Расстройства тревожно-фобического спектра выявляются почти у половины пациентов кардиологических отделений в стационаре [4, 9]. Особую клиническую важность они имеют у пациентов с аритмиями, так как в этих случаях всегда наблюдается тревога разной степени выраженности — от психологически понятной до панической. Поэтому пациентам с аритмиями обосновано назначение анксиолитической или седативной терапии. В большинстве таких клинических ситуаций используются бензодиазепиновые транквилизаторы. Однако ряд пациентов избегают приема бензодиазепинов, опасаясь развития симптомов привыкания, «поведенческой токсичности». У пациентов пожилого возраста нередко наблюдается не очень хорошая переносимость транквилизаторов бензодиазепинового ряда из-за быстрого развития побочных действий в виде вялости, мышечной слабости, нарушения внимания, координации, появления неустойчивости и страха падения [6].
В связи с вышеперечисленными недостатками бензодиазепиновых транквилизаторов в последние годы все чаще возникает потребность в использовании препаратов с транквилизирующим действием небензодиазепинового строения [2, 3]. К таким препаратам относится Тенотен. Препарат Тенотен представляет собой сверхмалые дозы аффинно-очищенных антител к белку S-100. Вероятные механизмы действия Тенотена при тревожных состояниях связаны с модификацией функциональной активности эндогенного белка S-100 и его лигандов. В ранее проведенных исследованиях по терапии невротических и неврозоподобных расстройств Тенотен не уступал по противотревожному эффекту традиционным бензодиазепинам — диазепаму и феназепаму. При этом была отмечена высокая безопасность препарата Тенотен и отсутствие побочных эффектов [1].
Среди всех аритмий наиболее частыми в клинической практике являются нарушения сердечного ритма в виде экстрасистолии и пароксизмальных наджелудочковых тахиаритмий. В связи с этим целью настоящего исследования была оценка эффективности и переносимости комбинированной терапии антиаритмическими препаратами и противотревожным препаратом Тенотен у больных с ишемической болезнью сердца (ИБС) с экстрасистолией и пароксизмальными наджелудочковыми тахиаритмиями.
Критерии включения в исследование:
- пациенты с ИБС, стенокардией I–III функционального класса мужского и женского пола в возрасте от 20 до 80 лет;
- стабильное течение ИБС в течение последних 7 дней до рандомизации;
- наличие нарушений ритма сердца (экстрасистолия, пароксизмальные наджелудочковые тахиаритмии) по данным ЭКГ или анамнеза;
- наличие письменного информированного согласия.
Критерии исключения, определенные исследованием и препаратом исследования:
- неконтролируемая артериальная гипертония: систолическое артериальное давление (САД ≥ 180 мм Hg) диастолическое АД (ДАД ≥ 110 мм Hg);
- острый коронарный синдром (острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия) в течение 3 месяцев до рандомизации;
- атриовентрикулярная блокада 2–3 степени;
- баллонная ангиопластика или шунтирование, выполненные в течение 3 месяцев до рандомизации;
- гипертрофическая или рестриктивная кардиомиопатия;
- гемодинамически значимое органическое заболевание клапанов сердца, требующее хирургического вмешательства;
- инсульт в течение 1 месяца до рандомизации или инсульт с постоянными неврологическими остаточными явлениями в течение 6 месяцев до рандомизации;
- значимое заболевание, которое, по мнению исследователя, исключит пациента из исследования;
- известная гиперчувствительность к лечению, проводимому в исследовании;
- психическое заболевание или недееспособность;
- выраженная гипотония (САД < 90 мм Hg в сидячем положении, в состоянии покоя);
- известный стеноз обеих почечных артерий;
- гипер- или гипотиреоидизм, не контролируемый лечением;
- феохромоцитома;
- значимое нарушение функции печени;
- ангионевротический отек в анамнезе.
В исследование было включено 60 больных с ИБС, стенокардией I–III функционального класса и нарушениями ритма сердца (экстрасистолия, пароксизмальные наджелудочковые тахиаритмии) в возрасте от 42 до 79 лет. Во время первого визита пациенты случайным образом был�� разделены на две группы (I — основную и II — контрольную) по 30 человек. В основной группе было 19 мужчин и 11 женщин в возрасте от 42 до 76 лет (средний возраст 64,4 ± 8,6 года), в контрольной группе — 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 42 до 79 лет (средний возраст 63,1 ± 8,5 года). Характеристика пациентов по группам представлена в табл. 1.
Пациенты I группы получали комбинированную антиаритмическую терапию (ААТ) и Тенотен, пациенты II группы — только ААТ. При необходимости пациентам I и II групп назначалась стандартная гипотензивная и/или антиангинальная терапия. Характер ААТ, которую получали пациенты I и II групп, представлен в табл. 2.
Пациентам I группы Тенотен назначался в дозе 2 таблетки 3 раза в день (1 визит), через неделю (2 визит) доза Тенотена уменьшалась до 3 таблеток в день, оценка эффективности и переносимости терапии проводилась через 4 недели и через 8 недель от начала терапии. У пациентов II группы также проводилась оценка эффективности и переносимости терапии (1 визит — начало терапии, 2 визит через неделю лечения, 3 визит — через 4 недели и 4 визит — через 8 недель терапии). На всех визитах проводилось физикальное исследование, измерение артериального давления и регистрация ЭКГ. Регистрация холтеровского мониторирования ЭКГ проводилась перед 1 визитом (начало терапии) и на 4 визите, на 1 и 4 визитах также оценивалась выраженность тревоги по опроснику Гамильтона. Критерием хорошего антиаритмического эффекта считали уменьшение количества экстрасистол по данным повторного 24-часового холтеровского мониторирования ЭКГ не менее чем на 75% от исходных данных (по данным первого холтеровского мониторирования ЭКГ) и/или исчезновение пароксизмальных предсердных тахиаритмий в клинической картине заболевания и по данным повторного холтеровского мониторирования ЭКГ.
Результаты и обсуждение
По данным опросника Гамильтона у больных I группы в сравнении с II группой наблюдалась статистически достоверная положительная динамика выраженности тревоги. Так, на 1 визите общая сумма баллов по шкале Гамильтона у больных I группы составляла 617 баллов, на 4 визите — 306 баллов, процент снижения составил 50,4; у больных II группы в начале наблюдения общая сумма баллов составляла 636 баллов, в конце наблюдения — 430 баллов, процент снижения составил 32,3, различие между обеими группами статистически достоверное, p < 0,05. Таким образом, согласно полученным нами данным, у больных с ИБС, стенокардией I–III функционального класса и нарушениями ритма сердца Тенотен оказывал выраженный антитревожный эффект. Купирование аффективных нарушений сопровождалось уменьшением жалоб на беспокойство, чувство беспомощности, неуверенности в себе, плохой сон, улучшением памяти и др. Подобный эффект Тенотена отмечен у больных артериальной гипертонией [1, 5, 9], с различными формами ИБС [1, 8], а также при других соматических заболеваниях [8].
По данным клиники и повторного холтеровского мониторирования ЭКГ в целом положительный антиаритмический эффект (исчезновение пароксизмальных предсердных тахиаритмий и уменьшение суточного количества экстрасистол не менее чем на 75%) наблюдался у 24 из 30 пациентов (80%) I группы и у 16 из 30 пациентов (53,3%) II группы, p < 0,05. Отсутствие антиаритмического эффекта было выявлено у 6 из 30 пациентов (20%) I группы и у 14 из 30 пациентов (46,7%) II группы, p < 0,05 (рис. 1).
Анализируя динамику различных видов нарушений ритма сердца, было выявлено, что положительная динамика экстрасистолии (уменьшение количества экстрасистол по данным повторного холтеровского мониторирования ЭКГ не менее чем на 75%) наблюдалась у 13 из 17 бльных (76,5%) I группы и у 8 из 17 пациентов (47,1%) II группы, p > 0,05. Исчезновение пароксизмов наджелудочковых аритмий в динамике по данным клиники и/или повторного холтеровского мониторирования ЭКГ было выявлено у 11 из 13 пациентов (84,6%) I группы и у 6 и 13 пациентов (46,2%) II группы, p < 0,05. Таким образом, комбинированная терапия антиаритмическими препаратами и Тенотеном приводила к значительному снижению пароксизмов наджелудочковых тахиаритмий (в основном фибрилляции/трепетания предсердий) и недостоверному уменьшению числа экстрасистол. В литературе имеются единичные примеры хорошего антиаритмического эффекта при использовании ААТ и Тенотена [7].
При анализе клинической картины ИБС в процессе наблюдения положительная динамика функционального класса стенокардии и уменьшение количества и продожительности эпизодов ишемии миокарда не менее чем на 50% от исходных данных были выявлены у 18 из 30 пациентов (60%) I группы и у 10 из 30 пациентов (33,3%) II группы, p < 0,05 (рис. 2).
У 12 из 30 пациентов (40%) I группы и у 20 из 30 пациентов (66,7%) II группы функциональный класс стенокардии не изменился. Таким образом, добавление Тенотена к проводимой стандартной антиангинальной терапии приводило к уменьшению функционального класса стенокардии и выраженности ЭКГ-признаков ишемии миокарда по данным холтеровского мониторирования ЭКГ. В доступной нам литературе мы не выявили данных о влиянии Тенотена на динамику стенокардии, хотя имеется ряд наблюдений с положительным влиянием комплексной терапии Тенотеном и гипотензивными препаратами на САД и ДАД, а также на частоту сердечных сокращений [1, 5, 7].
За весь период исследования не было отмечено побочных действий препарата Тенотен. В частности, в отличие от других транквилизаторов, не наблюдалось «поведенческой токсичности» (заторможенности, вялости, сонливости), что является большим преимуществом при лечении пациентов с ИБС и нарушениями ритма сердца. Кроме того, не было выявлено отрицательного взаимодействия Тенотена с другими кардиотропными препаратами.
Выводы
- Тенотен оказал значимое антитревожное действие у больных ИБС и нарушениями ритма сердца (экстрасистолия, пароксизмальные наджелудочковые тахиаритмии).
- Применение Тенотена повышает эффективность ААТ у больных ИБС и нарушениями ритма сердца (экстрасистолия, пароксизмальные наджелудочковые тахиаритмии).
- Комбинация Тенотена и стандартной антиангинальной терапии улучшает течение ИБС, что проявляется в уменьшении функционального класса стенокардии и/или ЭКГ-признаков ишемии миокарда по данным холтеровского мониторирования ЭКГ.
- Препарат Тенотен хорошо переносился пациентами, не вызывал нежелательных эффектов и не обнаружил отрицательного взаимодействия с препаратами, используемыми для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
- Ванчакова Н. П., Попов А. П. Тревожные расстройства у пациентов с гипертонической болезнью и ишемической болезнью сердца и опыт их коррекции тенотеном // Поликлиника. 2007. № 2. С. 74–78.
- Воронина Т. А., Середенин С. Б. Перспективы поиска новых анксиолитиков // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2002. Т. 65. № 5. С. 4–17.
- Козловский В. Л. От патогенеза тревоги к применению анксиолитиков Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. Т. 4.№ 2. С. 51–54.
- Недоступ А. В., Благова О. В. Как лечить аритмии. М., 2006. 287 с.
- Никольская И. Н., Гусева И. А., Близневская Е. В., Третьякова Т. В. Роль тревожных расстройств при гипертонической болезни и возможности их коррекции: оценка влияния тенотена // Лечащий Врач. 2007. № 3. С. 89–91.
- Нуллер Ю. Л. Тревога и терапия // Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. Т. 4. № 2. С. 46–48.
- Ромасенко Л. В., Недоступ А. В., Артхова М. Г., Пархоменко И. М. Применение препарата тенотен при лечении невротических расстройств у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы // Российский психиатрический журнал. 2007. № 2. С. 81–-84.
- Сергеева С. А. Тенотен: новый подход к лечению тревоги у соматических пациентов. Тревожные расстройства в практике врача-терапевта // Поликлиника. 2006. № 2. С. 88–89.
- Смулевич А. Б., Сыркин А. Л. Психокардиология. М. 2008. 778 с.
Г. В. Матюшин, доктор медицинских наук, профессор В. В. Юрин, С. Е. Головёнкин , кандидат медицинских наук, доцент
Е. А. Савченко, кандидат медицинских наук, доцент А. П. Кускаев Красноярский ГМУ, ГКБ № 20 им. И. С. Берзона, Красноярск
Купить номер с этой статьей в pdf