Несмотря на четко регламентированные санитарно-гигиенические нормативы питания детей в детских дошкольных учреждениях, вопросы качества питания, особенно в зимне-весенний период, неизменно сохраняют свою актуальность. По некоторым данным, недостаток витаминов является постоянно действующим круглогодичным фактором. Данная проблема становится еще более актуальной у детей дошкольного возраста, когда для адекватного становления психофизиологических функций ребенка необходимо достаточное потребление витаминов и микроэлементов, а алиментарные нарушения могут отразиться на состоянии не только физических функций, но и интеллектуальных. Все это диктует необходимость разумной коррекции витаминно-минерального статуса детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение влияния витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад и референтного препарата Х1 на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, состояние неврологического статуса и распространенность оториноларингологической патологии, а также определение профиля безопасности при длительном перманентном (курсовом) приеме исследуемых поливитаминных комплексов.
Материалы и методы исследования
Клиническое исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении № 178 («Россияночка») города Архангельска. Продолжительность курса приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов составила 4 месяца. Витаминно-минеральные комплексы принимали 60 детей дошкольного возраста (5–6 лет), из которых 30 детей (основная группа) принимали АЛФАВИТ® Детский сад и 30 детей (группа сравнения) принимали референтный препарат Х.
В ходе исследования проводилось психолого-педагогическое обследование по методике проф. Е. А. Стребелевой, позволяющее выявить основные параметры умственного, речевого развития ребенка, провести педагогическое обследование слуха у детей и включающее в себя ряд субтестов: «Включение в ряд», «Лесенка», «Дорисуй», «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Счет», «Найди время года», «Серия сюжетных картинок».
Методология оценивания.
Неврологическое обследование. Проведена сравнительная оценка динамики мышечной силы, двигательной активности, моторной ловкости, рефлексов, гиперкинезов, походки, осанки, вегетативных реакций на фоне длительного приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов.
Оториноларингологическое обследование. Проводилось на предмет выявления острой и обострения хронической ЛОР-патологии в силу актуальности и широкой распространенности ЛОР-заболеваний в Архангельском регионе.
Математическая обработка данных проводилась с помощью критерия Манна–Уитни и углового преобразования Фишера (Сидоренко Е. В., 2004).
Результаты и их обсуждение
Реестр сбалансированных поливитаминно-минеральных комплексов, ориентированных на детей дошкольного возраста, весьма ограничен. В то же время данный период жизни ребенка (3–7 лет) существенен в плане подготовки детей к предстоящим когнитивным, психологическим и физическим нагрузкам в школьных образовательных учреждениях. В этой связи представляется актуальным научное исследование и обоснование возможности курсового профилактического применения сбалансированных витаминно-минеральных комплексов у детей дошкольного возраста в рамках подготовки к школьному периоду.
Нередко число ингредиентов, входящих в состав таких препаратов, исчисляется десятками. Однако взаимодействие витаминов и микроэ��ементов как между собой, так и в организме еще недостаточно изучено. Взаимодействия между витаминами и минералами возникают как на химическом, так и на физиологическом уровнях. Поэтому нельзя попросту смешивать ингредиенты поливитаминного препарата, благодаря химическим реакциям некоторые из них могут перейти в неактивные формы. В результате реальное количество витаминов или микроэлементов в таком комплексе может оказаться гораздо меньше заявленного. Учет названных фармацевтических особенностей представляется крайне необходимым и важным при выборе витаминно-минерального комплекса. Одним из таких является оригинальный отечественный витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ® Детский сад — сбалансированный и оптимально адаптированный для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Состав АЛФАВИТА® Детский сад разработан с учетом физиологической потребности детского организма в витаминах и минеральных веществах и с учетом фармацевтического взаимодействия между витаминами и минералами. Витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ® Детский сад предназначен для профилактики гиповитаминозных состояний и недостатка минеральных веществ. Известно, что витамины играют немаловажную роль в развитии высших психических функций ребенка. Так, витамин B1 играет важную роль в углеводном, белковом и жировом обмене и является необходимым элементом нервной регуляции, а витамин B6 необходим для нормального функционирования нервной системы.
В связи с вышеизложенным проведено клиническое исследование сбалансированного витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад и референтного препарата Х на развитие нервно-психических процессов у детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое исследование
В ходе изучения познавательных процессов у детей до приема витаминных препаратов были выявлены некоторые отличия детей основной группы (АЛФАВИТ® Детский сад) от группы сравнения (препарат Х) по ряду субтестов методики Е. А. Стребелевой, а именно: «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Найди время года», «Серия сюжетных картинок», отражающих уровень наглядно-образного мышления. Баллы по данным субтестам у детей основной группы несколько превышали результаты значений у детей группы сравнения, однако при статистической обработке данных разница для детей этих групп не была достоверной (р < 0,003).
При изучении познавательных процессов у детей после курсового приема тестируемых витаминно-минеральных комплексов была выявлена тенденция увеличения количества правильных ответов по ряду субтестов как у детей основной группы, так и в группе сравнения, а именно — по субтестам: «Найди время года», «Дорисуй», «Счет». Баллы по данным шкалам у детей основной группы на 14% превышали результаты значений у детей группы сравнения, при этом разница в уровне развития познавательных процессов является достоверной (p < 0,001).
Общее количество детей в основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад), полностью справившихся с заданиями, в период до приема витаминно-минерального комплекса составляло 26% и через четыре месяца регулярного приема увеличилось до 87% (на 61%), а в группе сравнения (препарат Х) изначально составляло 30% и увеличилось до 70% (на 40%). Можно предположить, что стимулирующими факторами, повлиявшими на уровень развития познавательных процессов, явились принимаемые детьми сбалансированные витаминно-минеральные комплексы и выполнение развивающих программ, связанных с подготовкой детей к поступлению в школу.
Неврологическое обследование
Проведен анализ жалоб родителей, на основании которого представляется целесообразным отметить, что в группе детей после приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад уменьшилось количество жалоб на нарушения речи (на 68%), также уменьшилось количество сомнических расстройств (на 74%) и незначительно снизилось количество жалоб на головные боли (на 20%). При динамическом неврологическом осмотре выявлена тенденция увеличения количества детей с улучшением моторной ловкости, походки, мимики, уменьшения девиации языка, уменьшилось количество детей с вегетативными нарушениями (гипергидроз, сосудистые реакции).
В группе детей, принимавших препарат Х, также уменьшилась частота жалоб на головные боли, нарушения сна, снизилась избыточная подвижность детей, однако без изменений остались жалобы на нарушения речи, неусидчивость, невнимательность и раздражительность детей.
Оториноларингологическое обследование
До начала применения исследуемых препаратов различий в уровнях распространенности отдельных нозологических форм в исследуемых группах не было (при уровне статистической значимости р < 0,05 по t-критерию Стьюдента). В целом же распространенность заболеваний была выше в основной группе — дети, которые будут принимать препарат АЛФАВИТ® Детский сад (1289,6‰ и 1025,6‰ соответственно, р < 0,005). При повторном обследовании выявлено снижение распространенности заболеваний в обеих группах, при этом в обеих группах снижение достоверно: в основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад) — на 17,2%, в контрольной (препарат Х) — на 9,1%, р < 0,005. После витаминотерапии в основной группе сохранился более высокий уровень распространенности заболеваний, чем в контрольной группе (1068,2‰ и 931,8‰ соответственно, р < 0,05). Снижение распространенности заболеваний произошло в основном за счет уменьшения частоты заболеваний среднего уха (экссудативного среднего отита в двух его стадиях течения— катаральной, секреторной). Уменьшение частоты экссудативного отита произошло в обеих группах: в основной (АЛФАВИТ® Детский сад)—на 71,2%, в контрольной (препарат Х)— 49,4%, но статистически значимо (р < 0,05) снижение только в основной группе. По остальным нозологическим формам изменения незначительны и статистически незначимы.
Снижение частоты экссудативного отита вполне логично объясняется, исходя из патогенеза этого заболевания, в основе которого лежит дисфункция слуховой трубы. Основными причинами возникновения этой патологии для данного возраста можно назвать следующие: механическая обструкция глоточного устья аденоидами, частые респираторные заболевания, при которых не успевает восстанавливаться мукоцилиарный транспорт слуховых труб. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями приводит к уменьшению объема глоточной миндалины, способствует восстановлению мукоцилиарного транспорта слуховых труб, что обусловливает нормальное их функционирование и уменьшение частоты экссудативного отита. Ожидать же снижения уровня других заболеваний за проведенный период исследования не следовало, что и подтверждают результаты статистической обработки данных.
Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад, несомненно, приводит к усилению локального и общего иммунитета, нормализации микробиоценоза глотки. Важно отметить, что после применения поливитаминного препарата АЛФАВИТ® Детский сад отмечено значительное снижение доли детей с гипертрофией аденоидных миндалин II степени (со 100% до 33,3%).
Таким образом, профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ® Детский сад способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов у детей дошкольного возраста.
Профили безопасности (переносимости)
В педиатрической практике при подборе поливитаминных комплексов неизменно встает вопрос о переносимости препарата, минимизации возможности развития аллергических реакций у детей. В этой связи нами изучен профиль безопасности тестируемых витаминно-минеральных комплексов. При курсовом приеме препарата АЛФАВИТ® Детский сад отмечено 2 случая возникновения аллергического дерматоза, препарата Х — 1 случай, в связи с чем прием препаратов у этих детей был прекращен. Других побочных эффектов на протяжении всего курса приема изучаемых препаратов отмечено не было.
Выводы
- Курсовое применение комплекса АЛФАВИТ® Детский сад достоверно повышает уровень развития познавательных процессов у детей. В сравнительном аспекте применение комплекса АЛФАВИТ® Детский сад не уступает, а по большинству тестов превосходит клиническую эффективность референтного препарата Х.
- Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад приводит к улучшению неврологического статуса детей в виде уменьшения жалоб на утомляемость, головные боли, нарушения речи, что, по-видимому, обусловлено улучшением витаминно-минерального статуса детского организма в зимне-весенний период.
- Профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ® Детский сад достоверно способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов, поэтому особенно актуальным представляется проведение профилактических курсов комплексом АЛФАВИТ® Детский сад в зимне-весенний период.
- Длительное (4-месячное) применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад характеризуется благоприятным профилем безопасности (переносимости).
В связи с вышеизложенным может быть рекомендовано курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад (по схеме: 3-месячный курсовой прием, перерыв в 1 месяц с последующим повторным 3-месячным курсом) в рамках комплексной медико-профилактической подготовки детей к школьному периоду.
Г. Н. Дегтева, доктор медицинских наук, профессор И. А. Крылов, кандидат медицинских наук, доцент ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Архангельск
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
Купить номер с этой статьей в pdf