Пусть пища будет для них лекарством, а не лекарство пищей!
Гиппократ
Как известно, детский организм формируется под сочетанным влиянием генетически детерминированной программы развития и факторов внешней среды. Последние не только влияют на степень реализации генетической программы, но в раннем возрасте нередко могут существенно модифицировать эту программу. Среди этих факторов наиважнейшим является характер питания ребенка. Через питание могут осуществляться любые управляющие воздействия, как негативные, так и позитивные.
Гиподинамия, характерная для большинства современных людей, в том числе и детей, привела к существенному уменьшению объема рациона, а следовательно, к уменьшению количества поступающих в организм пищевых ингредиентов. Кроме того, в процессе своего же эволюционного развития организм утерял «ключи» синтеза ряда жизненно важных компонентов пищи.
Несбалансированное питание в детском возрасте не обеспечивает растущий организм ребенка необходимыми для его нормального физического, психического и интеллектуального развития энергией и пищевыми веществами. Неполноценность рациона приводит к снижению антиоксидантной защиты организма, одного из основных факторов стрессоустойчивости и неспецифической профилактики хронических заболеваний у детей. Недостаточное снабжение организма витаминами, микроэлементами сопровождается нарушением формирования, а затем и функционирования иммунной системы, что проявляется несостоятельностью защитно-адаптационных механизмов, снижением устойчивости организма ребенка к действию различных неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе экологических [2].
Обеспеченность детей такими микронутриентами, как витамины С, В, фолиевая кислота, каротин; минеральные вещества, такие как кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк, в настоящее время оценивается специалистами как кризисная [11].
Установлено, что дети раннего возраста с легкой и умеренной степенью недостаточности питания подвергаются риску умереть в 2 раза, а при тяжелой в 7 раз чаще, чем более упитанные дети [6].
Однако даже при идеальном аппетите и пищевом поведении ребенка достичь сегодня оптимального питания, особенно в плане обеспеченности микронутриентами, очень сложно, поэтому очевидна необходимость организации адекватной нутритивной поддержки детей. В индивидуальной нутритивной поддержке особенно нуждаются часто болеющие дети, дети с дефицитом или избытком массы тела, хроническими заболеваниями для профилактики развития или коррекции полигиповитаминоза.
Целью нашего исследования было изучение состояния трофологического статуса дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья и частыми респираторными заболеваниями и эффективность метода энтеральной (пероральной) нутритивной поддержки в комплексе реабилитационных мероприятий.
Материалы и методы
В исследование был включен 41 ребенок в возрасте от 2 до 6 лет, посещающий специализированные детские образовательные учреждения (ДОУ) для детей с аллергическими заболеваниями. Распределение детей по полу и возрасту представлено в табл. 1.
У всех детей наряду с клинической оценкой состояния питания проводилось взвешивание на цифровых напольных весах Body Fat Analyser BF662 (Tanita Corporation, Tokyo, Japan), позволяющее определить как общую массу тела, так и процентное содержание жира в ��рганизме. Процедура взвешивания выполнялась в соответствии с требованиями Tanita Corporation, оценка результатов — по унифицированным центильным шкалам Tanita Corporation для детей соответствующего возраста [13]. Выраженность подкожного жирового слоя оценивалась по результатам измерения толщины 4 кожных складок (над бицепсом и трицепсом плеча, в подлопаточной области и над гребнем подвздошной кости). Измерения проводились в соответствии с общепринятыми требованиями, с помощью электронного пружинного калипера FatTrackII (точность 1 мм). Результаты калиперометрии оценивались в соответствии с центильными шкалами для детей [3].
Наряду с оценкой трофологического статуса оценивалось качество жизни по методологии оценки состояния здоровья детей различных возрастных периодов по критериям качества их жизни [6]. Выделялись и оценивались блоки физического функционирования (двигательная активность, способность к координации и др.), психоэмоционального функционирования (возбудимость, тревожность, сон, поведение), социального (контакты с другими детьми, поведение и др.) и умственного развития с оценкой способности к обучаемости (внимание, память, речь). Каждый блок содержит по пять признаков, характеризующих соответствующие проблемы и пять вариаций оценки каждого признака в баллах: никогда не встречается — 0 баллов; почти никогда не наблюдается — 1 балл, иногда — 2 балла, часто — 3 балла, почти всегда — 4 балла.
Результаты и их обсуждение
Наиболее распространенными заболеваниями у обследованных дошкольников были остаточные явления рахита и нарушения осанки, атопический дерматит в стадии ремиссии, диагносцированные у 49% детей. 46% дошкольников имели патологию носоглотки (гиперплазию миндалин II–III степени, хронический аденоидит). 27% детей часто (5–6 и более раз в год) болели острыми инфекционными заболеваниями.
Результаты оценки исходного нутритивного статуса детей (табл. 2) свидетельствовали о наличии различных проявлений трофологических расстройств у абсолютного большинства детей (снижение тургора тканей, тонуса мышц).
Почти у половины наблюдаемых детей (41%) наблюдались те или иные признаки полигиповитаминоза (отечность межзубных сосочков, красная кайма у шейки зубов, разрыхленность и покраснение или синюшность десен, гипертрофический глоссит, «географический» язык, атрофия сосочков языка, сухость кожи и др.).
Оценка физического развития по данным антропометрии (соответствие массы длине тела) согласно региональным стандартам свидетельствовала об отсутствии существенных отклонений в физическом развитии большинства детей (рис. 1).
Аналогичные данные были получены при расчете индекса массы тела — индекса Кетле (рис. 2).
Как известно, антропометрические данные не отражают качественного состава тела человека и не могут служить единственным критерием оценки нутритивного статуса [8, 12].
Подтверждением этого утверждения являются результаты выполненного нами исследования состояния питания ребенка с помощью определения массовой доли жира биоимпедансным методом (рис. 3) и толщины подкожно-жирового слоя (рис. 4).
Полученные данные свидетельствовали, что у 26% детей имела место избыточная доля жировой ткани в организме, и в то же время только у 10% детей мы обнаружили увеличение подкожно-жирового слоя по данным калиперометрии. Уменьшение толщины подкожно-жировых складок выявлено у 39% детей и всего лишь у 11% — недостаток доли жира.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о нарушении трофологического статуса у значительно большего количества обследованных дошкольников, чем по данным антропометрии. Не вполне сопоставимые результаты, полученные по методикам исследования процентного содержания жира в организме и калиперометрии, связаны с тем, что последние характеризуют качественное состояние различных компартментов организма человека. В частности, увеличение доли жировой ткани в организме ребенка естественно сопровождается уменьшением доли безжировой, так называемой «тощей», массы. Тощая (обезжиренная) масса тела состоит из скелетной и гладкой мускулатуры, массы висцеральных органов, клеток опорно-двигательного аппарата. В то же время тощая масса тела подразделяется на внеклеточную массу и клеточную массу. При недостаточном питании на начальном этапе, прежде всего, расходуется клеточная масса, причем в 80% — за счет мышц [5]. Снижение тонуса мышц, выявленное нами почти у 70% детей, является косвенным подтверждением страдания клеточного компартмента организма.
Известно, что снижение клеточной массы тела часто сопровождается увеличением внеклеточной, как правило интерстициальной, жидкости [5]. Выявленное в нашем исследовании снижение тургора тканей более чем у 60% детей и уменьшение толщины подкожно-жировых складок является свидетельством повышенной гидрофильности тканей организма современного ребенка (состояние паратрофии).
Н. Л. Черная *, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Мелехова *
Л. Н. Старунова *
И. В. Иванова *, кандидат биологических наук
Н. И. Рыжова **
* Ярославская государственная медицинская академия,
** МДОУ Детский сад комбинированного вида № 215, Ярославль
Купить номер с этой статьей в pdf