Актуальность проблемы сердечно-сосудистых заболеваний остается по-прежнему острой, так как они лидируют среди причин смерти, при этом 51% из них составляет смертность от ишемической болезни сердца (ИБС). Так, в 2010 г. смертность в России от кардиоваскулярных заболеваний составила 1151,9 тыс. человек (в 2009 г. — 1136,7 тыс.), заболеваемость в этой группе была — 3734 тыс. человек (в 2009 г. — 3761 тыс.) [1].
Известно, что при ИБС длительное неадекватное кровоснабжение сердечной мышцы приводит к снижению сократительной функции миокарда и/или снижению его потребности в кислороде, т. е. развитию феномена гибернирующего миокарда [2, 3]. Описанные выше изменения развиваются в условиях активации окислительных процессов в организме и интенсификации перекисного окисления липидов (ПОЛ) [4, 5], поэтому включение антиоксидантов в питание пациентов с заболеваниями, патогенез которых обусловлен избыточным образованием радикалов и недостаточностью системы антиоксидантной защиты (в частности, заболеваниями сердечно-сосудистой системы — ИБС, атеросклерозом), представляется весьма перспективным [5–7].
На основании изучения патогенетических механизмов развития ИБС и ее осложнений, накопленных данных по антиоксидантной терапии, для оптимизации терапии кардиологических больных и включения в комплексные программы реабилитации и вторичной профилактики был разработан Кардио Капилар с коэнзимом Q10 — биологически активная добавка к пище (БАД), содержащая дигидрокверцетин (20 мг), коэнзим Q10, селен и аскорбиновую кислоту.
Целью нашей работы явилась оценка эффективности применения БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 в комплексных программах медицинской реабилитации больных ИБС, перенесших инфаркт миокарда (ИМ).
Материалы и методы исследования
В исследование были включены 40 больных, перенесших острый ИМ и поступивших на реабилитационное лечение в функционально-восстановительном периоде — на 14–28-е сутки после инцидента. Все обследованные — мужчины в возрасте от 47 до 76 лет (средний возраст 56,2 ± 5,3 года). Из них ИМ без зубца Q перенесли 11 (27,5%) пациентов, ИМ c зубцом Q — 29 (72,5%) больных. ИМ передней стенки левого желудочка диагностирован у 10 (25%) больных, задней — у 30 (75%). При изучении анамнеза установлено, что повторный ИМ перенесли 8 (20,0%) больных. Диагноз стенокардии ставился в соответствии с критериями Канадской классификации 1987 г. и Рекомендациями ВНОК РФ (2009 г.). При поступлении 3 (7,5%) пациента были отнесены к I функциональному классу (ФК) стенокардии, 11 (27,5%) — ко II ФК, 26 (65%) — к III ФК.
Среди сопутствующи�� заболеваний наиболее частыми были: гипертоническая болезнь — у 28 (70,0%) пациентов, ожирение — у 15 (37,5%), язвенная болезнь — у 4 (10,0%), хронический бронхит — у 24 (60,0%), сахарный диабет 2-го типа — у 5 (12,5%), причем 22 (55,0%) больных имели два и более хронических сопутствующих заболевания.
Все пациенты, вошедшие в исследование, случайным образом были рандомизированы в две группы. Реабилитационная программа больных контрольной группы (КГ), состоящей из 20 человек, включала: режим: щадящий (I), щадяще-тренирующий (II) или тренирующий (III) в зависимости от состояния больного; основной вариант стандартной диеты для больных, перенесших ИМ, — с пониженной общей калорийностью за счет жира и углеводов, с резким ограничением продуктов, содержащих животные жиры и холестерин, а также поваренной соли и азотистых экстрактивных веществ, обогащенная липотропными веществами, витаминами группы В, содержащими соли калия и магния; климатолечение в виде аэротерапии во время прогулок; лечебную гимнастику; дозированную ходьбу; физиотерапевтические процедуры: КВЧ-терапия, магнитотерапия, лазеротерапия, массаж шейно-грудного отдела позвоночника по щадящей методике. Медикаментозное лечение назначалось по показаниям и включало: прием бета-адреноблокаторов, антагонистов кальция и нитратов, при необходимости — ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) и диуретики [2, 8].
Комплексное лечение 20 больных основной группы (ОГ), в дополнение к стандартной терапии, включало прием БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 по 1 таблетке 3 раза в сутки во время приема пищи. По возрасту, ФК стенокардии и сопутствующей патологии группы больных существенным образом не отличались.
При поступлении всех пациентов обследовали по программе, включающей в себя комплекс лабораторно-функциональных диагностических исследований, исследование микроциркуляции (МЦ) методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ), электрокардиографию, эхокардиографию (ЭхоКГ), велоэргометрию (ВЭМ), исследование функции внешнего дыхания (ФВД). Психологическое исследование больных включало тесты САН (самочувствие, активность, настроение) и Спилбергера–Ханина.
Результаты исследования
При поступлении наиболее частыми жалобами пациентов были боли в области сердца с иррадиацией в левую половину грудной клетки или лопатку — у 26 (65%) больных. Боли наблюдали при ходьбе по ровной местности в обычном или ускоренном темпе, подъеме по лестнице в среднем темпе менее двух лестничных пролетов. Количество эпизодов стенокардии у пациентов при поступлении составляло 6,3 ± 1,2 в неделю, а для купирования боли больные принимали сублингвально до 7,4 ± 1,5 таблетки нитроглицерина в неделю.
Одышку при ходьбе по ровной местности в ускоренном темпе отмечали 27 (67,5%) больных, а при подъеме по лестнице на 2-й этаж — 37 (92,5%). У 23 (57,5%) больных при небольшой физической нагрузке возникало сердцебиение и диагностировалась синусовая тахикардия.
При проведении нагрузочной пробы у большинства больных выявлено снижение толерантности к физической нагрузке (ТФН), средняя мощность пороговой нагрузки составила 58,5 ± 4,8 Вт. Критериями прекращения пробы у 25 (62,5%) больных была стенокардия, в остальных — общая усталость и подъем артериального давления.
Таким образом, на основании изучения жалоб и показателей клинико-функционального состояния больных можно сделать вывод о том, что в клинической картине при поступлении преобладали проявления стенокардии, признаки сердечной и дыхательной недостаточности, снижение ТФН.
В результате реабилитации большинство пациентов обеих групп отмечали улучшение общего состояния, уменьшение одышки при физической нагрузке, уменьшение приступов стенокардии и потребности в приеме нитроглицерина. У больных основной группы в ходе лечения произошло статистически достоверное увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), улучшение показателей бронхиальной проходимости и повышение максимальной вентиляции легких (МВЛ). Динамика исследуемых показателей у больных контрольной группы в конце курса реабилитации была менее выражена (табл. 1).
В результате реабилитации произошло улучшение показателей гемодинамики, что подтверждается достоверным снижением СрДЛА и повышением сократительной способности миокарда (достоверный прирост ФИ). Улучшение показателей гемодинамики, микроциркуляции, функции внешнего дыхания и оксигенации крови способствовали повышению ТФН. У больных основной группы динамика указанных показателей была более существенной, чем у больных контрольной группы (табл. 1).
Улучшение показателей ФВД способствовало повышению насыщения крови кислородом и снижению парциального давления в крови углекислого газа, что подтверждалось статистически достоверным повышением у больных основной группы рО2 и снижением рСО2. Также отмечали улучшение МЦ, что подтверждалось анализом ЛДФ-грамм, которые указывали на имеющиеся изменения спектральных характеристик, обусловленных ослаблением роли высокочастотных и пульсовых колебаний и усилением влияния низкочастотных колебаний, связанных с ростом активности вазомоторного механизма регуляции МЦ (табл. 2). Полученные данные отражают ослабление пассивных механизмов регуляции, связанных с состоянием путей оттока, и свидетельствуют о снижении застойных явлений, особенно у больных основной группы.
Данные биохимических исследований крови: уровни аспартатаминотрансферазы (АСТ), аланинаминотрансферазы (АЛТ), билирубина, мочевины, креатинина, глюкозы в ходе лечения существенно не изменились.
В ходе курсового лечения больных выявлена тенденция к снижению показателей общего холестерина (ОХ), холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП), повышение холестерина липопротеинов высокой плотности (ХС ЛПВП), однако динамика показателей была статистически недостоверной, по-видимому, из-за короткого периода наблюдения (табл. 3).
Уменьшение проявлений дыхательной и сердечной недостаточности, повышение ТФН способствовали перераспределению больных, перенесших инфаркт миокарда, по ФК стенокардии (рис.).
В основной группе после лечения увеличилось число пациентов со стенокардией ФК II и уменьшилось — со стенокардией ФК III. Показатели контрольной группы остались без изменений.
Реабилитационное лечение способствовало улучшению психоэмоционального состояния всех больных. По данным теста Спилбергера–Ханина, показатель реактивной тревожности (РТ) достоверно снизился в ОГ — с 46,8 ± 4,6 до 35,6 ± 3,2 (р < 0,01), в КГ — с 46,4 ± 5,2 до 39,7 ± 4,7 (р > 0,05). Существенных изменений личностной тревожности (ЛТ) не произошло ни в одной из групп.
По данным теста САН в ОГ наблюдалось более значимое улучшение ряда показателей в сравнении с КГ: самочувствие улучшилось: в ОГ — на 18,9% (p < 0,05), в КГ — на 12,6% (p > 0,05); активность возросла: в ОГ — на 24,5% (p < 0,05), в КГ — на 13,9% (p > 0,05); настроение улучшилось: в ОГ — на 30,5% (p < 0,05), в КГ — на 17,5% (p > 0,05) соответственно.
Обсуждение
Развитие микроциркуляторных нарушений при инфаркте миокарда обусловлено в основном изменениями реологических свойств крови вследствие нарушенной деформируемости эритроцитов, повышения агрегации эритроцитов и тромбоцитов, повышения гемостатического и снижения фибринолитического потенциала крови, латентно протекающего диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, а также изменениями динамики микрососудов, которые ведут к увеличению объема микроциркуляторного русла, централизации кровотока и неэффективности микроциркуляции [5, 8–10]. В свою очередь, нарушения реологических свойств крови, связанные с агрегацией и уменьшением количества эритроцитов, еще более нарушают снабжение тканей кислородом. Главной же причиной тканевой гипоксии является развитие механического микроциркуляторного блока. Формируется «порочный круг»: выраженные нарушения легочной вентиляции у больных вызывают гипоксию и нарушения метаболизма в тканях. Это приводит к появлению ряда вазоактивных веществ, способствующих развитию микрососудистых нарушений и внутрисосудистой агрегации, что, в свою очередь, поддерживает и усугубляет нарушения тканевого обмена [3, 5, 8, 10]. Ранее была исследована возможность улучшения МЦ у больных, перенесших ИМ, с помощью растительных биофлавоноидов [6, 10, 11].
Применение БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 в комплексной терапии больных с разными формами ИБС является вполне оправданным, так как основным звеном патогенеза ИБС являются гипоксия и процессы перекисного окисления липидов, при которых нарушаются процессы синтеза макроэргов и активизируются процессы генерации свободных радикалов, что играет ведущую роль в повреждении кардиомиоцита.
По данным литературы [6, 7, 12, 13], дигидрокверцетин, коэнзим Q10, селен, аскорбиновая кислота могут оказывать влияние на основные этапы патогенеза ИБС, активно воздействуя на процессы ПОЛ, активируя антиоксидантную систему организма. Антиоксидантный эффект Кардио Капилар с коэнзимом Q10 позволяет уменьшить образование в тканях и крови активных форм кислорода и перекисных радикалов, которые в условиях недостаточности эндогенной антиокислительной системы оказывают прямое повреждающее действие на кардиомиоциты, способствуют аритмогенной активности миокарда, активируют прокоагулянтную систему крови и ускоряют деградацию обеспечивающего вазодилатацию эндотелиального оксида азота (NO), снижают антиангинальную эффективность нитратов и вазодилятирующую способность гипотензивных средств.
Кроме того, включение в комплексную программу реабилитации БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 способствует более выраженному улучшению показателей внутрисердечной гемодинамики, большого и малого круга кровообращения, ФВД и газового состава крови, приводит к переходу патологических типов микроциркуляции в нормальный и, таким образом, оптимизирует тканевой микроток.
Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют, что в основе положительного влияния компонентов, входящих в состав препарата, лежат несколько механизмов: восстановление кислородтранспортной функции крови, нормализация процессов ПОЛ, реологических свойств крови и улучшения МЦ [6, 11, 14]. Включение в комплексные программы медицинской реабилитации больных, перенесших ИМ, БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 способствует снижению количества ангинозных приступов, улучшению показателей кардиореспираторной системы, МЦ, улучшению психофизиологического состояния больных, повышению ТФН и, в конечном итоге, повышению эффекта реабилитации.
Таким образом, БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 может широко применяться в лечении больных ИБС, перенесших ИМ, как дополнение (но не альтернатива) к стандартной медикаментозной терапии.
Выводы
- На позднем госпитальном этапе реабилитации у больных, перенесших ИМ, в функционально-восстановительном периоде выявляются гиперкоагуляционный, гипоксический синдромы, нарушения МЦ, что приводит к нарушениям центральной и периферической гемодинамики, ФВД, психологического состояния больных и снижению ТФН.
- Включение в рацион питания больных, перенесших ИМ и получающих комплексное лечение, БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10 способствует снижению количества ангинозных приступов и принимаемого нитроглицерина, улучшению показателей кардиореспираторной системы, МЦ, улучшению психофизиологического состояния больных, повышению реабилитационного эффекта.
- Сравнительный анализ лабораторных и клинико-инструментальных показателей групп больных, перенесших ИМ и получавших БАД Кардио Капилар с коэнзимом Q10, показал более выраженную положительную динамику по сравнению с пациентами контрольной группы.
- Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. 2011. С. 99. http: gks.ru.
- Клячкин Л. М., Щегольков А. М. Медицинская реабилитации больных с заболеваниями внутренних органов. Рук-во для врачей. М., 2000. 336 с.
- Руководство по атеросклерозу и ишемической болезни сердца /П од ред. акад. РАН Е. И. Чазова, чл.-корр. РАМН В. В. Кухарчука, проф. С. А. Бойцова. М.: Медиа-Медика, 2007. 736 с.
- Белая О. Л. Антиоксидантная система защиты и коррекция метаболических нарушений при стабильных формах ишемической болезни сердца. Автореферат на соискание ученой степени д. м. н. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2007.
- Зодионченко В. С., Богатырева К. М., Кузнецова Е. И. с соавт. Возможности лечебной коррекции нарушений тромбоцитарно-сосудистого гомеостаза и реологии у больных ишемической болезнью сердца // Кардиология. 1996. т. 36, № 5, с. 22–26.
- Плотников М. Б., Тюкавкина Н. А., Плотникова Т. М. Лекарственные препараты на основе диквертина. Изд-во Томского университета. 2005. C. 36–37.
- Латогуз И. К., Латогуз С. И. Диетотерапия при различных заболеваниях (медицинский справочник). М.: Эксмо, 2009. С. 146–159.
- Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. Книга III. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Издательство БИНОМ, 2010. С. 26.
- Витковский Ю. А., Кузник Б. И., Солпов А. В. Взаимодействие лейкоцитов и тромбоцитов с эндотелием и ДВС-синдром // Тромбоз, гемостаз и реология. 2006, № 1, с. 15–28.
- Микроциркуляция в кардиологии / Под ред. В. И. Маколкина. М., 2004. 136 с.
- Климко В. В., Шакула А. В., Щегольков А. М., Ярошенко В. П., Сычев В. В., Дергачева Л. И. Комплексная медицинская реабилитация больных инфарктом миокарда в функционально-восстановительном периоде с включением биофлавоноидов // Лечащий Врач. 2010, № 4, с. 77–81.
- Меньщикова Е. Б., Ланкин В. З., Зенков Н. К. с соавт. Прооксиданты и антиоксиданты. М.: Фирма «Слово». 2006. 556 с.
- Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. МР 2.3.1.2432–08. М., 2008.
- Шакула А. В., Щегольков А. М, Климко В. В., Ярошенко В. П. с соавт. Комплексное лечение больных ишемической болезнью сердца в поликлинических условиях: применение дигидрокверцетина / Справочник поликлинического врача. 2008, № 3, с. 36–39.
А. М. Щегольков*, доктор медицинских наук, профессор
А. В. Шакула**, доктор медицинских наук, профессор
В. В. Климко*, доктор медицинских наук, доцент
Л. И. Дергачева***
*Филиал № 2 ФГУ «3 ЦВКГ им. А. А. Вишневского МО РФ»,
**Российский научный центр реабилитации и курортологии,
***ОАО Завод экологической техники и экопитания «ДИОД», Москва
Контактная информация об авторах для переписки: w_klimko@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf