Эффективность топической терапии флурбипрофеном боли в горле у подростков

16-01-2013
Исследована эффективность флурбипрофена для купирования болевого синдрома у подростков в возрасте от 12 до 16 лет с острым фарингитом на фоне острой респираторной вирусной инфекции. Показано, что данная топическая терапия эффективно уменьшает клинические

Острые инфекции дыхательных путей как у детей, так и у взрослых были, есть и будут актуальной проблемой медицины. Несмотря на постоянное внимание общества, неуклонный рост заболеваемости респираторными инфекциями отмечается во всех государствах, вне зависимости от уровня их социально-экономического развития.

Реклама

Острые респираторные заболевания в большинстве наблюдений вызваны разнообразными вирусами (гриппа, парагриппа, риновирусами, коронавирусами, аденовирусами и т. д.), иногда в ассоциации с условно-патогенными микроорганизмами, колонизирующими дыхательные пути. Повреждение вирусом эпителия респираторного тракта, вызывающее развитие воспаления, приводит к гиперпродукции вязкой слизи, снижению подвижности ресничек эпителия, ослаблению местной иммунологической защиты и другим повреждениям, сопровождающимся вторичным бактериальным инфицированием с высоким риском хронизации воспалительного процесса [4, 6, 7].

Одним из наиболее частых симптомов респираторных инфекций является боль в горл��, которая у многих пациентов является доминирующей проблемой, неизбежно отражающейся на качестве жизни [1]. Помимо инфекционно-воспалительных заболеваний глотки, боль в горле могут вызывать самые разнообразные причины: механическое повреждение; переохлаждение; ожог; неблагоприятные условия окружающей среды; перенапряжение голосового аппарата и т. д., однако именно инфекционно-воспалительные заболевания глотки, в первую очередь — ангина и фарингит, являются ведущей причиной обращения к врачу с этим симптомом. В частности, в США в 2002 г. острые фарингиты явились причиной 1,1% от всего числа посещений пациентами врачей; это заболевание входит в число 20 наиболее часто диагностируемых [15]. Острые фарингиты у детей являются причиной 6% от числа всех обращений к педиатру [14]; тонзиллиты и фарингиты на фоне респираторной вирусной инфекции развиваются у 21,6% школьников [13].

Реклама

В отечественной практике при острой инфекции с поражением миндалин обычно используют термин «ангина» или «тонзиллит», а воспаление лимфоидных фолликулов задней стенки глотки обычно определяют термином «фарингит». В клинической практике нередко, особенно в детском возрасте, наблюдается сочетание тонзиллита и фарингита, поэтому в литературе, особенно англоязычной, широко используют термин «тонзиллофарингит», предполагая воспаление всех стенок ротоглотки. Однако, по нашему мнению, традиционно используемое в России подразделение острой инфекции глотки, в зависимости от топики поражения структур лимфоглоточного кольца, на ангину небных миндалин (или собственно «ангину» или «тонзиллит»), ангину носоглоточной миндалины (или «аденоидит»), ангину тубарной миндалины, ангину фолликулов задней стенки глотки и боковых валиков (или собственно «фарингит»), ангину язычной миндалины, ангину гортанной миндалины (эпиглоттит) более оправдано, т. к. при использовании того или иного термина обычно подразумевается и соответствующий конкретной патологии возбудитель. В частности, острые фарингиты вирусной этиологии встречаются в подавляющем большинстве случаев: среди взрослых — в 85–95% наблюдений, среди подростков и детей старше 5 лет — не менее чем в 70% и среди детей младше 5 лет — в 95% случаев заболевания [20]. Основным бактериальным агентом, вызывающим острый фарингит, является бета-гемолитический стрептококк группы А, однако он вызывает заболевание приблизительно у 5–15% пациентов [5, 9, 17]. При этом необходимо учитывать, что в большинстве случаев именно болевой синдром вызывает необходимость обращения к врачу, в том числе и при тонзиллитах и фарингитах вирусной этиологии. Естественно, при вирусной этиологии заболевания назначение системных антибиотиков нецелесообразно, однако их применяют достаточно часто, причем нерациональное назначение антибиотиков не всегда связано с ошибкой врача в диагностике этиологии заболевания, а может быть вызвано требованием пациента назначить антибактериальный препарат [16]. Более того, в большинстве случаев системные антибиотики при фарингите, в том числе и вирусной этиологии, назначают именно для купирования боли в горле, а не с целью эрадикации возбудителя [18]. Необоснованная антибактериальная терапия способствует развитию резистентности к антибиотикам, может осложняться нежелательными реакциями, а также удорожает лечение. В связи с этим на первый план выступает топическая терапия, позволяющая адекватно воздействовать на воспаленную слизистую оболочку.

Реклама

Для купирования болевого синдрома в горле, независимо от его этиологии, в комплексной терапии возможно использование разнообразных по своему действию топических препаратов, которые условно можно разделить на анальгетики; противовоспалительные средства; антисептики; препараты с противоотечным действием на слизистую оболочку и т. д. При этом следует учитывать, что любое воспаление связано с активным синтезом простагландинов, обусловленным активацией фермента циклооксигеназы (ЦОГ), особенно его изоформой ЦОГ-2, на подавление активности которой направлено действие нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП). Все НПВП обладают антипиретическим и анальгетическим действием. Одним из наиболее эффективных действующих веществ этой группы является флурбипрофен, который обладает значительным противовоспалительным и анальгетическим эффектом при использовании в терапевтических дозировках [10]. Несмотря на то, что более селективные в отношении воздействия на ЦОГ-2 НПВП обладают меньшим риском развития нежелательных явлений, в первую очередь — повреждения слизистой оболочки желудка, их противовоспалительный эффект проявляется значительно медленнее по сравнению с флурбипрофеном, что резко снижает их эффективность при купировании остро возникающей боли в горле. Снизить риск нежелательных явлений неселективных НПВП возможно при топическом их использовании, что достигается снижением дозы препарата и отсутствием резорбтивного действия при достижении высокого терапевтического эффекта. Флурбипрофен показал свою эффективность и безопасность при местном использовании его наружных форм в офтальмологической и ревматологической практике [11, 12]. Для лечения боли в горле флурбипрофен выпускается в форме таблеток для рассасывания, оказывая быстрый анальгетический эффект, наступающий через 10–15 минут после применения и продолжающийся в течение нескольких часов. Эффективность препарата подтверждена как отечественными [2, 3], так и зарубежными [8, 19] исследованиями.

Реклама

Нами было проведено исследование эффективности препарата Стрепсилс® Интенсив (действующее вещество флурбипрофен 8,75 мг) для купирования болевого синдрома у 37 подростков в возрасте от 12 до 16 лет с острым фарингитом на фоне ОРВИ. Критериями включения в исследование явились: жалобы на боль в горле; отсутствие на момент обращения показаний к назначению системных антибиотиков; длительность заболевания к моменту обращения до 3 суток; возраст старше 12 лет. Стрепсилс® Интенсив назначали согласно инструкции по применению — рассасывать до полного растворения, по 1 таблетке по мере необходимости, но не более 5 таблеток в сутки длительностью не более 3 дней. Все пациенты, помимо исследуемого препарата, получали орошение глотки препаратом Аквалор для горла с алоэ и ромашкой; при необходимости допускалось применение других препаратов, выбор которых зависел от конкретного клинического наблюдения.

Осмотр больных производился ежедневно. Субъективная оценка выраженности симптомов (боль в горле, першение/ощущение инородного тела в горле, желание «прочистить горло») производилась при помощи 10?балльной визуально-аналоговой шкалы (ВАШ), где максимальная выраженность симптома принималась за 10 баллов, а отсутствие симптома — 0 баллов. Фарингоскопическая картина оценивалась исследователем по 5?балльной шкале, где максимальная выраженность симптомов принималась за 5 баллов, а нормализация фарингоскопической картины — 0 баллов.

Реклама

В день включения в исследование выраженность болевого синдрома, по данным ВАШ, составила, в среднем, 5,2 ± 2,47 балла. Оценка пациентами дискомфорта в горле («першение»/«ощущение инородного тела в горле»/«упорное сухое покашливание») на момент обращения составила, в среднем, 3,6 ± 2,35 балла ВАШ. Выраженность фарингоскопических признаков заболевания составила 4,4 ± 1,48 балла ВАШ. Уже на первые сутки лечения выраженность всех показателей достоверно (p < 0,05) уменьшилась и составила (в баллах ВАШ) соответственно: 3,7 ± 1,58; 2,1 ± 1,45 и 2,9 ± 1,21 (рис.). Аналогичная тенденция к уменьшению симптомов сохранялась на протяжении всего периода наблюдения. По завершении терапии препаратом Стрепсилс® Интенсив небольшая боль в горле (до 3 баллов ВАШ) сохранялась лишь у 5 (13,5%) пациентов; жалобы на дискомфорт в горле оставались у 7 (18,9%); фарингоскопическая картина нормализовалась у 22 (59,5%) больных, у остальных сохранялись слабо выраженные катаральные явления. В ходе проведения исследования 8 подросткам понадобилось назначение системной антибактериальной терапии в связи с острым синуситом (у двух), отитом (у одного), ангиной (у одного), трахеобронхитом (у трех) и бронхо­пневмонией (у одного), явившимися осложнением ОРВИ. Нежелательные явления на фоне приема препарата были отмечены у 5 (13,5%) больных и заключались в изменении вкусовых ощущений и легкого покалывания в горле. Эти явления самопроизвольно исчезали через 15–20 минут после рассасывания таблетки и не требовали отмены препарата.

Реклама

Таким образом, топическая терапия при помощи таблеток для рассасывания Стрепсилс® Интенсив эффективно уменьшает клиническую симптоматику, возникающую при остром фарингите на фоне ОРВИ, и может быть рекомендована для симптоматического лечения инфекционно-воспалительных заболеваний глотки у подростков старше 12 лет.

Литература

  1. Бабияк В. И., Говорухин М. И., Митрофанов В. В. Некоторые психологические аспекты проблемы «качества жизни» человека // Российская оторинолар. 2004. № 1 (8). С. 3–6.
  2. Балабанова Р. М. Стрепфен (флурбипрофен) — препарат для симптоматической терапии болей в горле // РМЖ. 2003. № 22. С. 1220–1222.
  3. Карпов О. И. Флурбипрофен как средство против антибиотического прессинга при респираторных вирусных инфекциях // Consilium medicum. 2005. № 10. С. 827–831.
  4. Карпова Е. П., Вагина Е. Е. Комплексный подход в лечении инфекции в детской оториноларингологии // Consilium Medicum. 2012. Приложение № 1 (Педиатрия). С. 40–42.
  5. Лопатин А. С. Лечение острого и хронического фарингита // РМЖ. 2001. Т. 9, № 16–17. С. 765–769.
  6. Овчинников Ю. М. Терапевтическая тактика при хроническом тонзиллите // РМЖ. 2000. Т. 8, № 13–14.
  7. Харламова Ф. С., Легкогова Т. П., Фельдфикс Л. И. Совершенствование антибактериальной терапии ОРВИ с бактериальными осложнениями у детей // Дет. инфекции. 2006. № 4. С. 55–59.
  8. Benrimoj S. I. et al. Efficacy and tolerability of the anti-inflammatory throat lozenge flurbiprofen 8. 75 mg in the treatment of sore throat — a randomized, double-blind, placebo-controlled study // Clin. Drug. Invest. 2001. Vol. 21. № 3. P. 183–193.
  9. Bisno A. L., Gerber M. A., Gwaltney J. M. et al. Practice guideline for the diagnosis and management of group A streptococcal pharyngitis // Clin Infect Dis. 2002. Vol. 35, № 2. P. 113–125.
  10. Davies N. M. Clinical pharmacokinetics of flurbiprofen and its enantiomers // Clin. Pharmacokinet. 1995. Vol. 28. № 2. P. 100–114.
  11. Droge M. J., van Sorge A. A., van Haeringen N. J. et al. Alternative splicing of cyclooxygenase-1 mRNA in the human iris // Ophthalmic. Res. 2003. Vol. 35. № 3. P. 160–163.
  12. Fang J. Y., Hwang T. L., Fang C. L., Chiu H. C. In vitro and in vivo evaluations of the efficacy and safety of skin permeation enhancers using flurbiprofen as a model drug // Int. J. Pharm. 2003. Vol. 255. № 1–2. P. 153–166.
  13. Karevold G., Kvestad E., Nafstad P., Kvarner K. J. Respiratory infections in schoolchildren: co-morbidity and risk factors // Arch Dis Child. 2006. Vol. 91, № 5. P. 391–395.
  14. Nash D. R., Harman J., Wald E. R., Kelleher K. J. Antibiotic prescribing by primary care physicians for children with upper respiratory tract infections // Arch Pediatr Adolesc Med. 2002. Vol. 156, № 11. P. 1114–1119.
  15. Panasiuk L., Lukas W., Paprzycki P. Empirical first-line antibioticotherapy in adult rural patients with acute respiratory tract infections // Ann Agric Environ Med. 2007. Vol. 14, № 2. P. 305–311.
  16. Scott J. G., Cohen D., DiCicco-Bloom B. et al. Antibiotic use in acute respiratory tract infections and the ways patients pressure physicians for a prescription // J Fam Pract. 2001. Vol. 50, № 10. P. 853–858.
  17. Snow V., Mottur-Pilson C., Cooper R. J., Hoffman J. R. Principles of appropriate antibiotic use for acute pharyngitis in adults // Ann Intern Med. 2001. Vol. 134, № 6. P. 506–508.
  18. Van Driel M. L., De Sutter A., Deveugele M. et al. Are sore throat patients who hope for antibiotics actually asking for pain relief? // Ann Fam Med. 2006. Vol. 4, № 6. P. 494–499.
  19. Warson N., Nimmo W. S., Christian J. et al. Relief of sore throat with the anti-inflammatory throat lozenge flurbiprofen 8. 75 mg: a randomized, double-blind, placebo-controlled study of efficacy and safety // Int. J. Clin. Pract. 2000. Vol. 54. № 8. P. 490–496.
  20. Worrall G. J. Acute sore throat // Can Fam Physician. 2007. Vol. 53, № 11. P. 1961–1962.

Ю. Л. Солдатский, доктор медицинских наук, профессор
С. Н. Попова, кандидат медицинских наук
Ю. В. Стрыгина, кандидат медицинских наук

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, Москва

Контактная информация об авторах для переписки: ysoldatsky@mail.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Реклама