Хронический простатит — воспалительное заболевание предстательной железы (ПЖ) с преимущественным поражением железистой и соединительной ткани органа. Простатит поражает мужчин всех возрастов и этнических групп. По данным Национального института здоровья США (1994) у 25% мужчин, страдающих урологическими заболеваниями, установлен диагноз простатита [28]. В России им страдает до 35% мужского населения в возрасте 20–40 лет [26]. Важность проблемы простатита обусловлена высокой распространенностью заболевания и значительным преобладанием этой группы в структуре простатических синдромов, влиянием на половую, репродуктивную и психоэмоциональную сферу, значительным ухудшением качества жизни мужчин, которое сопоставимо с таковым при болезни Крона и стенокардии [55].
Термин «простатит» объединяет несколько различных заболеваний ПЖ (бактериальных и небактериальных) и синдромов, отличающихся по характеристикам и методам лечения [20]. В 1995 году Национальным институтом здоровья (NIH) США принята современная классификация простатита [51]. Согласно этой классификации I и II категории относятся к острому и хроническому бактериальному простатиту, III — хронический абактериальный простатит (ХАП), или синдром хронической тазовой боли (СХТБ), который подразделяется на две подкатегории: IIIА (воспалительный СХТБ) с повышенным содержанием лейкоцитов в секрете предстательной железы и IIIВ (невоспалительный СХТБ), при котором в секрете предстательной железы нет признаков воспаления.
Частота отдельных категорий простатита составляет: острый бактериальный простатит — 5–10%, хронический бактериальный простатит — 6–10%, ХАП — 80–90%, включая простатодинию — 20–30% [49].
Все формы простатита имеют сходную клиническую картину: боль, дизурия, сексуальные расстройства. Термин «хронический простатит, связанн��й с синдромом хронической тазовой боли», учитывает тот факт, что симптомы не доказывают наличие изолированного процесса в предстательной железе. В новой классификации хронический простатит, связанный с синдромом хронической тазовой боли, относится к категории IIIB.
Этиология данного заболевания до конца не известна. Некоторые авторы, рассматривая инфекционную теорию ХАП/СХТБ, предполагают, что флора нижнего мочевого тракта может быть патогенной и распознаваться более чувствительными методами лабораторной диагностики [53]. В сочетании с изменениями иммунологической реактивности, анатомо-функциональными особенностями, изменениями гормонального фона и факторами, способными вызывать гемодинамические нарушения в тканях предстательной железы (травма, гиподинамия, переохлаждение, нерегулярная половая жизнь), инфекционный агент может запускать воспалительный процесс, который является пусковым механизмом для дальнейшего развития, в том числе, аутоиммунных реакций.
Интрапростатический протоковый рефлюкс, вызванный турбулентным мочеиспусканием с высоким давлением, тесные сосудистые и лимфатические связи с другими органами, большое количество анастомозов между венами таза, особенности строения простатических железок, затрудняющие их полноценный дренаж, влияния патологических изменений в тазовых органах и нервных структурах приводят к венозному стазу, нарушению микроциркуляции и вегетативной иннервации простаты [50]. ХАП/СХТБ по мнению многих ученых является следствием конгестивных процессов в органах малого таза [31, 39]. У большинства больных ХП до лечения имеет место существенное нарушение локального кровообращения в ПЖ, снижается тонико-эластическое сопротивление в артериях, а также затрудняется венозный отток из органа. Таким образом, функциональные изменения, в особенности сосудистого характера, являются наиболее ранними и достоверными показателями наличия функциональных нарушений при абактериальном простатите [12].
Клинические проявления ХАП/СХТБ многообразны. Длительный болевой синдром является основным проявлением заболевания (боль или ощущение дискомфорта в области промежности, внизу живота, часто с иррадиацией в мошонку, по ходу семенных канатиков, во внутреннюю часть бедер, в пояснично-крестцовую область, иногда жжение в уретре, заднем проходе), дизурические явления (нарушения частоты и характера мочеиспускания, болезненность мочеиспускания), сексуальные нарушения (снижение либидо, нарушения эректильной функции). Вместе с симптомами поражения предстательной железы, специфичными для ХП, у многих пациентов отмечаются клинические проявления, далекие от ее патологии. Чаще всего это различные неврологические нарушения, астеноневротический синдром, психоэмоциональные расстройства.
Для ХАП/СХТБ нет четких диагностических критериев. Диагноз является, главным образом, диагнозом исключения. Целью обследования пациентов с хронической тазовой болью на начальном этапе является исключение других заболеваний или нарушений, вызывающих симптомы простатита. Диагноз ставится при наличии ощущения дискомфорта или боли в области таза в течение трех месяцев и более, отсутствии инфекционных агентов в исследуемых образцах, а также в случае отрицательного результата 4-стаканной пробы Stamey-Meares или 2-стаканной пробы Nickel [52]. Серьезность заболевания, степень его прогрессирования и эффективность лечения можно оценить только при помощи утвержденных тестов для подсчета симптомов опросников NIH Prostatitis Symptom Score (CPSI) и International Prostate Symptom Score (IPSS).
Отсутствие на сегодняшний день четких представлений об этиологии и патогенезе заболевания обусловливает проведение эмпирического лечения, направленного, в основном, на устранение клинической симптоматики заболевания. Выделяют следующие группы лекарственных препаратов, применяемых для лечения хронического абактериального простатита [43]: антибактериальные препараты, aльфа1-адреноблокаторы, миорелаксанты и спазмолитики, нестероидные противовоспалительные средства, растительные экстракты, ингибиторы 5-aльфа-редуктазы (финастерид), антихолинергические препараты, биорегуляторные пептиды (Простатилен, Витапрост), комплексы витаминов и микроэлементов, антидепрессанты, препараты, улучшающие микроциркуляцию, реологические свойства крови, антикоагулянты, энзимы, противоэпилептические средства, ингибиторы ксантиноксидазы.
Несмотря на большое количество фармакологических препаратов, рекомендуемых к применению для лечения ХАП, добиться излечения или стойкой клинической ремиссии сложно. Вместе с тем ведущую роль в программах терапии больных простатитом по-прежнему занимает фармакотерапия. В то же время известно, что современные физические методы лечения оказывают высокий терапевтический эффект и в ряде случаев по эффективности превосходят методы фармакотерапии урологических больных [13]. При этом физические факторы не оказывают нежелательных побочных эффектов на внутренние органы, в частности, на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, свойственных ряду лекарственных веществ.
В лечении больных хроническим простатитом используют бальнео- и грязелечебные факторы. При применении радонотерапии стимулируются тканевые процессы, активизируется функция гипоталамо-гипофизарно-адреналовой и симпатико-адреналовой систем, стимулируется гемодинамика и обмен биологически активных веществ. Оказывая влияние на иммунную систему организма, радонотерапия влияет на течение воспалительного процесса, в частности, задерживает развитие процесса склерозирования [32]. При применении грязелечения у 81% пациентов отмечается значительное улучшение самочувствия, снижение симптомов простатита и признаков воспаления в секрете ПЖ (на 20% больше, чем в контрольной группе без использования грязетерапии) [16].
При ХП широко применяется лекарственный электрофорез благодаря возможности непосредственного подведения лекарственных веществ к ПЖ. Постоянный ток создает условия для проникновения в ткани ПЖ лекарственных веществ, находящихся в межэлектродном пространстве и способен увеличивать их проникновение в ткани железы в 1,5 раза. Кроме того, при воздействии постоянным током усиливается крово- и лимфообращение, что способствует уменьшению отека, активации обменных и трофических процессов [33]. Поступление лекарственных веществ в ткань ПЖ значительно увеличивается при ректальном электрофорезе.
Методы импульсной электротерапии оказывают нейромиостимулирующее, сосудорасширяющее, трофическое и анальгетическое действие. Обезболивающий эффект, с одной стороны, связан с непосредственным воздействием тока на нервные рецепторы и мышечные образования, что способствует восстановлению микроциркуляции и дренированию ацинусов в тканях ПЖ, с другой стороны, с увеличением биоэлектрической активности нервных образований, что приводит к подавлению болевой импульсации [34]. При методике электростимуляции ПЖ синусоидально-модулированными токами (СМТ) при абдоминально-сакральном расположении электродов происходит возбуждение рецепторного аппарата предстательной железы, улучшается кровообращение, происходит стимуляция спинальных центров эрекции и эякуляции и восстановление половой функции. Применение СМТ наиболее эффективно у больных конгестивным простатитом [20]. Анализ результатов комплексного лечения больных ХП, которым проводилась трансректальная электростимуляция одновременно с началом курса антибиотикотерапии, показал, что у больных основной группы болевой синдром уменьшился у 94,2% (в группе сравнения — у 67,7%), нормализовались размер и тонус ПЖ, а также лабораторные показатели секрета, уменьшились сроки лечения [11]. Кроме того, встречаются данные о применении методик трансуретральной электростимуляции ПЖ. Авторами отмечается нормализация секрета ПЖ, улучшение ее тонуса, восстановление спонтанных эрекций и полового влечения. Проведение трансуретрального дренирования ПЖ на аппарате «Интратон-3» рекомендовано для лечения больных ХП с имеющимися половыми нарушениями [10].
Применение электростимуляции простаты одновременно с пневмовибромассажем описано А.?В.?Кулагиным и соавт. (2004). Комплекс применен для дренирования ПЖ [25].
По данным Богомольного В.?А. (1996), при применении интерференционных токов на лонно-крестцовую область у больных ХП положительный терапевтический эффект был выявлен в 72% случаев и обусловлен улучшением кровообращения области малого таза, усилением венозного оттока, улучшения кровообращения кавернозных тел полового члена, снятием болевого синдрома. Данные реовазографии малого таза свидетельствовали об улучшении как артериального притока к области малого таза, так и венозного оттока [4]. Применение электрофореза трипсина и интерференционных токов последовательными курсами (по 6–10 процедур) в зоне простаты является эффективным способом опорожнения долек ПЖ и повышения их тонуса [47].
Низкочастотные магнитные поля широко используются в лечении ХП. Локальное применение магнитотерапии приводит к усилению местного кровотока, активизации процессов микроциркуляции, а следовательно, уровня оксигенации и тканевого обмена, при этом снижается возбудимость нервных проводников, стимулируются механизмы иммунитета и естественной резистентности организма. Магнитотерапия обладает обезболивающим и противоотечным действием [20]. По данным В.?А.?Мохорт и соавт. (2004), после курса магнитотерапии у 83,9% больных происходило полное исчезновение жалоб, нормализация уровня лейкоцитов в секрете простаты у 71,9% пациентов [37]. Применение магнитного поля с хаотично изменяющейся частотой ректальным доступом позволило нормализовать нарушенную гемодинамику, купировать болевые ощущения, количество лейкоцитов в секрете простаты уменьшилось с 50–80 до 15–20 в поле зрения, увеличилось количество лецитиновых зерен [42].
В комплексном лечении больных ХП с синдромом эректильной дисфункции применяется электрофорез прозерина синусоидально-модулированными токами в магнитном поле. Было отмечено положительное влияние проводимой терапии как на течение хронического простатита, так и на динамику симптомов эректильной дисфункции. Клиническое улучшение наблюдалось у 86,8% [34].
При применении комплекса физических факторов, реализованного в аппаратно-программном комплексе «Андро-Гин» (низкоинтенсивное лазерное излучение (НИЛИ), постоянное магнитное поле (ПМП), электростимуляция трансректальная, цветоритмотерапия), возрастает уровень тестостерона, лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов в основной группе, проводимое лечение способствует улучшению секреторной функции ПЖ, а также нормализации психоэмоционального статуса [24]. Применение комплекса физических факторов на аппарате «Интрамаг», включающего бегущее магнитное поле, двигающееся вдоль уретры с частотой 1–20 Гц, микромассаж, электрофорез лекарств в уретру и ПЖ, позволило уменьшить болевую симптоматику у 68% пациентов уже к 3–4 процедуре, количество лейкоцитов в секрете простаты уменьшилось у 78% пациентов [23]. Метод термомагнитовибротерапии улучшает отток секрета простаты, нормализует ее тонус. Сочетание трех физических факторов способствует более выраженному противовоспалительному, обезболивающему, спазмолитическому эффектам [41].
Микроволны в лечебных дозах обладают болеутоляющим, противовоспалительным действием, а также улучшают трофику тканей ПЖ.?Повышение температуры в облучаемом участке тела ведет к значительному расширению сосудов, ускорению кровотока и улучшению кровообращения в зоне облучения. Усиливаются окислительно-восстановительные и обменные процессы в тканях. В литературе имеется значительное количество работ, посвященных эффективности использования трансректальной гипертермии и трансуретральной термотерапии. Во время процедуры в ткани простаты поддерживается температура 39–41 °C, что приводит к улучшению микроциркуляции, антиконгестивному эффекту, улучшению транспорта лекарственных веществ в ткань простаты [54]. Для стимуляции иммунной системы организма у больных ХП применяют воздействие ЭМИ СВЧ на область проекции щитовидной и вилочковой желез. Отмечено, что микроволны дают иммуностимулирующий и кортикотропный эффект при действии на центральные эндокринные органы [20].
При применении у пациентов с ХП УВЧ-индуктотермии в сочетании с электросон-терапией улучшение состояния достигнуто у 92% больных [5]
Продолжение читайте в следующем номере.
Г. Ф. Маннапова
Е. В. Дарий, кандидат медицинских наук
ФГУ «Поликлиника № 1» УДП РФ, Москва
Контактная информация об авторах для переписки: evgeniy.dariy@gmail.com
Купить номер с этой статьей в pdf