В комплексной терапии детей с инфекционной патологией наряду с этиопатогенетическими препаратами важное значение имеет применение симптоматических средств. Инфекционные заболевания в большинстве случаев протекают с лихорадкой. Повышение температуры тела является неспецифической защитно-приспособительной реакцией организма, характеризующейся перестройкой процессов терморегуляции и возникающей в ответ на воздействие патогенных раздражителей. На фоне лихорадки уменьшается жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливаются специфический и неспецифический компоненты иммунитета (активизируются фагоцитоз, хемотаксис, синтез иммуноглобулинов, выброс гамма-интерферона и фактора некроза опухоли). В то же время лихорадка может оказаться патогенным фактором в зависимости от величины ее подъема, характера болезни, возраста ребенка, индивидуальных особенностей и преморбидного состояния. Повышение температуры тела приводит к ухудшению самочувствия ребенка и может быть самостоятельной причиной развития таких патологических состояний, как фебрильные судороги, отек головного мозга, декомпенсация хронических заболеваний [1, 3, 5].
Основными критериями выбора жаропонижающих средств у детей являются безопасность и эффективность. В настоящее время только парацетамол и ибупрофен полностью отвечают критериям безопасности и эффективности и официально рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения для использования в педиатрической практике в качестве жаропонижающих средств. Они разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.
Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т.к. реализует свой механизм действия (ингибирует синтез простагландинов, блокируя циклооксигеназу (ЦОГ)) преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмами. Частота нежелательных эффектов на фоне применения парацетамола и ибупрофена в качестве жаропонижающих средств примерно одинакова и составляет 8–9% [2, 4].
Задачей настоящего исследования явилось изучение клинической эффективности и безопасности применения препарата «Нурофен для детей» при инфекционных заболеваниях.
Работа проведена в инфекционной клинике Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии в 2004–2005 гг. Препарат «Нурофен для детей» (ибупрофен— представитель группы нестероидных противовоспалительных средств) использовали как жаропонижающее средство у 68 больных, госпитализированных в клинику. Возраст детей колебался от 7 месяцев до 10 лет: в группу до 1 года вошли 4 чел., 1–3 лет— 24 чел., 4–7 лет— 32 чел. и 8–10 лет— 8 чел. (табл. 1).
25 детей (36,8%), находившихся под наблюдением, переносили инфекционный мононуклеоз, 21 (30,9%)— псевдотуберкулез, 12 чел. (17,6%)— лакунарную ангину, у 6 больных (8,8%) диагностирована острая респираторная вирусная инфекция, у 3 чел. (4,4%)— смешанная (вирусно-бактериальная) респираторная инфекция (ринофарингит, бронхит) и у 1 ребенка (1,5%)— ветряная оспа (табл. 2).
Из анамнеза известно, что 29 детей (42,6%) могут быть отнесены к «часто болеющим», у 13 чел. (19,1%) отмечена пищевая или лекарственная аллергия, у 5 чел. (7,4%)— перинатальное поражение ЦНС и у одного из них— фебрильные судороги.
Большинство больных (58 чел. — 76,5%) поступили в клинику в остром периоде болезни на 2–6 день от начала заболевания, 10 детей госпитализированы на второй неделе болезни. Соответственно стандартам лечения инфекционных заболеваний у детей все пациенты получали комплексную терапию, включавшую режим, диету, этиотропные, патогенетические и симптоматические средства.
Препарат «Нурофен для детей» в качестве жаропонижающего средства назначали внутрь в форме суспензии в разовой дозе 10 мг/кг массы тела 2–4 раза в сутки. После приема Нурофена для детей температуру тела измеряли через 40 минут, 1, 2, 3, 5, 6 и 8 часов. В группу наблюдения не вошли дети с использованием других жаропонижающих средств и с температурной реакцией выше 39,5 °С.
Эффективность препарата «Нурофен для детей» оценивали по скорости наступления эффекта и продолжительности снижения температуры тела, переносимость препарата— на основании наличия или отсутствия нежелательных эффектов.
Все больные разделены на 2 группы. Первую группу (26 чел. — 38,3%) составили дети с максимальным подъемом температуры 38,0–38,5 °С, вторую (42 чел. — 61,7%)— дети с подъемом температуры тела 38,6–39,5 °С.
Исходный уровень температуры тела у больных первой группы в среднем составил 38,4±0,4 °С (табл. 3). Через 40 минут у 18 больных из 26 (69,3%) отмечено начало эффекта препарата: температура тела снизилась до субфебрильных цифр. У 8 детей (30,7%) показатели оставались на исходном уровне. Через 1 час после приема Нурофена для детей показатель температуры в среднем составил 37,4±0,5 °С, при этом у всех больных данной группы температура тела снизилась по отношению к исходному уровню, а у трети детей достигла нормальных цифр. Показатели температуры через 2 часа после приема препарата у большинства больных (92,3%) были нормальными и лишь у 2 чел. (7,7%)— на субфебрильных цифрах, средний показатель составил 36,6±0,4 °С. Снижение температуры до уровня субфебрильной расценивалось нами как положительный эффект, учитывая, что исследование проводилось у больных с инфекционной патологией, в том числе инфекционным мононуклеозом и псевдотуберкулезом, сопровождающимися упорной и длительной лихорадкой.
Длительность жаропонижающего действия исследуемого препарата у большинства больных первой группы (21 чел. — 80,8%) составила 6 часов, у 3 чел. (11,5%) температура оставалась на уровне «сниженной» до 8 часов. В 2 случаях (7,7%) повышение температуры по отношению к «сниженному» уровню отмечено через 5 часов после приема препарата.
Исходный уровень температуры тела у больных второй группы составил в среднем 39,2±0,3°С (табл. 3). Через 40 минут после приема Нурофена для детей температура тела снизилась по отношению к исходному уровню у 40 чел. (95,2%). В том числе у 19 детей (45,2%) она достигла уровня 37,5–37,9°С, у 14 больных (33,3%)— 38,0–38,5°С, у 7 чел. (16,7%)— 38,6–39,0°С. На исходном уровне температурные значения остались лишь у 2 чел. (4,8%). Через 1 час после приема препарата у большинства детей (90,5%) температура оказалась на субфебрильных цифрах, а в двух случаях (7,7%)— нормальной. Два ребенка, больных инфекционным мононуклеозом, продемонстрировали снижение температуры до 38,2–38,5 °С. Средний уровень температуры тела через 1 час после приема Нурофена для детей составил 37,9±0,6°С. После двух часов действия препарата у 76,2% больных температура тела оказалась нормальной, у 10 чел. (23,8%)— субфебрильной, ее средний показатель равнялся 36,9±0,8 °С.
Жаропонижающий эффект Нурофена для детей среди больных второй группы продолжался от 5 часов (8 чел. — 19,0%) до 6 (30 чел. — 71,4%) и даже 8 часов (4 чел. — 9,6%).
Темпы снижения лихорадки у больных второй группы оказались несколько выше по сравнению с первой группой, однако значимых различий не получено. Продолжительность жаропонижающего действия препарата в группах сравнения также была примерно одинаковой. Курс приема Нурофена для детей в первой группе составил в среднем 3,6±0,3 дня, во второй группе— 5,3±0,7 дня.
Следует отметить, что при использовании Нурофена для детей у больных псевдотуберкулезом с поражением суставов (сочетанная, артралгическая форма) мы наблюдали отчетливый обезболивающий эффект.
Каких-либо нежелательных эффектов на фоне применения препарата «Нурофен для детей» не выявлено ни у одного больного.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
- Использование препарата «Нурофен для детей» в качестве жаропонижающего средства показало его высокую эффективность у больных различными инфекционными заболеваниями.
- Отсутствие нежелательных эффектов у всех обследованных детей свидетельствует о хорошей переносимости и безопасности применения препарата.
- Полученные данные позволяют рекомендовать Нурофен для детей для широкого применения в детской инфектологии.
Литература
- Блохин Б. М. Лихорадка и жаропонижающие препараты// Практика педиатра, 2006. № 1. С. 37–40.
- Коровина Н. А., Захарова И. Н., Заплатников А. Л. Острая лихорадка у детей// РМЖ, том 13, 2005. № 17. С. 1165–1170.
- Краснова Е. И., Гайнц О. В., Панасенко Л. М. с соавт. Лихорадка
неясного генеза. Методические рекомендации для врачей, Новосибирск, 2000. 36 с. - Таточенко В. К. Ребенок с лихорадкой // Лечащий врач, 2005. № 1. С. 16–20.
- Balagangadhar R., Totapally M. D. Лихорадка, «лихорадкофобия» и гипертермия: Что нужно знать педиатру?// International Pediatrics, 2005, 20 (2). P. 95–103.
В. Н. Тимченко, доктор медицинских наук, профессор Е. Б. Павлова, кандидат медицинских наук, доцент СпбГПМА, Санкт-Петербург
Купить номер с этой статьей в pdf