С первых дней после оперативного вмешательства у ребенка, лечащий врач сталкивается с проблемой назначения целесообразного питания [1, 2–5]. Недооценка значимости фактора питания в раннем послеоперативном периоде приводит к снижению темпов физического развития ребенка, развитию тяжелых осложнений [1–5]. Больному ребенку с пищей должен поступать материал для построения новых клеток тканей, поддержания жизненных функций (дыхания, кровообращения, пищеварения) [6–10].
Известно, что использование искусственного питания с включением специализированных продуктов у больных детей с хирургической патологией в раннем послеоперационном периоде позволяет восстановить нутритивный статус, нормализовать показатели висцерального пула белков сыворотки крови, а также обеспечить более позднее появление самостоятельного стула [1, 5, 10].
Используемые специализированные смеси для лечебного питания ребенка в раннем послеоперационном периоде должны полностью усваиваться и не вызывать кишечной перистальтики, что обуславливается отсутствием в них балластных веществ и лактозы, обладать минимальной стимуляцией желче- и сокоотделения, должны задерживать образование каловых масс, с целью снижения риска инфицирования швов каловыми массами, более быстрого заживления послеоперационной раны. Смеси должны содержать полный комплекс витаминов и микроэлементов, что делает возможным применение продукта в течение длительного периода времени.
В настоящей работе, в раннем послеоперационном периоде, были использованы питательные смеси для энтерального питания — Нутриэн Элементаль, Нутриэн Юниор, Нутриэн Стандарт.
Непосредственно после обширных операций была рекомендована голодная диета (1–2 дня), в связи с этим в первые сутки после операции наблюдаемые дети находились только на инфузионной терапии, с первых-вторых суток по мере восстановления всасывательной и переваривающей функций кишечника детям наблюдаемых групп начиналось постепенное введение энтерального питания. С третьих суток рекомендовано назначение полуэлементных смесей Нутриэн Элементаль, которые получены методом гидролиза пищевых белков до олигопептидов и небольшого количества свободных аминокислот, что улучшает их пристеночное пищеварение и всасывание в кишке. Полуэлементные смеси содержат среднецепочечные триглицериды, всасывание которых не требует дополнительных ферментативных усилий, что обеспечивает функциональный относительный покой печени и поджелудочной железы. Полимерные сбалансированные смеси приготавливаются по специальной технологии в промышленных условиях на основе гомогенатов натуральных продуктов, белковых изолятов, растительных и молочных жиров. Указанные продукты практически полностью позволяют обеспечить больного ребенка в макро- и микронутриентах.
В зависимости от назначения питания дети были разделены на две группы — А и Б.
Группа А — дети, получавшие дополнительно энтеральное питание специализированными лечебными смесями в ранние сроки (первые-вторые сутки после операции), группа Б — пациенты, получавшие только натуральные продукты с общего стола, без дополнительного назначения специализированных смесей (бульон куриный, суп протертый овощной, картофельное пюре, молочные каши из овсяной и гречневой крупы, творог, кефир, компот из сухих фруктов).
В зависимости от состояния детей питание специализированными смесями назначалось перорально (21 ребенок) и через зонд (10 детей). Суточный калораж (ккал/сут) определялся с учетом величины основного обмена (с помощью метаболографа). Использование специализированных продуктов для энтерального питания составляло в зависимости от тяжести состояния ребенка и объема выполненной операции в среднем 7 ± 2,1 дня.
Проведение соматометрических и биохимических методов исследования показало разницу показателей в подгруппах, начиная с третьего дня получения лечебного питания.
Содержание всех исследованных нами белков плазмы крови у детей наблюдаемых групп было различно. Установлено, что у всех пациентов обеих групп в первые сутки после операции отмечалось статистически достоверное снижение концентраций транститерина (ТТР), статистически достоверное повышение концентраций С-реативного белка (СРБ) (см. рис. 1, 2).
При назначении нутритивной поддержки нами установлено статистически достоверное возрастание концентраций ТТР (см. рис. 1). Концентрации ТТР оказались статистически достоверными среди пациентов каждой группы и подгруппы (р < 0,001).
Между третьими-пятыми днями пациенты, получавшие полное энтеральное питание, имели прирост концентрации ТТР, снижение концентрации СРБ, в отличие от пациентов, не получавших питание с использованием специализированных смесей (см. рис. 1, 2).
Динамика концентраций указанных протеинов плазмы оказалась статистически достоверной (р < 0,001). Короткий период полужизни и чувствительность к изменениям в питательном статусе детей позволяет своевременно оценить питательный статус ребенка и эффективность проводимой нутритивной поддержки с использованием специализированных смесей.
Необходимо отметить, что в то же время у всех наблюдаемых нами групп пациентов в первые послеоперативные сутки отмечалось достоверное (р < 0,001) повышение уровней показателей позитивных (СРБ, ОРОЗ, альфа1-антитрипсина) белков-реактанов острой фазы.
Под влиянием хирургического и травматического стресса наблюдается катаболическая направленность аминокислотного обмена, что проявляется снижением мышечной массы, снижением синтеза белков с уменьшением концентраций ТТР, в сыворотке крови. Следствием происходящих процессов является развитие питательной недостаточности в раннем послеоперативном периоде, требующем использования специализированных лечебных продуктов в наиболее ранние сроки.
Использование искусственного питания с включением специализированных продуктов питания у больных детей в раннем послеоперационном периоде позволяет обеспечить бесшлаковую диету, достаточное поступление нутриентов, лучшие темпы восстановления показателей висцерального пула белков сыворотки крови, более позднее появление самостоятельного стула, что обеспечивает благоприятное течение послеоперационного периода.
Таким образом, использование специализированного лечебного питания в раннем послеоперационном периоде является необходимым и важным компонентом в общем комплексе терапии, направленной на возмещение энергопластических потребностей организма ребенка.
Литература
- Бадетти С. Оценка состояния питания у хирургических пациентов // Освежающий курс лекций по анестезиологии и реаниматологии. Архангельск, 1996. С. 57–61.
- Барановский А. Ю., Шапиро И. Я. Искусственное питание больных. С.-Пб, 2000. 154 с.
- Боровик Т. Э. Энтеральное питание детей с хирургической патологией кишечника // Педиатрия. 2000. № 3. С. 66–68.
- Боровик Т. Э., Ерпулева Ю. В., Рославцева Е. А., Семенова Н. Н. и др. Энтеральное питание специализированными смесями при операциях на тонкой и толстой кишке у детей // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2003. № 5. Т. XIII. С. 25–34.
- Гутиерез Г., Малик С. Гипоксия кишечника — двигатель СПОН / В сб.: Освежающий курс лекций по анестезиологии и реаниматологии. Архангельск, 1996. С. 258–261.
- Ефименко Н. А., Шестопалов А. Е., Пасько В. Г. и др. Искусственное питание в интенсивной медицине и реанимации. Методические рекомендации. М.: ГВКГ им. Н. Н. Бурденко. 2000. 66 с.
- Костюченко А. Л., Костин Э. Д., Курыгин А. А. Энтеральное искусственное питание в интенсивной медицине. С.-Пб, 1996. 330 с.
- Курек В. В., Кулагин А. Е., Васильцева А. П., Слинько С. К. Опыт применения зондового питания у детей в условиях интенсивной терапии // Анестезиология и реаниматология. 2000. № 1. С. 24–27.
- Кэмпбэлл И. Раннее послеоперационное питание — за и против // Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии. 1997. № 4. С. 195–199.
- Лейдерман И. Н. Современные аспекты периоперативной нутритивной поддержки // Анестезиол. и реаниматол. 2000. № 3. С. 56–59.
Ю. В. Ерпулёва, доктор медицинских наук
ФГУ Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава, Москва
Контактная информация об авторе для переписки: j_stier@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf