Успехи биохимии, клеточной биологии, геномики, протеомики, метаболомики и других фундаментальных наук существенно расширили представления о биологической роли как отдельных макро- и микронутриентов, так и целого ряда минорных биологически активных компонентов пищи, не только участвующих в регуляции функциональной активности различных органов и систем, но и играющих важную роль в снижении риска развития острых и хронических заболеваний.
Общепризнано, что дефицит микронутриентов — витам��нов, микроэлементов, отдельных полиненасыщенных жирных кислот и др. является одной из причин, приводящих к резкому снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды физической, химической и биологической природы, нарушению функционирования систем антиоксидантной защиты и развитию иммунодефицитных состояний. Для большинства населения России характерно резкое, практически до минимально возможного уровня, снижение энерготрат, сопровождающееся столь же резким снижением потребности в энергии и, как следствие, в пище, являющейся единственным источником энергии. В то же время потребность в других жизненно важных пищевых веществах, в частности в микронутриентах, существенно изменилась, что является объективной причиной, по которой современный человек не может получить микронутриенты в необходимых количествах даже при использовании адекватных рационов из традиционных натуральных пищевых продуктов [4].
Одной из причин снижения неспецифической резистентности к неблагоприятным факторам окружающей среды является недостаточная обеспеченность организма минорными биологически активными компонентами пищи, абсолютно необходимыми для формирования адекватного иммунного ответа и поддержания адаптационного потенциала. Снижение неспецифической резистентности организма не только определяет повышение риска развития таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет 2-го типа, но и сопровождается возрастанием частоты возникновения простудных заболеваний, особенно в условиях неправильного питания, при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках и т. д.
Биологически активная добавка (БАД) к пище ТераФлю Иммуно применяется в качестве дополнительного источника витамина C и цинка, а также источника гидроксикоричных кислот для поддержания иммунитета и профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ).
Как известно, аскорбиновая кислота (витамин С) необходима для нормального течения окислительно-восстановительных процессов в организме, стимулирует защитные силы, воздействует на факторы иммунной системы, улучшает усвоение железа. По данным многих авторов, витамин С регулирует иммунологические реакции (активирует синтез антител, С3-компонента комплемента, интерферона), способствует активации фагоцитоза, повышает сопротивляемость организма инфекциям, оказывает противовоспалительное, противоаллергическое и антиоксидантное действие, а также тормозит высвобождение и ускоряет деградацию гистамина, угнетает образование простагландинов и других медиаторов воспаления и анафилаксии [5, 8, 9].
Цинк необходим для нормального роста и полового развития, функционирования иммунологических реакций, нормального течения процессов заживления, репарации, биосинтеза белка и нуклеиновых кислот. Цинк участвует в регуляции экспрессии ряда генов, образовании и созревании Т-клеток, обладает антиоксидантными свойствами [2, 6, 7, 10].
Эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea) — многолетнее растение из семейства астровые, или сложноцветные (Asteraceae). Эхинацея содержит эфирное масло, гликозид эхинакозид, гидроксикоричные кислоты, бетаин, инулин, смолу и другие биологически активные вещества, оказывающие бактерицидное, ранозаживляющее, повышающее фагоцитарную активность, стимулирующее центральную нервную систему действие. Эхинацея способствует активации неспецифических факторов защиты организма и клеточного иммунитета, улучшает обменные процессы, повышает фагоцитарную активность макрофагов и хемотаксис гранулоцитов, способствует высвобождению цитокинов, увеличивает продукцию интерлейкина-1 макрофагами, ускоряет трансформацию В-лимфоцитов в плазматические клетки, усиливает антителообразование и Т-хелперную активность [5].
Дизайн и методы исследования
Целью проводимых на базе клиники НИИ питания РАМН исследований является изучение эффективности БАД ТераФлю Иммуно в процессе 3-недельного наблюдения.
Задачами исследования являлись:
- оценка переносимости и безопасности применения БАД ТераФлю Иммуно;
- оценка влияния БАД ТераФлю Иммуно на динамику иммунологических параметров и показатели качества жизни здоровых добровольцев в процессе 3-недельного наблюдения.
Рандомизированное, параллельное, контролируемое исследование выполнено на двух группах условно здоровых людей (основная группа и группа сравнения) по 30 человек в каждой группе.
Участники исследования в основной группе получали БАД ТераФлю Иммуно в дозировке по 2 пакетика в сутки в течение 3 недель. В группе сравнения исследуемая БАД к пище не применялась.
В исследование включались добровольцы в соответствии с критериями включения и исключения из исследования.
Критерии включения:
Возраст участников исследования от 25 до 69 лет.
Отсутствие острых или декомпенсированных хронических заболеваний, требующих интенсивного лечения, аллергических заболеваний.
Информированное согласие добровольцев на участие в исследовании.
Критериями исключения:
Возраст добровольцев моложе 25 лет и старше 69 лет.
Острые или обострения хронических заболеваний, требующие интенсивной терапии.
Отказ от участия в исследовании.
В процессе 3-недельного наблюдения у всех добровольцев до и после применения БАД ТераФлю Иммуно, наряду с ежедневной оценкой самочувствия и переносимости исследуемой БАД, определялось содержание в сыворотке крови IgG, IgA, IgМ, С3, С4 компонентов комплемента методом лазерной нефелометрии на анализаторе с использованием коммерческих антисывороток той же фирмы.
Исследование концентрации секреторных IgA в слюне проводилось до применения БАД ТераФлю Иммуно, через 10 и 21 день после ее приема. Секреторные IgA в слюне определялись методом иммуноферментного анализа (ИФА) с учетом результатов на спектрофотометре Tecan Sunrise (Австрия) при использовании тест-систем BCM Diagnostics (США).
Оценка качества жизни проводилась опросным методом (вопросник SF-36) до и после приема БАД ТераФлю Иммуно. Задавались вопросы, отражающие общее состояние здоровья, функционирование организма, обусловленное эмоциональным состоянием, изменение здоровья за последние 3 недели и др.
Результаты исследований и их обсуждение
После завершения рандомизации были составлены основная группа и группа сравнения по 30 человек в каждой, сопоставимые по возрасту, полу, антропометрическим показателям. Данные распределения по возрасту, полу и индексу массы тела представлены в табл. 1.
Переносимость БАД ТераФлю Иммуно была хорошая у 28 из 30 участвовавших в исследовании, каких-либо неблагоприятных побочных явлений у них не отмечено, отказов от приема БАД к пище не было.
У 2 человек, принимавших БАД ТераФлю Иммуно, отмечались диспептические явления, выражавшиеся в появлении тошноты и неприятных ощущений в области эпигастрия, которые носили слабо выраженный характер и не потребовали отмена приема исследуемой БАД к пище.
Следует отметить, что все включенные в исследование лица, принимавшие БАД ТераФлю Иммуно, отмечали приятный вкус без появления послевкусия.
В процессе 3-недельного наблюдения у обследованных лиц основной группы и группы сравнения не отмечено возникновения ОРЗ.
Динамика содержания IgG, IgА, IgМ, С3, С4 компонентов комплемента в сыворотке крови у обследованных лиц основной группы и группы сравнения представлена в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что на момент первичного обследования содержание IgG, IgА, IgМ в сыворотке крови как в основной группе, так и в группе сравнения определялось в пределах нормы. На фоне приема БАД ТераФлю Иммуно у здоровых добровольцев, включенных в исследование, отмечено достоверное повышение содержания IgМ, С3 и С4 компонентов комплементов в сыворотке крови в среднем на 8,5%, 20,5% и 42,4% от исходного уровня соответственно (p < 0,05), тогда как в группе сравнения содержание IgМ в сыворотке крови снизилось на 22,6% (p < 0,05), С3 компонент комплемента повысился на 10,1% (p < 0,05). Статистически значимых изменений в содержании IgG и IgА в сыворотке крови у обследованных лиц в процессе наблюдения не отмечено. Полученные результаты свидетельствуют об активации факторов специфического иммунитета за счет повышения содержания IgM в сыворотке крови и об активации комплементарного бактериолиза, т. е. сбалансированности противомикробного иммунитета за счет увеличении С3, С4 компонентов комплемента.
Динамика содержания IgА в слюне в основной группе и группе сравнения в процессе наблюдения представлена в табл. 3.
Из данных табл. 3 следует, что в основной группе на фоне приема БАД ТераФлю Иммуно через 21 день наблюдения отмечено достоверное повышение содержания секреторных IgА в слюне в среднем на 18,5% от исходного уровня (p < 0,05), в то время как в группе сравнения имела место четкая тенденция к снижению содержания секреторных IgА в слюне относительно исходного уровня. Полученные данные свидетельствуют об активация местного иммунитета за счет увеличения концентрации секреторных IgА в слюне.
При оценке качества жизни в основной группе (рис. 1) наблюдался достоверный, статистически значимый прирост уровня качества жизни по шкалам социального функционирования (SF) (р < 0,05), жизненной активности (VT) (р < 0,05), психологического компонента здоровья (Ment. H) (р < 0,01), суммарного значения (Total) (р < 0,05).
Динамика показателей качества жизни в группе сравнения оказалась менее выраженной (рис. 2). В отличие от данных, полученных в основной группе, в группе сравнения не отмечено достоверного повышения показателя по шкале работоспособности, при этом прирост по шкале
социального функционирования (SF) был достоверно больше относительно такового в группе сравнения (+11,8% против –4,4%, р < 0,001).
Таким образом, клинические исследования показали выраженный адаптационный и иммуномодулирующий эффект БАД ТераФлю Иммуно, адаптационный эффект которого проявлялся в интактности изменений содержания IgG и IgA в сыворотке крови, иммуномодулирующий эффект — в увеличении содержания С3, С4 компонентов комплемента и секреторных IgА в слюне.
Выводы
- Проведенное исследование показало удовлетворительную переносимость БАД к пище ТераФлю Иммуно в дозировке по 2 пакетика в сутки в течение 3 недель; каких-либо неблагоприятных побочных явлений у включенных в исследование практически здоровых лиц не отмечено.
- Применение БАД ТераФлю Иммуно приводило к достаточно выраженному адаптационному и иммуномодулирующому эффекту, проявляющемуся как активацией факторов специфического иммунитета (за счет повышения содержания IgM в сыворотке крови на фоне интактности изменений содержания IgG и IgA) и комплементарного бактериолиза (за счет увеличении С3, С4 компонентов комплемента в сыворотке крови), так и активацией местного иммунитета (за счет увеличения концентрации секреторных IgА в слюне).
- Динамика показателей качества жизни здоровых лиц, принимавших ТераФлю Иммуно, оказалось достоверно лучше (особенно по шкалам социального функционирования, жизненной активности, психологического компонента здоровья), чем у лиц группы сравнения.
- Результаты проведенной оценки эффективности БАД ТераФлю Иммуно позволяют рекомендовать прием в дозировке по 2 пакетика в сутки для формирования адекватного иммунного ответа и поддержания адаптационного потенциала.
Литература
- ВМА, Хельсинская декларация: Рекомендации для врачей по проведению биомедицинских исследований с вовлечением человека, 1964 (дополнения 1975, 1983, 1989, 1996 гг.).
- МР 2.3.1.2432–08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации.
- МР 2.3.1.1915–04. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. М., 2004. 36 с.
- Лечебное питание: современные подходы к стандартизации диетотерапии / Под редакцией В. А. Тутельяна, М. Г. Гаппарова, Б. С. Каганова, Х. Х. Шарафетдинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Династия», 2010. 304 с.
- Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств. 18-й вып. / Гл. ред. Г. Л. Вышковский. М.: РЛС-МЕДИА, 2009. 1296 с.
- Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова. М.: Медицина, 2002.
- Hambidge M. Human zinc deficiency // J. Nutr. 2000. Vol. 130 (5 S Suppl.). P. 1344 S-1349 S.
- McGregor G. P., Biesalski H. K. Rationale and impact of vitamin C in clinical nutrition // Curr. Opin. Clin. Nutr. Metab. Care. 2006. Vol. 9. P. 697–703.
- Padayatty S. J., Katz A., Wang Y. et al. Vitamin C as an Antioxidant: Evaluation of Its Role in Disease Prevention // Journal of the American College of Nutrition. 2003. Vol. 22. P. 18–35.
- Powell S. R. The antioxidant properties of zinc // J. Nutr. 2000. Vol. 130 (5S Suppl.). P. 1447 S-14454 S.
Х. Х. Шарафетдинов, доктор медицинских наук
Т. Б. Сенцова, доктор медицинских наук, профессор
НИИ питания РАМН, Москва
Контактная информация об авторах для переписки: bio45@inbox.ru
Купить номер с этой статьей в pdf