Комментарий к Приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н

20-03-2013
Обсуждаются различные аспекты Приказа МЗ РФ, согласно которому предусмотрено назначение и выписывание лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН).

Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н

«Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»

Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» предусмотрено назначение и выписывание лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН), при его отсутствии — по группировочному наименованию, а в случае отсутствия у препарата МНН или группировочного наименования — по торговому наименованию.

Реклама

Данная норма вводится с целью исключения возможности выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией, что прямо запрещено п. 2. ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», таким образом, устраняется коррупционный фактор.

В то же время данный документ не лишает врача права подбирать для пациента индивидуальную терапию, в том числе в случаях непереносимости лекарственного препарата.

Что касается различий в эффективности и безопасности препаратов с одинаковым МНН, то Министерство системно подходит к решению данной проблемы. В настоящее время Правительством РФ одобрена Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г. Одной из важнейших ее составляющих является ревизия фармацевтического рынка. Предстоит пересмотреть весь спектр лекарственных средств, оригинальных препаратов и их аналогов, последовательно вывести с рынка те из них, которые были зарегистрированы на основе ограниченных клинических исследований, без серьезной доказательной базы их эффективности. По каждому непатентованному лекарственному наименованию должна быть выстроена линейка конкретных препаратов (торговых наименований) с аналогичными свойствами. Только в этом случае каждый пациент будет гарантированно обеспечен необходимыми эффективными, качественными и безопасными лекарственными средствами.

Реклама

Деятельность Министерства направлена также на формирование такой правовой среды, при которой исключена возможность попадания контрафактной и фальсифицированной продукции на фармацевтический рынок.

В настоящее время приказ находится на государственной регистрации в Минюсте России. Документ вступит в силу с 1 июля 2013 года.

Отталкиваясь от симптомов болезни, опираясь на доказательную базу лекарственных препаратов, исходя из преимуществ брендов над дженериками, руководствуясь клиническими рекомендациями, помня про материальные возможности больного, врач ежедневно выбирает лекарство, и выбор его, вопреки существующим стандартам и алгоритмам, зачастую индивидуален. Но это всего лишь начало терапии, которая, наверняка, показана больному, а за ней следует долгий путь подбора режима дозирования, комбинирования лекарственных средств, предотвращения их потенциально возможных нежелательных свойств, поддержания комплайенса больного. Клиническим мышлением, врачебным опытом, методом проб и ошибок…

На любом из этих этапов существует вероятность замены лекарственного препарата на другой — подобный или принципиально отличающийся от предыдущего, тогда работа повторяется почти с начала. Среди прочих немаловажным фактором, влияющим на рациональность исходного назначения врача, являются его собственные наработки — своеобразное доверительное отношение к лекарству, сформированное в ходе работы с ним.

Реклама

Закономерная мысль, которая приходит на ум каждому практикующему врачу сразу же после прочтения текста Приказа, носит отчетливый негативный оттенок — клиницисты вновь заточены в очередные бюрократические «рамки», на этот раз ограничен спектр проверенных и испробованных ими лекарственных препаратов, зарекомендовавших себя временем и продленными жизнями тысячам пациентов.

В реальной жизни эффективность и безопасность современного лекарственного препарата, разрешенного рядом инстанций к применению и прошедшего череду разноплановых исследований, определяют не цена, не оригинальность и не производитель, а особенности больного, который его принимает, отклик на проводимую терапию. Любой врач знает, что дорогостоящие бренды не всегда «работают», как им положено, и что часто выручают простейшие дженерики, имеющиеся под рукой. Обсуждаемый приказ, уравнивая препараты на уровне ЛПУ, сводит к минимуму, практически вырывает из арсенала врача накопленный личный опыт и возможность его применения в повседневной практике. Отныне решать, каким препаратом лечить пациента, доверено работникам аптек, которые, естественно, не имеют подобного опыта, а потому обращают внимание исключительно на фармацевтические свойства лекарственных средств и их стоимость. Таким образом, обязанности клинициста в вопросах консервативного лечения (что регламентировано настоящим Приказом) берет на себя провизор, но забирает ли он у врача хотя бы часть юридической ответственности за пациента?

Реклама

Итак, отрицательную сторону Приказа можно долго обсуждать сквозь призму логики, коллегиальности, преемственности, приверженности и других общемедицинских составляющих, однако, с точки зрения клинического фармаколога, есть у министерского новшества и положительный аспект. Приказ совершенно очевидно подталкивает к рационализации фармакотерапии. Выбор международного непатентованного названия лекарственного средства, назначаемого коморбидному больному, должен быть грамотно обоснован.

В настоящее же время у большей части врачей сформированы определенные предпочтения, что неплохо, но отсутствие единых клинико-фармакологических алгоритмов назначения лекарственных препаратов привело к их сугубо интуитивному выбору, а также ангажированности фармацевтическими фирмами, которые теперь будут держать курс на аптекарей.

Таким образом, поиск клинических ниш, способных из обилия лекарственных препаратов с позиций доказательной медицины стать обоснованием для выбора конкретного класса и отдельного представителя, — это огромная работа, с которой рядовой врач самостоятельно не справится, а, значит, документ предрасполагает к разработке практических пособий и алгоритмов такого рода на стыке медицинских специальностей.


А. С. Скотников, кандидат медицинских наук

ГБОУ ВПО МГМСУ им. А. И. Евдокимова МЗ РФ, Москва

Контактная информация об авторе для переписки: skotnikov.as@mail.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Реклама