Сенсоневральная тугоухость (СНТ) возникает достаточно часто и крайне редко поддается полному излечению. Заболевание характеризуется многокомпонентным механизмом развития патологического процесса. Известную роль играют нарушения сосудистых механизмов, биохимических процессов в нервной ткани. На ранних этапах эти процессы могут быть обратимы, в последующем в улитке и вышележащих отделах VIII пары черепно-мозговых нервов может произойти гибель структур.
Особенно интенсивно изучение механизмов СНТ происходило в прошлом столетии как оториноларингологами, так и профпатологами [1]. Этому способствовала профилактическая концепция советского здравоохранения. Целое направление по изучению патогенеза, механизмов развития, лечения и разработке принципов профилактики профессиональной тугоухости в самых разных отраслях промышленности было создано в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте на кафедре гигиены труда с клиникой профпатологии, возглавляемой Е. Ц. Андреевой-Галаниной (1952–1972), а затем В. Г. Артамоновой, С. В. Алексеевым, А. Н. Игнатюком [2, 3], а также кафедре оториноларингологии, где наряду с профессиональными нарушениями слуха проводились исследования по изучению состояния слуховой функции при ряде общих заболеваний (В. Ф. Аничин, А. А. Ланцов, А. И. Лопотко, В. В. Митрофанов, Н. Н. Петрова) [4–8].
Понятие «сенсоневральная тугоухость» во многом носит собирательный характер. Генез развития, локализация и этиология патологического процесса очень сильно варьируют [9–11]. Можно сравнивать возрастные нарушения слуха (пресбиакузис) с нарушениями слуха при сахарном диабете, с токсической медикаментозной или профессиональной шумовой, вибрационной тугоухостью. Однако во всех случаях рано или поздно происходят дистрофические и некробиотические изменения в клеточных структурах внутреннего уха и проводящих отделах [12–16].
Острая и хроническая СНТ различаются по времени возникновения и дальнейшим прогнозам. Острая СНТ развивается в краткие сроки от нескольких часов до нескольких суток, при своевременном оказании помощи прогноз благоприятный — возможно улучшение или полное восстановление слуха [17]. Хроническая СНТ развивается длительно, от 3 и более месяцев, отсутствие ухудшений слуха расценивается как хороший результат [18, 19].
Классическое лечение СНТ должно происходить на ранних стадиях заболевания, быть комплексным, стационарным [20–22]. Комплексная терапия включает в себя использование различных групп медикаментов с разными механизмами действия — сосудистые препараты, метаболиты, биостимуляторы и др. [23–25]. Известно, что некоторые компоненты пищевого рациона обладают биологической активностью и оказывают стимулирующее воздействие на обменные процессы в организме. Биологически активные добавки (БАД) последних поколений способны не только корригировать питание, но и оказывать функциональное воздействие на различные органы и системы. Например, такие биологически активные вещества, как витамины, биофлавоноиды, аминокислоты, сахара, липиды, являются биорегуляторами.
Материалы и методы исследования
В период с января 2015 г. по сентябрь 2015 г. проводилась пострегистрационная постклиническая апробация БАД второго поколения Акустик. В исследование было включено 75 пациентов в возрасте от 40 до 80 лет. Было выделено 4 группы пациентов (рис. 1): 1-я группа — пациенты с профессиональной шумовой тугоухостью, 2-я группа — пациенты с острой СНТ, 3-я группа — пациенты с пресбиакузисом, 4-я группа — пациенты с хронической СНТ. В 1-ю группу вошли 30 пациентов, подвергающихся постоянному воздействию производственного шума (12 мужчин, 18 женщин), в возрасте от 40 до 57 лет, со стажем работы 7–15 лет. Во 2-ю группу вошли 15 человек (10 мужчин, 5 женщин в возрасте 43–65 лет). 3-ю группу составили также 15 пациентов (8 мужчин, 7 женщин в возрасте 65–80 лет). В 4-й группе было 15 человек (9 мужчин, 6 женщин).
Всем пациентам проводилась терапия в соответствии с принятыми стандартами, после которой пациентам 1–3 группы назначалась БАД Акустик по схеме: 1 капсула 1 раз в день курсом 30 дней. Компонентный состав БАД Акустик подобран с учетом действия активных веществ на структуры внутреннего уха. Активные натуральные вещества способствуют улучшению кровообращения, обмена вещества структур головного мозга, действие антиоксидантов усилено витаминами и микроэлементами. Экстракт гинко билоба и кверцетин стимулируют капиллярное кровообращение, уменьшают проницаемость и ломкость капилляров. Кофермент Q10 улучшает оксигенацию тканей, обеспечивает улучшение энергетического обмена. Бетадин нейтрализует токсическую аминокислоту гомоцистеин, которая повреждает стенки сосудов. Уровень гомоцистеина в крови повышается с возрастом, что способствует развитию атеросклероза сосудов. Марганец и селен, витамины группы В благоприятствуют восстановительным процессам в нервной ткани и проведению импульсов по нервным волокнам.
Оценка результатов комплексной терапии, включающей применение БАД Акустик, проводилась на основании данных динамического наблюдения пациентов, которое состояло из объективного осмотра ЛОР-органов, акуметрии, камертонального исследования, тональной пороговой аудиометрий. Программа обследования лиц, участвующих в постклинической апробации БАД Акустик, предусматривала:
1) устное информирование пациента о препарате и предполагаемом воздействии, согласие на прием этой биодобавки и обязательства со стороны обследуемого выполнять назначения по схеме терапии;
2) 2–3 визита к врачу-оториноларингологу до приема БАД, а также через 1 месяц после курса приема препарата;
3) сбор анамнеза (исходно и спустя 1 месяц после курса лечения);
4) сбор объективной информации по данным акуметрии и аудиометрии (исходно и спустя 1 месяц после курса лечения).
Протокол исследования включал следующие данные: фамилия, имя и отчество обследуемого, его возраст, пол, диагноз, даты приема БАД Акустик, индивидуальная карта пациента, где регистрировались субъективные ощущения, результаты акуметрии и аудиометрии.
Общая оценка эффективности применения БД Акустик проводилась в зависимости от этиологической группы и разделялась на «хорошую», «удовлетворительную» и «неудовлетворительную» на основании ряда параметров.
«Хорошая» эффективность означала улучшение по двум и более субъективным ощущениям, улучшение или регистрацию на том же уровне результата акуметрии, улучшение слуховой функции при проведении аудиометрии на четырех и более частотах тонального диапазона.
«Удовлетворительная» эффективность означала улучшение по одному и более субъективным ощущениям, улучшение или регистрацию на том же уровне результата акуметрии, улучшение слуховой функции по аудиометрическим данным на 1–4 частотах тонального диапазона.
«Неудовлетворительная» эффективность означала отсутствие улучшения по субъективным ощущениям, результатам акуметрии и аудиометрии в тональном диапазоне частот.
Результаты и обсуждение
Все пациенты до начала лечения предъявляли жалобы на снижение слуха одностороннее или двустороннее, шум в ушах постоянный или периодический, нарушение разборчивости речи. После окончания курса приема БАД Акустик жалобы на снижение слуха уменьшились во всех трех группах, при этом наиболее значимые улучшения наблюдались во 2-й группе — с 86,67% до 66,67%. Жалобы на шум в ушах уменьшились в 1-й и 2-й группе — с 36,67% до 20,06% и 46,67% до 40,12% соответственно. Субъективно улучшилась разборчивость речи в 1-й группе с 56,67% до 23,33%. У пациентов 4-й группы, получавших только стандартное лечение, за период наблюдения (т. е. через месяц после окончания лечения) среди всех указанных жалоб отмечалось лишь стойкое уменьшение шума в ушах с 53,33% до 40,08% (рис. 2). Значимых изменений параметров акуметрии нами выявлено не было.
При анализе данных тональной аудиометрии отдельно оценивались улучшения слуха по группам частот: на низких, разговорных и высоких частотах. Во всех группах пациентов присутствовало улучшение. В 1-й группе улучшения в большем проценте случаев были зафиксированы у пациентов на низких (73,33%) и высоких частотах (46,67%), во 2-й и 3-й группах улучшение наблюдалось преимущественно на высоких частотах (73,33% и 40,0% соответственно). В 4-й группе также наблюдались улучшения как на низких (40,00%), так и высоких частотах (40,00%) (рис. 3).
Усредненные аудиограммы изучаемых нами групп представлены на рис. 4. В 1-й группе (рис. 4, А) отмечалось улучшение слуха по воздушной проводимости на частотах 0,5 и 8 кГц в среднем на 5 ± 0,4 дБ, на частотах 1, 2 и 4 кГц слух улучшился в среднем на 10 ± 0,25 дБ. Изменения порогов восприятия звука во 2-й группе распределялись следующим образом: на частоте 0,25 и 1 кГц порог понизился на 5 ± 0,25 дБ, на 2 кГц, 4 кГц и 8 кГц в среднем изменились на 15 ± 0,25 дБ, 20 ± 0,125 дБ и 5 ± 0,4 дБ соответственно (рис. 4, Б). В 3-й группе улучшение слуха наблюдалось на следующих частотах: 0,125 кГц, 4 кГц и 8 кГц и в среднем соответственно составляло 7 ± 0,25 дБ, 5 ± 0,3 дБ и 10 ± 0,25 дБ для каждой частоты. (рис. 4, В) В 4-й группе нами отмечено улучшение порогов на 5 ± 0,12 дБ на всех частотах. Таким образом, во всех группах отмечено улучшение слуховой функции по воздушной проводимости (рис. 4, Г).
Результаты анализа эффективности комплексной терапии пациентов, страдающих сенсоневральной тугоухостью, с использованием БАД Акустик представлены на рис. 5. «Хорошая» и «удовлетворительная» эффективность преобладали у пациентов всех исследуемых групп, наилучшие результаты лечения при этом достигнуты в 1–3 группе, пациенты которых получали дополнительно препарат Акустик. Наиболее эффективным лечение было в 1-й (90,0%) и 2-й группе (87,0%). «Неудовлетворительная» эффективность соответственно составила в 1-й группе 10,0%, во 2-й и 3-й группах — 13,0% и 20,0% соответственно, в то время как у пациентов 4-й группы «неудовлетворительная» эффективность встречалась в 27% случаев.
Заключение
Таким образом, применение БАД Акустик у пациентов с сенсоневральной тугоухостью различного генеза можно рекомендовать прежде всего в качестве поддерживающей терапии, после проведенного стандартизированного медикаментозного курса, а также в качестве профилактического средства, применяемого между курсами препаратов, улучшающих микроциркуляцию, обменные процессы структур внутреннего уха. Эффективность БАД Акустик связана, вероятно, со способностью улучшать обменные процессы в нервной ткани, а также его биостимулирующими свойствами.
Результаты, полученные при апробации БАД второго поколения Акустик, позволяют рекомендовать его к применению с профилактической целью у работников, подвергающихся воздействию профессиональных факторов (шум и вибрация), пожилых лиц, страдающих старческой тугоухостью, пациентов с острой сенсоневральной тугоухостью после стационарного лечения и обследования.
Литература
- Профессиональная патология. Национальное руководство (+ CD-ROM)/Под ред. Н. Ф. Измерова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 784 с.
- Андреева-Галанина Е. Ц., Алексеев С. В., Кадыскин А. В., Суворов Г. А. Шум и шумовая болезнь. Л.: Медицина, 1972. 304 с.
- Артамонова В. Г., Мухин Н. А. Профессиональные болезни. Учебник для студентов медицинских вузов. СПб: Медицина, 2004. 480 с.
- Аничин В. Ф., Пакунов А. Т. Действие канамицина на ушной лабиринт (эксперим. исследование) // Вестн. оторинолар. 1980. № 6. С. 27–31.
- Митрофанов В. В., Пащинин А. Н., Бабияк В. И. Физические факторы среды и внутреннее ухо. СПб: Гиппократ, 2003. 336 с.
- Ланцов А. А., Ильинская Е. В., Петрова Н. Н. Анализ структурных изменений, происходящих в спиральном органе под действием вибрации // Сенсорные системы. 1996. Т. 10, № 1. С. 18–24.
- Профессиональные болезни верхних дыхательных путей и уха: Руководство для врачей / Под. ред. В. И. Бабияка, Я. А. Накатиса. СПб: Гиппократ, 2009. 696 с.
- Петрова Н. Н. Заболеваемость профессиональной сенсоневральной тугоухостью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Рос. оторинолар. 2010. № 3 (46). С. 129–134.
- Лопотко А. И., Приходько Е. А., Мельник А. М. Шум в ушах. СПб: Диалог, 2006. 278 с.
- Петрова Н. Н. Сенсоневральная тугоухость: распространенность и основные этиопатогенетические факторы // Медицинский академический журнал. 2010. Т. 10, № 3. С. 122–129
- Глухова Е. Ю., Никитин К. А. Нейросенсорная тугоухость // Новые Санкт-Петерб. врачеб. ведомости. 2003. № 2. С. 74–79.
- Шидловский А. Ю., Холоденко Т. Ю., Шевцова Т. В. Состояние центральной нервной системы по данным электроэнцефалографии у больных сенсоневральной тугоухостью сосудистого генеза с наличием субъективного ушного шума // Рос. оторинолар. 2014. № 4 (71). С. 112–115.
- Бойко Е. Р., Паршукова О. И., Бойко С. Г. и др. Функциональная роль метаболитов азота в патогенезе острой сенсоневральной тугоухости // Рос. оторинолар. 2014. № 4 (71). С. 16–21.
- Бабияк В. И., Гофман В. Р., Накатис Я. А. Нейрооториноларингология. СПб: Гиппократ, 2002. 728 с.
- Линьков В. И. Экспериментальное исследование метаболических и функциональных нарушений в улитке. В кн.: Клинико-диагностические и анатомо-физиологические аспекты периферического отдела слуховой системы: сб. трудов. Л., 1991. С. 71–79.
- Гуненков А. В. Возрастные изменения слуха (пресбиакузис). Современные подходы к старой проблеме // Вестн. оторинолар. 2007. № 3. С. 33–35.
- Беличева Э. Г. Острая и внезапная сенсоневральная тугоухость: этиология, клиника, диагностика, эффективность ранней этиопатогенетической терапии: автореф., дис… докт. мед. наук. СПб, 2008. 43 с.
- Загорянская М. Е., Румянцева М. Г. Раннее выявление, профилактика и реабилитация нарушений слуха у лиц старшего возраста с использованием эпидемиологического метода исследования // Рос. оторинолар. 2008. № 4 (35). С. 107–110.
- Голованова Л. Е. Распространенность тугоухости и оценка эффективности слуховой реабилитации у пожилых людей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб, 2005. 21 с.
- Левина Е. А. Сенсоневральная тугоухость — общие принципы медикаментозного подхода // Consilium medicum. 2013. Т. 15, № 11. С. 64–67.
- Морозова С. В. Нейросенсорная тугоухость: основные принципы диагностики и лечения // Рос. мед. журнал. 2001. Т. 9, № 15. С. 15–18.
- Таверткиладзе Г. А., Гвелесиани Т. Г. Клиническая аудиология. М., 2003. 360 с.
- Никитин К. А., Бачегова Е. М. Лечебная тактика при острой сенсоневральной тугоухости // Росс. оторинолар. 2011. № 4. С. 123–126.
- Пальчун В. Т., Крюков А. И. Оториноларингология. Рук-во для врачей. М.: Медицина, 2001. 616 с.
- Журавский С. Г. Улучшение разборчивости при введении цитофлавина у пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью // Вестн. оторинолар. 2010. № 4. С. 82–86.
Н. Н. Петрова, доктор медицинских наук, профессор
В. В. Павлов, кандидат медицинских наук
В. С. Паньшина
Ю. А. Маслова
В. Н. Короткова1
ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург
1 Контактная информация: elza-wij@ya.ru
Купить номер с этой статьей в pdf