Питание новорожденного ребенка является одним из основополагающих факторов, влияющих на его последующее здоровье, психомоторное развитие, интеллектуальный потенциал [1]. В последние годы произошли кардинальные изменения в принципах вскармливания новорожденных. В настоящее время имеется достаточно доказательных исследований, свидетельствующих о том, что материнское молоко является самым подходящим продуктом для вскармливания новорожденного ребенка и уникальность этого продукта невозможно повторить полностью [2, 3]. Однако возникают ситуации, когда вскармливание ребенка грудным молоком невозможно вообще или возможно в ограниченном объеме, поэтому многих детей приходится переводить на смешанное или искусственное вскармливание. Именно этот факт, а не противопоставление искусственного вскармливания грудному вскармливанию определяет актуальность разработки новых смесей и технологий для вскармливания новорожденных, появляются новые, все более адаптированные искусственные смеси — заменители грудного молока. При выборе смеси учитывается гестационный и постнатальный возраст ребенка, степень адаптированности смеси, включение дополнительных компонентов.
Даже если ребенок здоров, нередко семья сталкивается с трудностями, так или иначе связанными со вскармливанием. Если ребенок на грудном вскармливании, то это могут быть трещины сосков, недостаточная лактация (обусловленная как объективными, так и субъективными причинами), транзиторная лактазная недостаточность, синдром кишечных колик и т. п. Еще больше проблем возникает, если ребенок родился больным или заболел сразу после рождения и должен находиться в стационарных условиях. В этом случае нередко само заболевание, организационные проблемы, медицинские ограничения затрудняют организацию грудного вскармливания ребенка с учетом его индивидуальных потребностей. Несмотря на то, что ингредиентный состав большинства современных заменителей грудного молока достаточно близок между собой, однако у ребенка могут быть индивидуальные вкусовые пристрастия, а также неожиданные негативные реакции на наиболее адаптированные смеси.
При раздельном пребывании матери и ребенка кормление детей проводилось непосредственно в палатах, где находятся дети. Если у матери была возможность приходить к ребенку, кормление ребенка происходило обязательно на руках, чтобы сохранить психоэмоциональный контакт матери и ребенка. В палате, где находится ребенок, обязательно должно быть кресло, подставка для ног, чтобы матери было удобно держать ребенка, так как кормление может быть достаточно длительным.
Адаптированная сухая молочная смесь Агуша Gold-1 отвечает современным международным требованиям, предъявляемым к этой категории продуктов, ее эффективность подтверждена клиническими исследованиями в России [4, 5].
Смесь Агуша Gold-1 является симбиотической, поскольку содержит в своем составе сочетание пре- и пробиотиков. Также в состав смеси введены и другие функциональные компоненты женского грудного молока: нуклеотиды и полиненасыщенные жирные кислоты.
Цель нашей работы — оценить эффективность и переносимость сухой молочной смеси Агуша Gold-1 детьми с различными заболеваниями (инфекционными и неинфекционными), не требующими назначения лечебного питания в условиях неонатологического стационара.
Под наблюдением находились 32 новорожденных ребенка, из них доношенных 21, недоношенных — 11. У 17 детей отмечалась самая различная неинфекционная патология — неонатальная желтуха (3), гемолитическая болезнь новорожденных (2), геморрагическая болезнь (1), респираторный дистресс-синдром (1), задержка внутриутробного развития плода (3), церебральная ишемия (5), врожденный порок сердца (дефект межжелудочковой перегородки) (1), транзиторное тахипноэ (1). У 14 детей были диагностированы различные инфекционно-воспалительные заболевания, которые потребовали назначения антибактериальной терапии — врожденная пневмония (5), неонатальная пневмония (2), врожденный гнойный ринит и врожденный конъюнктивит (3), инфекция мочевыводящих путей (4).
Проводилось клиническое наблюдение за состоянием детей, отмечалась прибавка веса, активность сосания, цвет и состояние кожных покровов и слизистых, наличие срыгиваний и вздутия живота, характер стула, а также изменения в клинических анализах крови и мочи.
Недоношенным детям смесь назначалась, когда вес достигал 2500 г и более (независимо от массы тела при рождении).
Состояние детей было тяжелым и среднетяжелым. Несмотря на то, что использовалась любая возможность совместного пребывания ребенка с матерью, дети находились на смешанном вскармливании. В том случае, если мать не могла находиться с ребенком круглосуточно, а только навещала его, или ребенок по каким-либо причинам не мог сосать грудь, проводилось кормление сцеженным нативным материнским молоком, однако в силу различных причин грудное молоко составляло не более трети всего суточного объема питания. Всем детям назначалась смесь Агуша Gold-1. Вскармливание смесью Агуша Gold-1 хорошо сочеталось с грудным вскармливанием, поэтому сначала ребенку предлагалось грудное молоко (грудь), а потом смесь.
Потеря массы тела у здоровых детей, получавших смесь Агуша Gold-1 с первых дней жизни, продолжалась в течение 3–4 дней и составляла от 2,4% до 7,9%, что не выходит за пределы физиологической нормы. Прибавка веса в последующие дни была от 20 до 45 г в сутки и не отличалась от таковой у здоровых детей.
Переносимость смеси была хорошей, дети активно сосали, не срыгивали, не отмечалось вздутия живота, изменений на коже, стул желтый, кашицеобразный, регулярный.
Доношенные и недоношенные дети с инфекционной патологией (врожденная пневмония, локальные очаги инфекции) также хорошо переносили смесь Агуша Gold-1. Прибавка массы тела у детей с инфекционной патологией зависела от остроты процесса и составляла в среднем 20 г в сутки в острый период и 35–55 г в период реконвалесценции.
Недостаточные темпы прибавки веса отмечались у детей с задержкой внутриутробного развития, ежесуточная прибавка составляла не более 15 г. Это, по-видимому, связано с тем, что в составе адаптированной смеси Агуша Gold-1 понижено содержание белка до 1,4 г/100 мл. В этом случае возникала необходимость перейти на смеси с более высоким содержанием белка.
Выводы
- В отделении патологии новорожденных и недоношенных детей обязательно необходимо предусмотреть возможность совместного пребывания матери и ребенка независимо от того, кормит мать грудью или нет. Это целесообразно в том случае, если ребенок кормится энтерально и не нуждается в сложных инвазивных процедурах, а также если позволяет состояние здоровья матери, что определяется ее самочувствием и возможностью ухаживать за ребенком.
- Совместное пребывание матери и больного ребенка в условиях стационарного лечения является основным фактором, обеспечивающим свободное, исключительно грудное вскармливание.
- Даже если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, необходимо консультировать и обучать мать в отношении правильного использования искусственной смеси и соблюдения правил гигиены и санитарно-противоэпидемического режима при кормлении ребенка.
- При невозможности вскармливать ребенка только грудным молоком (отсутствие условий для совместного пребывания, недостаточное количество молока) и при переводе на смешанное вскармливание возможно рекомендовать адаптированную смесь Агуша Gold-1 для вскармливания больных детей, учитывая сочетание входящих в состав смесей пробиотических культур и пребиотических волокон, обеспечивающих комфортное пищеварение и стабильную прибавку веса.
- Caspi, Williams B., Cohen J. at al. Moderation of breastfeeding effects on the IQ by genetic variation in fatty acid metabolism / Edited by William T. Greenough, University of Illinois at Urbana–Champaign, Urbana, IL, and approved October 9, 2007 (received for review May 14, 2007).
- Энкин М., Кейрс М., Ренфрью М., Нейлсон Д. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах. 1999, с 431.
- Основы ухода за новорожденным и грудное вскармливание. Руководство Европейского регионального бюро Всемирной Организации Здравоохранения, 2002.
- Захарова И. Н. и соавт. // Вопросы практической педиатрии. 2010, т. 5, № 3, с. 112.
- Кешишян Е. С. // Вопросы практической педиатрии. 2010, т. 5, № 3, с. 56–59.
И. В. Орловская, кандидат медицинских наук
Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова, Москва
Контактная информация об авторе для переписки: irinaorlovskaya@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf