На правах рекламы
Борьба с инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), является одной из актуальнейших проблем современной медицины. Не менее важной проблемой является недостаточная эффективность лечения хронических и вялотекущих форм. Ежегодно в мире регистрируется более 250 млн новых случаев ИППП, в том числе хламидийной инфекции — до 50 млн. За последние годы отмечена высокая заболеваемость ИППП и в России. Отсутствие выраженной клинической симптоматики, высокая частота смешанной инфекции (до 70%) и склонность к развитию затяжных и хронических форм болезни подчеркивают особую значимость своевременной лабораторной диагностики и назначения адекватного лечения данной патологии.
Сложность терапии урогенитальных инфекций обусловлена многими факторами. Ведущими из них являются: ассоциированная инфекция, резистентность возбудителя к антибиотикам, недостаточная концентрация последних в клетках очага воспаления, персистирующие формы инфекции, а также явления иммунологической недостаточности у больных с воспалительными заболеваниями мочеполовой системы, отмечаемые многими авторами. Одним из проявлений нарушения местного иммунитета при хронических формах урогенитальных инфекций является дисфункция нейтрофильных гранулоцитов (НГ). По мнению большинства авторов, перспективным путем к эффективной патогенетической терапии больных с воспалительными заболеваниями мочеполовой системы являются коррекция возникающих нарушений иммунного статуса, а также поиск и изучение средств, оказывающих селективное воздействие на субпопуляции клеток иммунной системы [1, 2].
В настоящее время для этиотропной терапии урогенитальных инфекций используются антибиотики широкого спектра действия в комбинации с препаратами, в том числе для местного применения, повышающими неспецифическую реактивность организма. Многие из таких средств оказывают негативное воздействие на слизистую оболочку урогенитального тракта при местном применении, например, препараты серебра вызывают повреждение клеточных мембран эпителиальных клеток и лимфоидных образований слизистой оболочки в очаге поражения [3]. В связи с этим внимание иммунологов привлекают синтетические поверхностно-активные вещества (ПАВ). Наряду с антимикробным действием, некоторые синтетические ПАВ обладают выраженными иммуномодулирующими свойствами. Одним из таких средств является препарат Мирамистин®, включенный в перечень медикаментов для индивидуальной профилактики и терапии венерических заболеваний. За многие годы лабораторных и клинических исследований, а также широкого применения во врачебной практике Мирамистин® зарекомендовал себя как высокоактивный антимикробный препарат с широким спектром действия. Многогранные исследования препарата Мирамистин®, проведенные в ведущих лабораториях России, Украины, Швеции и Германии, позволили доказать его клиническую эффективность. В условиях экспериментов и клинических наблюдений установлена высокая антимикробная активность препарата Мирамистин® в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, паразитарных грибов, простейших, спирохет, а также ВИЧ. Наряду с широким спектром антимикробного действия и отсутствием резистентности у большинства госпитальных штаммов, Мирамистин® стимулирует репаративные процессы, а в малых концентрациях обладает выраженным местным иммуномодулирующим действием. Доказано, что использование инстилляций препарата Мирамистин® в комплексном лечении острых и хронических уретритов и уретрогенных простатитов хламидийной, гонорейной, трихомонадной и смешанной этиологии приводит к достоверному повышению эффективности терапии [4].
Как уже отмечалось, неотъемлемой частью патогенетической терапии больных с воспалительными заболеваниями мочеполовой системы является коррекция нарушений иммунного статуса и назначение средств, оказывающих селективное воздействие на субпопуляции клеток иммунной системы. Анализируя данные клинико-лабораторных исследований, получены данные, свидетельствующие о выраженном, дозозависимом иммуностимулирующем влиянии препарата Мирамистин®, что дает основание считать, что положительный терапевтический эффект препарата при урогенитальных инфекциях обусловлен не только антимикробным, но и иммунокорригирущим действием [5].
Функциональная активность нейтрофильных гранулоцитов (НГ) в очаге воспаления отражает состояние местного иммунитета у больных, что имеет важное практическое значение для определения тактики лечения и прогнозирования течения заболевания. Функциональную активность уретральных НГ измеряют определением их поглотительной способности. При этом учитываются следующие показатели: фагоцитарный показатель (ФП) — процент фагоцитирующих клеток и фагоцитарное число (ФЧ) — среднее количество частиц латекса, поглощенных одной клеткой [6].
Иммунологическое обследование пациентов с хроническим уретропростатитом до лечения выявляет значительную дисфункцию уретральных фагоцитов, которая выражается в снижении поглотительной способности клеток (ФП — 52,6 ± 4,2%; ФЧ — 3,4 ± 0,29; p ≤ 0,001) по сравнению с контролем (ФП — 73,6 ± 3,9%; ФЧ — 5,2 ± 0,31). Угнетение функционального состояния уретральных НГ, принимающих непосредственное участие в воспалительном процессе, свидетельствует о нарушении местного иммунитета [7]. Иммунологическая недостаточность у больных хроническим уретропростатитом является основанием для проведения иммуномодулирующей терапии препаратом Мирамистин®. Доза препарата Мирамистин® подбирается по общепринятому методу оценки стимулирующего действия иммуномодуляторов. Изучение in vitro действия препарата на поглотительную способность уретральных НГ показало, что максимально выраженная стимуляция показателей функциональной активности клеток отмечалась при обработке водным раствором препарата Мирамистин® в диапазоне концентраций 0,005–0,01%. Комплексная терапия хронического уретропростатита состоит из базисной терапии в сочетании с курсом инстилляций препарата Мирамистин®. Курс включает ежедневные инстилляции препарата Мирамистин® в уретру в объеме 2–3 мл. Длительность курса лечения в среднем составляет 15 дней.
Комплексное лечение больных хроническим уретропростатитом с применением препарата Мирамистин® приводит к нормализации изучаемых показателей функциональной активности НГ. Показатели поглотительной способности НГ (ФП — 70,4 ± 3,8%; ФЧ — 5,1 ± 0,29; р < 0,001) к концу лечения почти соответствовали таковым контрольной группы (ФП — 73,6 ± 3,9%, ФЧ — 5,2 ± 0,31; р < 0,001). При проведении лечения без использования препарата Мирамистин® тенденция к нормализации функции НГ значительно снижена. Иммунологические показатели в этом случае изменялись незначительно (ФП — 59,2 ± 4,3%; ФЧ — 4,0 ± 0,32; р < 0,001) по сравнению с исходным уровнем (ФП — 52,6 ± 4,2%, ФЧ — 3,4 ± 0,29; р < 0,001). Осложнений и побочных реакций, связанных с применением препарата Мирамистин®, не наблюдалось. Об эффективности лечения судят на основании исчезновения болевых ощущений и дизурии, улучшения половой функции, нормализации секрета простаты и мочи, восстановления иммунологических показателей, характеризующих состояние местного иммунитета.
С учетом клинико-иммунологических критериев, положительный эффект при использовании препарата Мирамистин® наряду с базисным лечением отмечается у 90% больных хроническим уретропростатитом, в то время как положительный эффект применения только базисной терапии без использования препарата Мирамистин® наблюдается у 60% больных, что указывает на высокую эффективность иммуномодулирующей терапии препаратом Мирамистин®.
Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что включение препарата Мирамистин® в традиционную противовоспалительную терапию приводит к стимуляции поглотительной способности фагоцитов уретры и позволяет значительно улучшить результаты лечения больных с хроническими и вялотекущими формами урогенитальных инфекций.
Литература
- Борисенко К. К. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний, передаваемых половым путем. Методические материалы. М.: Ассоциация САНАМ, 1998.
- Мавров И. И., Шатилов А. В. Обоснование местного применения иммуномодуляторов в комплексном лечении хламидийных уретритов у мужчин // Вестник дерматологии и венерологии. М.: 1994. № 4.
- Ремезов А. П., Неверов В. А., Семенов Н. В. Хламидийные инфекции (клиника, диагностика, лечение). СПб, 1995.
- Возианов А. Ф., Кривошеин Ю. С., Пасечников С. П. Влияние Мирамистина на фагоцитарную активность уретральных гранулоцитов у больных хроническим уретропростатитом // Врач. дело. 1990; 10.
- Шатров В. А., Кривошеин Ю. С. Иммуноадъювантные свойства синтетических поверхностно-активных веществ. В кн.: Актуальные проблемы иммунотерапии. Киев; 1998.
- Нехороших З. Н., Маликова М. В., Кривошеин Ю. С. и соавт. Комплексное лечение различных форм хламидиозов с применением Мирамистина // Тавр. медикобиол. вестн. 1999. № 1–2.
- Шатров В. А., Кривошеин Ю. С., Коваленко В. В. Влияние Мирамистина на фагоцитарную ативность уретральных нейтрофильных гранулоцитов. Симферополь, 1990.
И. М. Кириченко
ООО «Инфамед», Москва
Контактная информация: kirichenko@infamed.ru
Купить номер с этой статьей в pdf