детей на разных видах вскармливания не отличались от данных, представленных в литературе [7–10].
Таким образом, использование адаптированных смесей с пребиотиками на основе разного источника белка у детей первого года жизни оказывало положительное влияние на состояние здоровья детей, обеспечивая адекватный рост и развитие. Смеси НЭННИ® 1, 2 с пребиотиками при использовании для вскармливания детей как первого, так и второго полугодия жизни имели хорошую переносимость, способствовали улучшению функциональной моторики кишечника, обеспечивая хороший нутритивный статус младенцев.
Это можно объяснить поступлением в организм ребенка сбалансированного количества аминокислот, специфическим составом и особенностями жирового компонента смесей НЭННИ, преобладанием в смесях нативных компонентов цельного козьего молока (в т. ч. ценных компонентов мембран жировых глобул молока, природных олигосахаридов, нуклеотидов и др.), а также положительным влиянием смесей на процесс пищеварения, обусловленным наличием высокоэффективного пребиотического комплекса в их составе [11–15].
Литература
- Руководство по детскому питанию / Под ред. Тутельяна В. А., Коня И. Я. М.: МИА, 2004. 660 с.
- Новые возможности диетотерапии при аллергических поражениях кожи у детей раннего возраста: Метод. рекомендации для врачей / Под ред. И. И. Балаболкина. М., 2005. 12 с.
- Tannock G. W., Lawley B. Comparison of the compositions of the stool microbiotas of infants fed goat milk formula, cow milk-based formula, or breast milk//Appl Environ Microbiol. 2013; 79: 3040–3048.
- Оценка основных антропометрических данных, полового созревания и артериального давления у детей. Методические рекомендации / Под. ред. проф. Воронцова И. М. Ленинград, 1984. 43 с.
- Володин Н. Н., Ефимов Б. А., Пикина А. П., Коршунова О. В., Смеянов В. В., Коршунов В. М. Микробиологическая диагностика дисбактериозов кишечника. Пособие для врачей и студентов. М.: МЗ РФ, 1997. 24 с.
- Казначеев К. С., Казначеева Л. Ф., Скидан И. Н., Чеганова Ю. В. Влияние молочной смеси с пребиотиками на основе новозеландского козьего молока на формирование здорового пищеварения у детей первого года жизни // Лечащий Врач. 2015, № 9, с. 37–41.
- Конь И. Я., Сафронова А. И., Сорвачева Т. Н. Состояние микрофлоры кишечника у детей 1 года жизни в зависимости от вида вскармливания // Российский педиатрический журнал. 2002, 1, с. 7–11.
- Кафарская Л. И., Постникова Е. А., Ефимов Б. А. Особенности становления нормальной микрофлоры кишечника у детей раннего возраста. Материалы XI Конгресса детских гастроэнтерологов России // Вопросы детской диетологии. 2004. 2 (2). С. 37–39.
- Brook I., Barett C., Brinkman C., Martin W., Finegold S. Aerobic and anaerobic bacterial flora of the maternal cervix and newborn gastric fluid and conjunctiva: a prospective study // Pediatrics. 1979. V. 63. Р. 451–455.
- Корниенко Е. А. Актуальные вопросы коррекции кишечной микрофлоры у детей. Учебное пособие для учащихся системы постдипломного образования. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ и СР РФ, 2006. 48 с.
- Rutherfurd S. M., Moughan P. J., Lowry D., Prosser C. G. Amino acid composition determined using multiple hydrolysis times for three goat milk formulations. Int J Food Sci Nutr 2008; 59: 679–90.
- Prosser C. G., Svetashev V. I., Vyssotski M. V., Lowry D. J. Composition and distribution of fatty acids in triglycerides from goat infant formulas with milk fat. J Dairy Sci 2010; 93: 2857–62.
- Скидан И. Н., Казначеев К. С., Кирилова А. В. и др. Функциональные пищевые нутриенты в составе детских адаптированных смесей на основе цельного козьего молока. Вопросы практической педиатрии, 2015, 10 (4): 38–48;
- Скидан И. Н., Гуляев А. Е., Казначеев К. С. Жировые глобулы как детерминанты пищевой и биологической ценности козьего молока. Вопросы питания. 2015, 84 (2): 81–95;
- Prosser C. G., Mclaren R. D., Frost D., Agnew M., Lowry D. J. Composition of the non-protein nitrogen fraction of goat whole milk powder and goat milk-based infant and follow-on formulae. Int J Food Sci Nutr 2008; 59: 123–33.
О. В. Тарасова*, 1, кандидат медицинских наук
С. В. Богданова**
С. В. Веселкова*
М. В. Скоромникова*
С. Н. Денисова*, доктор медицинских наук, профессор
Л. И. Ильенко*, доктор медицинских наук, профессор
* ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва
** ГБУЗ ГП № 219 ДЗМ, Москва
1 Контактная информация: o.v.tarasova@inbox.ru
Купить номер с этой статьей в pdf