По данным литературы, ежегодно число людей, обращающихся к дерматологам с проблемой выпадения волос, постоянно растет и составляет около 8–10% от общей заболеваемости кожными болезнями [1]. Ежедневная потеря волос (до 100), равномерная по всей поверхности волосистой части головы, является нормальным физиологическим процессом. Однако под влиянием различных внешних и внутренних факторов синхронность волосяных циклов нарушается и возникает избыточное выпадение волос (до 1000 волос в день), что и приводит к алопеции [2]. Облысение часто приводит к психоэмоциональному дискомфорту, снижающему качество жизни, и вызывает как социальные проблемы, обусловленные ограничением в выборе профессии, трудоустройстве и социальной перспективе, так и экономические в связи с длительностью лечения и его высокой стоимостью.
В развитии заболевания играют роль многие факторы: аутоиммунные, эндокринные, перенесенные острые инфекции, очаги хронической инфекции, нарушения периферической сосудистой системы и церебральных сосудов, функциональные нарушения нервной системы, дисбаланс микроэлементов, изменения реологических свойств крови [3]. До 25% пациентов имеют алопецию в личном или семейном анамнезе [4].
Различают рубцовую и нерубцовую алопеции. Рубцовая характеризуется разрушением волосяных фолликулов. Причиной данного процесса может быть воспаление, атрофия кожи, рубцевание. Нерубцовая протекает без предшествующего поражения кожи. К последней относят гнездную, андрогенетическую и диффузную алопеции [5].
Гнездная алопеция — хроническое заболевание волосяных фолликулов, проявляющееся в виде круговидного нерубцового выпадения волос на голове, лице и других участках кожного покрова. 97% больных гнездной алопецией являются лицами трудоспособного возраста [6]. В последнее время увеличилось количество случаев данной патологии у детей раннего возраста, при этом многие аспекты течения и терапии заболевания остаются невыясненными до сих пор.
Диффузная алопеция (син. диффузное выпадение волос) является наиболее частой проблемой, с которой сталкиваются врачи-дерматологи [7]. В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества пациентов с диффузной потерей волос. Жалобы на выпадение волос чаще предъявляют женщины. Если следовать систематизации диффузной алопеции по клинико-морфологической характеристике выпадения волос, то ее можно разделить на тело- и анагеновую. Часто к диффузной алопеции относят и андрогенетическую алопецию. Андрогенетическая алопеция принципиально отличается от двух предыдущих. Данная потеря волос имеет типичное разрежение волос или облысение в лобной и теменной областях, основными звеньями патогенеза являются избыточное содержание андрогенов в тканях организма или повышенная чувствительность к ним специфических рецепторов, а также локальное нарушение метаболизма андрогенов [8].
При заболеваниях, сопровождающихся изменением структуры и роста волос, не происходит органических изменений в волосяном фолликуле, а нарушается только ритм смены волос. Следовательно, полного облысения не наступает и при правильном лечении восстановить густоту волос всегда возможно.
В данной ситуации одним из эффективных способов лечения могут стать препараты, содержащие натуральные компоненты.
Например: специализированная продукция Селенцин® от выпадения волос — сочетание инновационных запатентованных французских компонентов и традиционных средств для лечения алопеции.
Явное преимущество специализированной продукции серии Селенцин это терапия в два этапа:
1 — подавление активности 5-альфа-редуктазы и активизация фактора роста сосудистого эндотелия;
2 — стимуляция роста волос за счет улучшения микроциркуляции в области волосяного фолликула.
Косметическая линейка Селенцин включает в себя: шампунь и бальзам ополаскиватель — для ежедневного применения, и лосьоны стимулирующий и укрепляющий; маску для волос — курсовое применение в течении двух месяцев. Особый интерес представляет маска Селенцин, в состав которой входят уникальный компонент Anageline и растительные компоненты.
Anageline (Silab, Франция) — активный ингредиент, получаемый из сладкого белого люпина. 0,25% раствор Anageline ингибирует активность 5-альфа-редуктазы, регулирующей преобразование тестостерона в дигидротестостерон, на 18% (
Кофеин, входящий в состав маски, является натуральным стимулятором роста волос и мощным антиоксидантом, оказывает нейтрализующее действие на тестостерон. Его высокая эффективность объясняется способностью проникать через эпидермодермальный барьер, достигая волосяного сосочка.
Экстракт перца — сильнейший антиоксидант, улучшает кровообращение, глубоко проникает в ткани, при этом увеличивает проходимость других действующих веществ в глубокие слои эпидермиса. Жгучий красный перец поистине бесценен. В состав перца входит вода, белки, жиры, углеводы, зола, клетчатка, калий, магний, кальций, натрий, железо, фосфор, медь, селен, цинк, марганец, витамины A, B, E, K, C, фолиевая кислота.
В составе перца содержится уникальный компонент под названием «капсаицин». Это кристаллическое вещество со жгучим эффектом. По сути, это раздражающее вещество природного происхождения. Воздействуя на кожу, капсаицин раздражает ее и вызывает массовую гибель злокачественных клеток, а также улучшает кровообращение. Экстракт перца помогает снизить жирность волос, благотворно влияет на истонченные и окрашенные волосы, интенсивно насыщает луковицы волос витаминами и питательными веществами.
Экстракт крапивы укрепляет волосы, стимулирует их рост, предупреждает ломкость и сечение кончиков. Экстракт репейника — кладезь биологически активных веществ: полисахарид инулин (до 45%), эссенциальное (эфирное) масло (до 0,18%), протеины (около 12%), соли калия, кальция, магния, жирные кислоты, серосодержащие соединения, дубильные вещества, флавоноиды и другие. Усиливает обменные процессы в волосяном фолликуле, стимулирует обновление и укрепление кератинового слоя волос.
Пантенол (провитамин В5) фактически являет собой органический спирт, который после нанесения на волосы распадается на пантотеновую кислоту и витамин В5. Витамины группы В крайне необходимы для роста и здоровья волос, а пантенол питает их необходимыми веществами, восстанавливает и защищает. Пантенол необходим и подходит любому типу волос. Способствует восстановлению эластичности и здорового блеска волос, защищает от негативных внешних воздействий.
Витамин Е — один из основных источников питания волос. Являясь антиоксидантом, он улучшает кровообращение в коже головы, укрепляет волосяные фолликулы, способствует восстановлению поврежденных и пересушенных волос, предотвращает их ломкость.
Маска Селенцин используется в охлажденном виде, что позволяет снизить чувство жжения. Наносят маску на чистые влажные волосы и легкими массажными движениями на кожу головы, оставляют на 10–15 минут, затем тщательно смывают.
Курс приема: 2–3 раза в неделю при очаговой алопеции и 1–2 раза при диффузном поредении волос в течение двух месяцев.
Таким образом, уникальный растительный состав маски Селенцин позволяет добиться положительных результатов не только в комплексной терапии с другими препаратами серии Селенцин, но и отдельно, в качестве монопродукта, улучшающего состояние волос и кожи головы. Маску Селенцин также рекомендуется применять в сочетании с другими средствами системной терапии заболеваний волос.
Литература
- Фицпатрик Т., Джонсон Р., Вульф К., Полано М., Сюрмонд Д. Дерматология: атлас-справочник: пер. с англ. M.: Практика, 2007. 1262 с.
- Хэбиф Т. Кожные болезни. Диагностика и лечение: пер. с англ. М.: Медпрессинформ, 2008. 672 с.
- Иванов О. Л. Кожные и венерические болезни. М.: Медицина, 1997. С. 13–16.
- Скрипкин Ю. К., Мордовцева В. Н. Кожные и венерические болезни. М.: Медицина, 1999. Т. II. С. 374–390.
- Адаскевич В. П., Мяделец О. Д., Тихоновская И. В. Алопеция. М.: Медицинская книга, 2000. С. 187.
- Гаджигороева А. Г. Лечение пациентов с телогеновым выпадением волос // Вестн. дерматологии и венерологии. 2004. № 4. С. 43–46.
- Колюжная Л. Д., Михнева Е. Н. Клинические и патогенетические особенности диффузной и андрогенетической алопеции // Вестн. дерматологии и венерологии. 2003. № 1. С. 25–27.
- Headington J. T. Telogen effluvium. New concept and review // Arch. dermatol. 1993. Mar, № 129 (3). Р. 356–63.
- Галлямова Ю. А. Стратегия и тактика лечения диффузного поредения волос // Лечащий Врач. 2012, № 10.
С. В. Панюкова*
И. Л. Соркина*
Л. Р. Сакания**
И. М. Корсунская**, 1, доктор медицинских наук, профессор
* МНПЦДК ДЗМ, Москва
** ЦТП ФХФ РАН, Москва
1 Контактная информация: marykor@bk.ru
Купить номер с этой статьей в pdf