Вирусы семейства Herpesviridae относятся к ДНК-содержащим вирусам, пожизненно персистирующими в организме хозяина. Эти патогенные микроорганизмы широко распространены в популяции и вызывают разнообразные заболевания кожи, слизистых, глаз, центральной нервной системы и внутренних органов. В настоящее время известно 8 типов герпесвирусов, из которых особый интерес представляет вирус простого герпеса 1-го типа (ВПГ-1), поскольку является причиной возникновения орофациальных герпетических поражений.
Распространенность носительства ВПГ-1 среди населения РФ малоизучена. Однако в результате многолетних эпидемиологических исследований, проведенных в различных регионах Сибири (Новосибирск, Республика Горный Алтай и Республика Тыва), были установлены закономерности показателей инфицированности населения ВПГ-1. Всего в трех популяциях Сибири обследовано более 1000 человек (47,4% мужчин и 52,6% женщин).
Общая распространенность антител к ВПГ-1 у взрослых не различалась между обследованными популяциями и в целом составила 99,4%. Таким образом, инфицированными этим вирусом были практически все взрослые жители обследованных регионов.
Частота выявления антител к ВПГ-1 в популяции подростков 14–17 лет в Новосибирске была несколько ниже (78,8%), чем у взрослых (р < 0,05), однако значительно выше, чем, например, в США, где распространенность антител к ВПГ-1 составляет 53,1% у юношей-подростков и 49,4% у девушек-подростков [1].
Таким образом, крайне высокая инфицированность населения ВПГ-1 в РФ диктует необходимость особого подхода к лечению этой инфекции и ее клинических проявлений.
Появление системных противогерпетических препаратов из группы нуклеозидов (Ацикловир, Валацикловир) существенно расширили возможности терапии больных с герпесвирусной инфекцией. Однако назначение этих лекарственных средств не способствует полной эрадикации вируса из организма, а позволяет только снизить риск развития рецидивов и передачу герпесвирусной инфекции. К тому же традиционные методы лечения не устраняют стойких иммунных патогенетических нарушений, обусловливающих хроническое, рецидивирующее, иногда осложненное течение герпеса.
В последние десятилетия фундаментальные достижения иммунологии все в большей степени используются в различных медицинских специальностях, в том числе дерматологии, помогая решить многие сложные проблемы, возникающие в ходе курации пациентов с рецидивирующим лабиальным герпесом (РЛГ). Иммунологические нарушения при герпесвирусных заболеваниях весьма разнообразны и связаны с системными и местными изменениями механизмов клеточного и гуморального иммунитета.
Роль иммунных механизмов в патогенезе герпесвирусных инфекций принципиально важна. Вирусы герпеса обладают способностью пожизненно персистировать в организме в латентном состоянии. Их реактивация и степень клинической выраженности вызванных ими заболеваний определяется, в первую очередь, состоянием иммунной системы. В экспериментальных исследованиях показано, что различные субпопуляции Т-клеток играют ключевую роль в регуляции иммунного ответа и отвечают за развитие рецидивирующих инфекций, а также за аутоиммунитет [2]. При этом важным аспектом активности иммунной системы при ВПГ является способность к синтезу цитокинов, в частности интерферонов (ИНФ). По показателям цитокинового статуса можно судить о состоянии иммунной системы при ВПГ. Так, если цитокины типа Th1 способствуют уменьшению репликации вируса и ускорению клинического выздоровления, то цитокины Th2 обладают обратным действием. В литературе имеются единичные данные, свидетельствующие о клинической эффективности применения индукторов интерферонов при лечении больных с ВПГ [3]. Применение имму��омодуляторов рассматривается в настоящее время как вариант современной стратегии лечения. В связи с этим несомненна актуальность исследований, посвященных повышению эффективности лечения больных с ВПГ. По этой причине применение препаратов, обладающих иммунокоррегирующим действием, в комплексной терапии пациентов с рецидивирующим герпесом нередко позволяет значительно повысить ее эффективность.
Целью настоящего исследования было определить клиническую эффективность и безопасность противовирусного иммуностимулирующего препарата Амиксин (тилорон) в терапии лабиального герпеса у взрослых.
Дизайн исследования: открытое, рандомизированное, сравнительное. Проспективная наблюдательная программа.
Задачи исследования
1) Оценить клиническую эффективность и безопасность Амиксина в качестве средства монотерапии лабиального герпеса.
2) Сравнить эффективность монотерапии лабиального герпеса Амиксином с эффективностью монотерапии Ацикловиром (крем/мазь для местного применения).
3) Оценить клиническую эффективность и безопасность Амиксина в комбинации с Ацикловиром для лечения лабиального герпеса.
4) Оценить противорецидивную эффективность Амиксина в периоде наблюдения после окончания лечения.
5) Разработать рекомендации по рациональному применению Амиксина в терапии лабиального герпеса.
Материалы и методы исследования
Общая клиническая группа была представлена 120 пациентами (85 женщин, 35 мужчин), возраст которых варьировал от 19 до 46 лет, составив в среднем 32 ± 0,3 года. Клинико-анамнестическая характеристика пациентов приведена в табл. 1.
Все пациенты были разделены на 4 группы:
- Группа I (А) — 30 больных с рецидивирующим лабиальным герпесом (РЛГ) в период обострения, получающих Амиксин.
- Группа II (АЦ) — 30 больных с рецидивирующим лабиальным герпесом (РЛГ) в период обострения, получающих Ацикловир (крем/мазь для местного применения).
- Группа III (ААЦ) — 30 больных с рецидивирующим лабиальным герпесом (РЛГ) в период обострения, получающих комбинацию Амиксин + Ацикловир (крем/мазь для местного применения).
- Группа IV (К) — контрольная, 30 больных с рецидивирующим лабиальным герпесом (РЛГ) в период обострения, не получающих противогерпетических средств.
Общее число больных — 120.
Пациенты I и III группы получали Амиксин — низкомолекулярный синтетический препарат, обладающий иммуномодулирующим и противовирусным действием. Он корригирует и нормализует, преимущественно за счет индукции выработки клетками эндогенного интерферона, нарушения иммунитета, развивающиеся при острой и хронической и рецидивирующей патологии, стимулирует синтез антител, макрофаги, фагоцитоз и естественные цитотоксические лимфоциты, повышая естественную неспецифическую резистентность организма. Препарат назначался в таблетках по 125 мг. Схема приема — по 125 мг (1 табл.) однократно на 1-й, 2-й; 4-й, 6-й, 8-й, 10-й, 12-й, 14-й, 16-й и 18-й день от начала лечения. Курсовая доза — 1,25 г (10 таблеток).
Пациенты 2-й и 3-й групп получали Ацикловир — местно в дозе и согласно схеме, указанной в инструкции по медицинскому применению.
Критерии включения:
- возраст больных старше 18 лет;
- больные в стадии обострения рецидивирующего лабиального герпеса (клинически и лабораторно верифицированного);
- частота рецидивов заболевания — не менее 2 раз в год;
- стаж заболевания — не менее 1 года;
- обращение в первые 48 часов от появления симптомов лабиального герпеса.
Критерии исключения:
- отказ пациента от участия в программе;
- повышенная чувствительность к компонентам препаратов Амиксин (таблетки для приема внутрь 125 мг) и Ацикловир (крем/мазь для местного применения);
- беременность, кормление грудью;
- тяжелые соматические заболевания, влияющие на течение инфекционного процесса и иммунного статуса пациента;
- прием иммуномодуляторов и системных противовирусных средств менее чем за 3 месяца к моменту включения в программу или во время участия в программе (включая период наблюдения после завершения курса лечения);
- наличие на момент включения в программу любого острого инфекционного заболевания.
Методы исследования:
- Анализ амбулаторных карт и анамнестических данных.
- Клиническая курация.
- Катамнестическое наблюдение.
- Лабораторные методы:
a) ПЦР-диагностика ВПГ;
b) общий анализ крови;
c) иммунограмма;
d) определение интерферонового статуса;
e) определение уровней антител к вирусу простого герпеса 1-го и 2-го типов.
Для оценки иммунологического статуса всем пациентам проводилось обследование двукратно — до и после проведенного лечения. Обследование включало фенотипирование субпопуляций лимфоцитов CD
Клиническая эффективность лечения пациентов оценивались по динамике патологического процесса: выраженность субъективных ощущений (зуд, жжение, болезненность), наличие или отсутствие свежих высыпаний, скорость их регресса. Учитывались жалобы, клиническая картина, наличие побочных эффектов, переносимость исследуемого лекарственного средства и мнение пациентов об используемом препарате.
Основные параметры эффективности лечения пациентов оценивались по динамике:
- длительности текущего рецидива;
- длительности и интенсивности местных симптомов рецидива по 3-балльной шкале (зуд, жжение, боль, гиперемия, отечность);
- длительности основных стадий заболевания (везикулярная, эрозивная и стадия эпителизации);
- длительности периода интоксикации (головная боль, слабость);
- оценки пациентом проведенной терапии по 10-балльной шкале;
- в течение периода наблюдения после окончания терапии:
- продолжительности ремиссии;
- продолжительности рецидива;
- лабораторных параметров — динамика иммунологических показателей, интерферонов, антител к вирусу простого герпеса.
Критерии оценки эффективности проведенной терапии:
- Значительное улучшение — сокращение длительности рецидива и/или увеличение длительности ремиссии в 2 и более раза.
- Улучшение — сокращение длительности рецидива и/или увеличение длительности ремиссии менее чем в 2 раза.
- Отсутствие эффекта — отсутствие местных и общих проявлений изменения течения заболевания.
Проведенное лечение будет считаться эффективным при значительном улучшении и улучшении.
Мониторинг безопасности заключался в оценке частоты, характера, выраженности, длительности возникающих побочных эффектов и их связи с приемом препарата.
Основные этапы исследования
Количество обязательных визитов пациента к врачу — 3.
Визит № 1. Включение пациента в программу наблюдения, назначение терапии. Лабораторная и клиническая верификация диагноза. Лабораторные методы исследования.
Визит № 2. Окончание курса терапии. Лабораторные методы исследования.
Визит № 3. Окончание периода наблюдения. Получение дневника пациента, завершение программы наблюдения. Лабораторные методы исследования.
Продолжительность исследования (на 1 пациента) составила 108 дней (при курсе лечения 18 дней и периоде наблюдения 90 дней).
Период лечения для групп А, ААЦ составил 18 дней.
Период лечения для группы АЦ — согласно схеме, указанной в инструкции по медицинскому применению препарата Ацикловира.
Период наблюдения для всех групп после окончания терапии составил 90 дней.
Результаты исследования
Динамика клинических проявлений, показателей идентификации возбудителя, иммунологических показателей и параметров интерферонового статуса у пациентов контрольной и исследуемых групп приведена в табл. 2–4.
Проведенный анализ клинической эффективности включения в лечебные мероприятия Амиксина показал, что уже через 7 дней его совместного применения с Ацикловиром у всех пациентов III группы отмечалось выраженное улучшение в динамике патологического процесса. Субъективно у пациентов исчезли ощущения зуда и жжения в области высыпаний. Через 18 дней клиническое выздоровление зарегистрировано у всех больных этой группы, через 90 дней рецидивов заболевания не наблюдалось.
Во II группе положительная динамика через 10 дней терапии зарегистрирована у 27 пациентов; у 3 больных сохранялось незначительное ощущение зуда и жжения. Клиническое выздоровление от РЛГ развилось у 28 пациентов через 20 дней. Через 90 дней рецидивов заболевания в группе не выявлено.
В I группе только у 24 пациентов ремиссия наблюдалась через 10 дней, у 6 человек сохранялись проявления РЛГ и субъективные ощущения. Через 20 дней у 6 пациентов сохранялись зуд и жжение, у 4 — гиперпигментация в области высыпаний. Через 30 дней у двух пациентов этой группы проявления РЛГ возобновились, был диагностирован рецидив.
В контрольной группе средняя длительность текущего рецидива не отличалась от исходного уровня. В течение всего периода наблюдения (90 дней) рецидив был диагностирован у 18 пациентов.
Таким образом, наиболее значительный клинический эффект наблюдался при использовании Амиксина в комплексной терапии с Ацикловиром.
В результате иммунологического обследования выявлено, что у пациентов с РЛГ установлено достоверное снижение CD3+, CD4+ Т-лимфоцитов по сравнению с нормальными значениями и повышение числа CD8+ Т-лимфоцитов, CD16+ NK-клеток, CD20+ В-лимфоцитов и уровня ЦИК в крови (p < 0,05).
Такое состояние, возможно, является следствием постоянного влияния патогенных агентов из очага инфекции в организме, приводящего к усилению продукции цитокинов. Так, установлено, что Амиксин ингибирует транскрипцию генов с высокими уровнями активности (ИНФ-α и ИНФ-β, РНКазы L, регулятора апоптоза bcl-2 и γ-актина). Антивирусные и интерферон-индуцирующие свойства этого препарата в большей степени связаны с апоптотическим эффектом (активацией генов Fas, ИНФ-γ, ОАС (2’, 5’-олигоаденилатсинтетаза) и нарушением транскрипции гена регулятора апоптоза bcl-2) [4].
После проведенного лечения Амиксином наблюдалась положительная иммунологическая динамика в I и III клинических группах, во 2-й и 4-й группе не выявлено выраженных изменений в иммунном статусе. Так, отмечено достоверное повышение уровней CD3+ и CD4+ Т-лимфоцитов у лиц I группы на 31% и 42%, в III — на 42% и 56%, а снижение содержания CD8+ Т-лимфоцитов на 25% и 23% соответственно по сравнению с исходными величинами (p < 0,05).
Следовательно, применение изучаемого препарата приводило к восстановлению измененных параметров иммунной системы, что характеризовалось повышением уровня общих CD
Аналогичные данные получены при вирусологическом и иммунологическом обследовании 54 детей от 7 до 17 лет с хронической герпесвирусной инфекцией, в котором показана клиническая и иммунологическая эффективность комплексной противовирусной и иммуномодулирующей терапии наблюдаемых детей с использованием Ацикловира, препаратов рекомбинантного интерферона и отечественного индуктора интерферона Амиксин [5].
Известно, что в ответ на стимуляцию вирусом герпеса максимальный уровень ИНФ-α индуцируется NK-клетками и CD8+-лимфоцитами. Это приводит к снижению продукции ими ИНФ-γ, и, кроме того, при хроническом рецидивирующем герпесе установлено значительное снижение активности NK-клеток при повышении их общего количества [6].
Следует также отметить, что ни у одного больного в нашем исследовании не наблюдалось побочных эффектов, связанных с введением препарата Амиксин. Его переносимость нами оценена как очень хорошая в 86% случаях, хорошая — у 14% пациентов.
Таким образом, анализируя полученные результаты, можно предварительно заключить, что дополнительное включение Амиксина в курсовой дозе 1,25 г в комплексную терапию больных, страдающих РЛГ, повышает ее эффективность. Использование данного средства обеспечивает длительный контроль за герпесвирусной инфекцией и участвует в реализации адаптивного иммунного ответа.
Выводы
- Положительная клиническая динамика рецидивирующего лабиального герпеса на фоне комплексной терапии с включением Амиксина наблюдалась уже через неделю наблюдения, при этом произошло уменьшение выраженности симптомов заболевания, продолжительности и частоты рецидива, увеличение продолжительности безрецидивного периода при монотерапии Амиксином, а также при комбинации Амиксина с местным противовирусным препаратом (Ацикловир).
- Комбинация Амиксина и Ацикловира (крем/мазь для местного применения) превосходит по эффективности монотерапию Ацикловиром.
- Коррекция Амиксином иммунологического с��стояния организма пациентов с рецидивирующим лабиальным герпесом благоприятно влияет на течение заболеваний, способствует развитию клинического выздоровления и уменьшает вероятность развития их рецидивов, улучшая качество жизни больных и способствуя удлинению ремиссии заболевания.
- Препарат Амиксин является эффективным и безопасным противовирусным и иммуномодулирующим лекарственным средством с широким спектром иммунокоррегирующего действия и может быть рекомендован для применения в комплексной терапии больным с рецидивирующими лабиальным герпесом.
Литература
- Хрянин А. А., Решетников О. В., Кандрушина М. П. Многолетние тенденции в распространенности вируса простого герпеса в популяции Сибири // Вестник дерматологии и венерологии. 2010. № 5. С. 96–101.
- Свиридова В. С., Кологривова Е. Н., Пронина Н. А., Елисеева Л. В., Читалкина А. А. Т-лимфоциты — ключевые иммунорегуляторные клетки // Бюл. сиб. мед. 2007. № 1. С. 83–88.
- Хрянин А. А., Решетников О. В., Сафронов И. Д., Трунов А. Н. Эффективность ферровира в терапии больных с генитальным герпесом // Вестник НГУ (Серия: Биология, клиническая медицина). 2011. Вып. 3. С. 148–152.
- Соколова Т. М., Урываев Л. В., Тазулахова Э. Б., Ершов Ф. И., Малышенкова И. К., Дидковский Н. А. Индивидуальные изменения экспрессии генов системы интерферона в клетках крови человека под влиянием амиксина и циклоферона // Вопросы вирусологии. 2005. Т. 50, № 2. С. 32–36.
- Бабаченко И. В., Левина А. С., Ушакова Г. М., Копылова А. В., Власюк В. В., Осипова З. А., Птичникова Н. Н., Монахова Н. Е. Опыт применения амиксина в комплексной терапии хронических герпесвирусных инфекций у часто болеющих детей // Детские инфекции. 2012. Т. 11. № 2. С. 34–37.
- Nandakumar S., Woolard S. N., Yuan D., Rouse B. T., Kumaraguru U. Natural killer cells as novel helpers in anti-herpes simplex virus immune response // J. Virol. 2008. Vol. 82. Р. 10820–10831.
А. А. Хрянин*, 1, доктор медицинских наук, профессор
О. В. Решетников**, доктор медицинских наук
* ГБОУ ВПО НГМУ МЗ РФ, Новосибирск
** ФГБУ НИИТПМ СО РАМН, Новосибирск
1 Контактная информация: khryanin@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf