В нашей стране прослеживается устойчивая тенденция к росту заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и, в первую очередь, артериальной гипертензии [1, 2]. Здесь, несмотря на несомненные успехи фармакологической терапии, следует учитывать и частоту формируемых негативных реакций. Исходя из этого, резко возрастает интерес к комплементарным методам лечения и реабилитации больных с артериальной гипертензией.
В этой системе перспективным рассматривают применение факторов сверхмалой интенсивности, примерами которых являются биорезонансная терапия или гомеопатия. В таком случае при артериальной гипертензии терапевтически значимым может быть использование пульсогемоиндикации, объединяющей принципы отмеченных технологий. [3–5]. Этот тезис и определил цель работы, посвященной анализу механизмов и эффективности пульсогемоиндикации в комплексном лечении больных с артериальной гипертензией.
Материал (контингент), методы обследования и лечения
Под наблюдением находилось 75 больных в возрасте от 29 до 63 лет (женщин — 62,7%, мужчин — 37,3%) с артериальной гипертензией I–II степени. В частности, в 72% наблюдений выявлен патологический процесс I степени, 28% — II степени.
Методы исследования. Гипотензивный эффект определяли по реакции артериального давления и пульса как на однократные процедуры, так и на лечебный курс. Здесь проводили тонометрию и электрокардиографию — с помощью аппарата ЭК 34–01 (Россия). Эхокардиографию выполняли на аппарате «Combison-5» с приставкой «Doppler-300» фирмы Kretz-technic (Австрия) в М- и В-режимах. Состояние мозгового кровообращения оценивали путем ультразвуковой допплерографии на автоматизированном комплексе «Спектр-1000» (Россия) с анализом линейной скорости кровотока. Липидный спектр сыворотки крови определяли с помощью биохимического анализатора фирмы Shemetrics (США) и диагностических наборов Biocon (Германия). В ходе психологического анализа использовали анкетные методики реактивной и личностной тревожности Спилбергера–Ханина (Ханин Ю. Л., 1987) и «самочувствия/активности/настроения» (САН).
Специальные индексы пульсогемоиндикации (пульс, пульсовую и вегетативную вариабельность, градиент амплитудной вариабельности и др.) оценивали с помощью аппаратно-программного комплекса АСГАРД.
Методики лечения. Больные были разделены на три лечебные группы, каждая из 30 человек. Во всех группах назначали базовую (медикаментозную) гипотензивную терапию. При этом пациентам 1-й, контрольной, группы назначали только базовую терапию. Во 2-й, основной, группе использовали комплекс из базового лечения и пульсогемоиндикации. Данный неинвазивный метод обеспечивает анализ сдвигов функциональной напряженности организма в ответ на медикаментозные, эмоциональные и др. нагрузки, а также подбор корригирующих технологий. Сами измерения базируются на принципе синхронизации тестируемых нагрузок с показателями состояния сердечно-сосудистой системы путем применения специальных световых датчиков.
В 3-й группе, плацебо, осуществляли имитацию пульсогемоиндикации на фоне медикаментозной терапии. Курс лечения во всех группах составлял 20 дней, причем процедуры пульсогемоиндикации проводили 2 раза в неделю, всего — 10.
Оценку результативности лечения проводили в динамике, с применением параметрических и непараметрических методов статистики.
Результаты
В ходе выполненной работы установлено достоверное (р < 0,05) терапевтическое преимущество комплекса, включающего пульсогемоиндикацию (2-я группа), над сравниваемыми группами (табл. 1).
Так, при анализе регресса основных жалоб установлен абсолютный приоритет 2-й группы (табл. 2). При этом негативные эффекты в виде головокружения, головной боли или кожного зуда, отмеченные у 3 больных данной и 2 пациентов 3-й группы, были кратковременны, а их связь с проводимой терапией представлялась сомнительной.
Эти данные были верифицированы результатами объективного обследования. В частности, во 2-й группе уровень систолического артериального давления (САД) снижался с 165,7 ± 62 до 153,2 ± 3,8 мм рт. ст., диастолического (ДАД) — с 101,5 ± 3,1 мм до 93,9 ± 3,8 мм рт. ст., достоверно превосходя в этом отношении (р < 0,05) показатели сравниваемых групп. Причем устойчивый гипотензивный эффект развивался здесь в среднем к 7-й процедуре, с тенденцией к нормализации показателей артериального давления к завершению лечения.
В табл. 3 отражены сдвиги показателей центральной гемодинамики у больных с гиперкинетическим типом кровообращения, однако сходные положительные изменения были отмечены и в случае гипокинетического варианта кровообращения.
Изучение состояния мозгового кровотока также подтвердило преимущество комплекса, включающего пульсогемоиндикацию. Только в этой группе отмечено уменьшение затруднения или восстановление венозного оттока в вертебробазилярной системе (в 82,1% наблюдений), развитие коллатерального кровообращения в бассейнах сонных артерий (32,3%), снижение асимметрии ЛСК (31,4%), нормализация реакции на компрессионные пробы (76,4%).
Воздействие изучаемого комплекса сопровождалось и положительной динамикой показателей липидного обмена. Уровень альфа-холестерина здесь повысился на 61% (р < 0,001), уровень триглицеридов снизился на 25% (р < 0,001), общего холестерина — на 12,5% (р < 0,001), бета-липопротеидов крови — на 14,1% (р < 0,001), пребета-липопротеидов — на 11,1% (р < 0,001), что сопровождалось снижением коэффициента атерогенности в среднем по группе на 17,42% (р < 0,02).
Динамика показателей в сравниваемых группах была не столь убедительной.
В случае применения лечебного комплекса также прослеживались положительные сдвиги в психическом статусе больных. По данным САН, «самочувствие» возрастало в среднем с 3,22 ± 0,21 до 4,52 ± 0,23 балла (р < 0,02), «активности» — с 3,53 ± 0,15 до 5,31 ± 0,17 балла (р < 0,01), «настроение» — с 3,84 ± 0,14 до 5,35 ± 0,19 балла (р < 0,02). Параллельно наблюдалось корригирующее влияние метода на уровень реактивной тревожности больных, снижающейся с 68,6 ± 3,6 до 48,8 ± 0,8 балла, р ≤ 0,05). В противовес этому в сравниваемых группах отмечена лишь тенденция (р > 0,05) к улучшению данных показателей.
Этот факт свидетельствует о достоверно значимом повышении толерантности к психоэмоциональным нагрузкам у больных под влиянием комплекса, включающего пульсогемоиндикацию.
Обсуждение и выводы
Результаты исследования позволяют рассматривать пульсогемоиндикацию в качестве эффективного компонента лечения больных с артериальной гипертензией, обладающего стресспротективным, сосудорегулирующим и вегетотропным действием. В свою очередь, это способствует росту функциональных резервов организма и его резистентности к гиперадреналовым воздействиям. Это позволяет считать данный подход патогенетически обоснованным при лечении больных с артериальной гипертензией.
Литература
- Александров А. А. Немедикаментозная профилактика сосудистых осложнений при мягкой артериальной гипертонии // Советская медицина. 1988. № 12. С. 35–39.
- Бритов А. Н. Оценка сердечно-сосудистого риска у больных артериальной гипертонией // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2003. № 3.
- Бокова И. А., Цветков Н. А. Диагностические и терапевтические возможности метода пульсогемоиндикации // Курортное дело. 2008. Т. 2. № 2. С. 16–20.
- Разумов А. Н., Цветков Н. А., Бокова И. А., Любовцев В. Б. Метод биорезонансной гомеопатической восстановительной коррекции. Пособие для врачей. 2003. С. 30.
- Хайруллин Р. Н. Пульсогемоиндикация — диагностика и лечение // Казанский медицинский журнал. 2008, № 6, с. 867–874.
И. А. Бокова, кандидат медицинских наук, доцент
Л. Г. Агасаров, доктор медицинских наук, профессор
ФГБУ РНЦ МРиК Минздравсоцразвития России,
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздравсоцразвития России, Москва
Контактная информация об авторах для переписки: lev.agasarov@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf