Неоспоримой аксиомой современной нутрициологии является утверждение, что грудное молоко биологической матери — «золотой стандарт» для вскармливания ребенка грудного возраста [1, 2]. Оно обеспечивает сбалансированное (качественное) питание ребенка в соответствии с основными принципами нутрициологии: физиологическая адекватность питания, его мультикомпонентная сбалансированность и нутриентное предобеспечение. По мнению И. М. Воронцова: «Кормление ребенка грудью матери — это сложнейший механизм гуморальной связи и управления развитием и дифференцировкой детского организма со стороны матери, механизм формирования основ пожизненного бондинга и социализации, т. е. становления человека» [2]. Тем не менее, в силу ряда причин значительная часть детей, начиная с первых минут и дней жизни, оказываются лишенными материнского молока. В этих случаях встает вопрос о выборе наиболее подходящей ребенку современной молочной смеси, максимально приближенной по составу к грудному молоку, обеспечивающей при этом адекватное становление микробиоценоза кишечника, особенно в первые дни жизни, когда чрезвычайно высок риск его колонизации патогенной микрофлорой [3, 4].
Специалистами разработана уникальная по своему составу (т. к. не имеет аналогов в России и Европе) молочная адаптированная смесь Агуша GOLD с синбиотическими свойствами. Данный продукт отвечает современным международным требованиям, предъявляемым к заменителям грудного молока, содержит все функциональные составляющие, необходимые для адекватного развития ребенка, находящегося на смешанном или искусственном вскармливании [5].
С целью исследования влияния сухой молочной смеси Агуша GOLD на становление микробиоценоза кишечника у новорожденных в областном перинатальном центре на базе Новосибирской государственной областной клинической больницы было проведено простое сравнительное проспективное исследование. Эта работа позволила оценить становление микробиоценоза кишечника у детей, родившихся оперативным путем (кесарево сечение), в зависимости от вида вскармливания, на этапе пребывания их в условиях родильного дома. При оперативном родоразрешении исключена возможность первичной контаминации ребенка микрофлорой родовых путей матери, прикладывания к груди в родильном зале, грудного вскармливания в течение определенного периода, продолжительность которого зависит от состояния матери. Кроме того, в условиях стационара не исключена контаминация «агрессивной» внутрибольничной микрофлорой.
В исследование были включены 65 доношенных, практически здоровых новорожденных (28 мальчиков и 37 девочек), родившихся при сроке гестации 38–42 недели путем кесарева сечения. В связи с проведением оперативного вмешательства прикладывание детей к груди матери не проводилось ни в родильном зале, ни в течение первых суток жизни. Все дети были рождены в удовлетворительном состоянии, с оценкой по шкале Апгар 8/9–7/9 баллов, массой тела 3200–4250 г, длиной тела 51–54 см. По мере стабилизации состояния их матерей детей переводили на пост совместного пребывания матери и ребенка.
Общая продолжительность исследования составила 1 месяц, продолжительность пребывания детей в условиях перинатального центра — 7–8 суток и зависела от состояния матерей. Были сформированы три группы детей: в первую группу включены 24 новорожденных, которые в течение трех дней получали смесь Агуша GOLD. Далее, по мере стабилизации состояния матерей, детей данной группы переводили на грудное вскармливание, но при этом, по причине развития ранней гипогалактии, дети этой группы получали докорм смесью Агуша GOLD до момента их выписки из родильного дома. Во вторую группу были включены 23 ребенка, которые получали эту смесь в течение первых суток, со вторых суток получали грудное молоко и докорм смесью Агуша GOLD, далее, с третьих суток жизни и до момента выписки из родильного дома, находились исключительно на грудном вскармливании. Третью группу составили 18 новорожденных, которые в течение первых трех суток жизни получали профилактическую (гипоаллергенную) формулу, а далее находились на смешанном вскармливании, т. е. докорм производился гипоаллергенной смесью.
У всех детей физиологическая убыль веса за период исследования не превышала 6% от первоначальной массы тела, нарушений стула не отмечалось (частота стула варьировала от 4–6 раз в сутки), рвоты, срыгиваний, метеоризма, а также аллергических реакций не зарегистрировано ни у одного ребенка. Состояние детей за весь период наблюдения расценивалось как удовлетворительное. Период адаптации к внеутробной жизни протекал без отклонений.
Бактериологическое исследование кала проводилось в бактериологической лаборатории больницы по окончании первых суток жизни и на 7–8 сутки (в зависимости от сроков выписки матери и ребенка).
В динамике наблюдения отмечено, что все дети имели удовлетворительную переносимость заменителей грудного молока. Состояние микрофлоры кишечника у детей всех групп первоначально характеризовалось практически одинаковым микробным «пейзажем». В частности, наличием бифидобактерий на уровне < 106–107 КОЕ/г, лактобактерий — < 106 КОЕ/г, общим количеством Escherichia coli < 1 млн КОЕ/г. Обращает на себя внимание, что у 27 (42%) детей уже к исходу первых суток жизни происходила контаминация кишечника условно-патогенной микрофлорой, отмечался ее избыточный рост. В частности, рост Enterococcus spp. был зафиксирован у 18 (28%) детей, Staphilococcus spp. — у 6 (9%), Klebsiella spp. — у 3 (5%) новорожденных.
В ходе исследования количество бифидобактерий у детей в анализируемых группах претерпело существенное изменение. В частности, наиболее заметное увеличение количества бифидобактерий отмечено у детей первой группы, у 19 (79%) из которых к моменту выписки количество микроорганизмов составило 107–108 КОЕ/г (рис. 1). У детей второй группы количество бифидобактерий увеличилось на 50% от исходного уровня, а показатель высеваемости 107–108 КОЕ/г был достигнут у 14 (61%) детей. Динамика роста бифидобактерий у детей третьей группы характеризовалась теми же темпами, что и во второй группе, достигнув уровня нормативных значений к моменту выписки у 13 (72%) детей.
В динамике количественного роста лактобактерий также были зафиксированы некоторые особенности, зависящие от характера питания детей в период их нахождения в стационаре. Так, в первой и второй группах количество детей с количеством лактобактерий на уровне 106–107 КОЕ/г увеличилось в 2,5 (с 25% до 67%) и в 1,2 раза (с 48% до 61%) соответственно. В то же время в третьей группе не отмечено увеличения частоты высеваемости лактобактерий на уровне 106–107 КОЕ/г. Напротив, отмечена тенденция к снижению (с 50% до 39%) этого показателя ниже уровня 106 КОЕ/г (рис. 2).
В ходе исследования были отмечены высокие темпы прироста количества условно-патогенной микрофлоры и, главным образом, E. сoli. Высеваемость микроорганизма в первой группе увеличилась почти в 6 раз (с 8% до 46%), во второй группе — в 2,5 раза (с 13% до 43%). Среди детей третьей группы частота высеваемости E. сoli практически не изменилась (у 39% исходно, у 33% — перед выпиской). Следует отметить, что во всех случаях наблюдения количество высеваемой E. сoli не выходило за пределы нормативных значений.
В ходе исследования высеваемость Enterococcus spp. среди детей первой группы увеличилась в 1,2 раза (с 58% до 71%) и снизилась во второй группе (с 70% до 43%).
В третьей группе к концу исследования Enterococcus spp. обнаруживался у всех детей (у 50% при рождении). Кроме того, в первой и третьей группах было отмечено двукратное увеличение частоты высеваемости Staphilococcus spp. (с 17% до 33% и с 39% до 78% соответственно), в то время как во второй группе отмечено снижение этого показателя в 1,6 раза (с 35% до 22%). Рост Klebsiella spp. к концу исследования был обнаружен у 25% и 26% детей первой и второй групп соответственно. В третьей группе высеваемость микроорганизма за период исследования увеличилась практически в 7 раз (с 13% до 88%).
Результаты проведенного клинического исследования свидетельствуют о том, что становление микробиоценоза кишечника у доношенных новорожденных, родившихся оперативным путем и не имеющих возможности в связи с состоянием матери получать грудное молоко в течение первых трех суток жизни, определяется видом, характером вскармливания, в том числе биоценозформирующим (сохраняющим) составом заменителя грудного молока.
Исходя из полученных данных можно утверждать, что наиболее благоприятная тенденция в формировании состава микрофлоры кишечника отмечена у новорожденных, получавших с первых дней смесь Агуша GOLD, содержащую пре- и пробиотики, с последующим ее использованием до момента выписки и у детей, в последующем находившихся исключительно на грудном вскармливании. Состояние микрофлоры у детей этих групп было практически одинаковым, отмечены схожие характеристики состава и темпов ее прироста (преимущественно бифидобактерий) по сравнению с исходными показателями. Темпы роста лактобактерий были более выражены у детей, находившихся исключительно на грудном вскармливании. В то же время у детей, получавших гипоаллергенную смесь и переведенных в последующем на смешанное вскармливание, отмечено снижение первоначального уровня лактобактерий. Среди детей этой группы была отмечена неблагоприятная тенденция избыточного роста Klebsiella spp., Staphilococcus spp. и Enterococcus spp. Среди детей, получавших грудное молоко, высеваемость этих микроорганизмов (за исключением Staphilococcus spp.), напротив, даже снижалась.
Таким образом, на начальном этапе формирования микробиоценоза кишечника вскармливание новорожденных смесью Агуша GOLD с синбиотическими свойствами, содержащей пребиотические волокна (галактоолигосахариды и фруктоолигосахариды) и пробиотические культуры ВВ12, хорошо переносится и обеспечивает комфортность пищеварения. Смесь является источником всех пищевых и функциональных ингредиентов, необходимых для нормального роста и физического развития младенцев, а также оптимальным продуктом, способствующим адекватному становлению и росту микрофлоры кишечника ребенка, предупреждая развитие дисбаланса между бифидо-, лактобактериями и условно-патогенной микрофлорой и обеспечивая максимальную приближенность состава микрофлоры кишечника новорожденных к составу микрофлоры кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании. Поэтому в случаях, когда грудное вскармливание ограничено или невозможно, сухая адаптированная смесь Агуша GOLD с синбиотическими свойствами может быть рекомендована для питания детей с рождения в качестве рационально оптимизированного заменителя грудного молока.
Литература
- Конь И. Я. Питание детей первого года жизни: современные представления // Педиатрия. 2006. № 1. С. 63–71.
- Воронцов И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка. СПб, 1998. 262 с.
- Пробиотики в питании детей грудного возраста: эффективность и безопасность. Материалы Конгресса детских гастроэнтерологов России. 17–19 марта 2009 г., Москва.
- Урсова Н. И. Коррекция дисбактериоза кишечника у детей с современных позиций // Русский медицинский журнал. 2005. Т. 13, № 3. С. 51–55.
- Тутельян В. А., Конь И. Я. Научные основы разработки принципов питания здорового и больного ребенка // Вопросы детской диетологии. 2005. Т. 3, № 3. С. 5–8.
Т. В. Белоусова, доктор медицинских наук, профессор
Новосибирский ГМУ, Новосибирск
Контактная информация об авторе для переписки: belousovatv@ngs.ru
Рис. 1. Динамика роста бифидобактерий у детей в исследуемых группах
Рис. 2. Динамика роста лактобактерий у детей в исследуемых группах
Купить номер с этой статьей в pdf