Аллергические заболевания занимают важное место в структуре детской патологии Российской Федерации и других стран. Правильность лечения и профилактикиаллергии в раннем детском возрасте, особенно на первом году жизни, во многом определяет благоприятные прогноз и течение заболевания в последующие возрастные периоды.
Факторами, повышающими риск возникновения аллергических заболеваний у ребенка, являются: аллергия у родителей и ближайших родственников, неблагоприятное течение беременности, наличие вредных привычек у беременной женщины (курение), прием во время беременности ряда медикаментозных препаратов, неблагополучие современной экологии и т. д.
Наиболее распространенная форма аллергии у детей первого года жизни — пищевая аллергия — иммунная форма пищевой гиперчувствительности. Пищевая сенсибилизация может развиться с первых дней или месяцев жизни ребенка.
Клинические проявления пищевой аллергии весьма разнообразны:
- аллергические поражения кожи (атопический дерматит, отек Квинке, строфулюс и т. д.);
- гастроинтерстициальные нарушения (тошнота, срыгивания, рвота, диарея, понос, боли в животе);
- респираторные нарушения (бронхиальная астма, аллергический ринит);
- сочетанные поражения (кожно-гастроинтерстициальные, дермореспираторные и т. д.).
Продуктами с наибольшей аллергизирующей активностью являются: коровье молоко, яйцо, рыба, пшеница, арахис, соя, ракообразные (креветки, крабы, лобстеры и другие), орехи (лесные, миндаль, грецкие).
Хорошо известно, что одним из основных аллергенов, вызывающих аллергию у детей первого года жизни, является белок коровьего молока. Среди детей, страдающих атопическим дерматитом, аллергия к белку коровьего молока регистрируется в 85–90% случаях. Высокой сенсибилизирующей активностью обладают также белок куриного яйца, глютен, белок банана, рыбы. Причиной аллергии у детей первого года жизни в 20–25% случаев является белок сои. В настоящее время участились аллергические реакции на белки злаковых культур — гречиха, кукуруза, рис [1, 2].
Эти данные российских ученых согласуются с данными зарубежных исследований. По результатам последних, развитие аллергии (в первую очередь атопического дерматита) наиболее часто связано с сенсибилизацией к таким пищевым аллергенам, как белок коровьего молока, яйца и арахиса [3].
Правильное лечение пищевой аллергии на первом году жизни способствует улучшению прогноза и исхода заболевания. Ведущая роль в лечении и профилактике пищевой аллергии принадлежит диетотерапии. Так, показано, что чем позже в рацион ребенка вводится коровье молоко, тем позже отмечается рост специфического IgG, специфичного по отношению к молоку, и тем менее умеренными темпами этот рост происходит [4].
Для педиатра при лечении ребенка, страдающего данной патологией, важен правильный подход к выбору лечебного гипоаллергенного питания, что определяет течение заболевания. Необходимые рекомендации в первую очередь определяются характером вскармливания ребенка.
Если ребенок находится на естественном вскармливании, необходимо максимально стремиться к сохранению лактации, поскольку грудное молоко содержит необходимые для нормального развития ребенка защитные факторы, ферменты, факторы роста, гормоны, а также витамины и минеральные вещества. При этом обязательным условием является строгое соблюдение матерью гипоаллергенной диеты, которая назначается на весь период кормления грудью. Из рациона кормящей женщины элиминируются продукты с высокой сенсибилизирующей активностью (табл. 1). Следует помнить, что развитие аллергической реакции у ребенка, находящегося на естественном вскармливании, может быть связано с избыточным употреблением матерью цельного коровьего молока. Таким образом, молочные продукты могут быть использованы только в виде кисломолочных напитков, сметаны и неострых сортов сыра.
В случае если естественное вскармливание невозможно, перед педиатром встает вопрос о назначении специализированной лечебной гипоаллергенной искусственной смеси. В настоящее время на российском рынке подобные продукты лечебного питания представлены достаточно широко. Лечебная смесь подбирается, в первую очередь, исходя из клинических проявлений аллергии.
В питании детей первого года жизни, страдающих аллергией, используются две основные группы искусственных смесей:
- лечебные смеси, приготовленные на основе гидролизатов молочного белка (сывороточных белков или казеина);
- соевые смеси (на основе изолята соевого белка).
При производстве первой группы смесей («гидролизатов») используются различные виды обработки молочного белка: ферментный гидролиз, ультрафильтрация, нагревание. В результате этой обработки образуются высоко- и низкомолекулярные петиды, а также свободные аминокислоты. При этом чем меньше молекулярная масса образовавшихся пептидов, тем меньшей аллергизирующей активностью обладает смесь.
Гидролизаты, в зависимости от их клинического предназначения, делятся на три группы: лечебные, лечебно-профилактические и профилактические (табл. 2).
Лечебные смеси являются глубокогидролизованными продуктами. Использование специальных методов обработки молочного белка (ферментативный гидролиз, ультрафильтрация, нагревание) в данных продуктах приводит к высокой степени расщепления сывороточного белка или казеина. Данная группа продуктов используется в питании детей с выраженными проявлениями аллергии (тяжелой или средней степени тяжести). Среди приведенной группы выделяют смеси, приготовленные на основе гидролиза сывороточного белка («Алфаре», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Нутрилак Пептиди СЦТ», «Фрисопеп») и на основе гидролиза казеиновой фракции белка («Нутрамиген», «Прегестимил», «Фрисопеп АС»). В составе ряда смесей данной группы присутствуют среднецепочечные триглицериды (СЦТ) («Алфаре», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Нутрилак пептиди СЦТ», «Прегестимил»), что делает обоснованным их использование у детей, страдающих поливалентной пищевой аллергией и синдромом мальабсорбции. Углеводный компонент смесей со СЦТ представлен мальтодекстринами, модифицированными крахмалами, что снижает осмотическую нагрузку на пищеварительный тракт ребенка. Смеси, в составе которых отсутствуют СЦТ («Фрисопеп», «Фрисопеп АС», «Нутрамиген»), показаны для использования в питании детей, страдающих пищевой аллергией, но без признаков энтеропатии.
Лечебно-профилактические и профилактические смеси — низкогидролизованные смеси. Пептидный профиль лечебно-профилактических смесей («Нутрилак ГА», «Хумана ГА 1» и «Хумана ГА 2 с пребиотиками») позволяет использовать данные продукты в питании детей с нетяжелыми проявлениями пищевой аллергии, а также для профилактики ее развития при переводе на искусственное или смешанное вскармливание. Смеси из профилактической группы («НАН ГА 1 и 2», «Нутрилон ГА 1 и 2», «Фрисолак ГА 1 и 2») рекомендуется использовать только для профилактики развития аллергии.
Второй группой продуктов, используемых в питании детей, страдающих аллергией, являются смеси, приготовленные на основе изолята соевого белка («НАН соя», «Нутрилон соя», «Фрисосой», «Нутрилак соя», «Хумана СЛ», «Соя Сэмп»). Следует помнить, что использовать данную группу смесей рекомендуется не ранее 5–6-месячного возраста ребенка, вводить смесь следует постепенно, что позволяет избежать сенсибилизации к белкам сои. При этом положительный эффект от их применения наступает не ранее чем через 3–4 недели от начала их использования.
Введение прикорма ребенку, страдающему аллергией или относящемуся к группе риска по развитию данной патологии, требует индивидуального подхода. Педиатр должен осознавать возможность развития неблагоприятных осложнений при неправильном введении новых блюд и продуктов в рацион ребенка с аллергией. Поэтому введение прикорма должно осуществляться очень аккуратно с использованием гипоаллергенных продуктов, обладающих минимальной сенсибилизирующей активностью.
При введении прикорма и расширении питания ребенка, страдающего пищевой аллергией, рекомендуется использовать гипоаллергенные продукты промышленного производства. По сравнению с продуктами домашнего приготовления, продукты промышленного производства имеют целый ряд преимуществ: гарантированные состав и микробиологическую безопасность, отсутствие искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, соответствие микробиологическим и гигиеническим требованиям, предъявляемым к продуктам детского питания. Наличие указанных преимуществ является особенно важным для детей, страдающих аллергией.
При введении прикорма также необходимо учитывать возможность развития перекрестной аллергии. То есть если известно, что ребенок неблагоприятно реагирует на тот или иной продукт, можно предсказать возможность развития аллергической реакции на биологически родственные пищевые продукты (табл. 3).
В настоящее время схема введения прикорма детям с аллергической настроенностью претерпевает целый ряд изменений. В большинстве случаев сроки и схема введения прикорма у детей с аллергией являются индивидуальными по отношению к каждому конкретному ребенку.
Рекомендуемый ассортимент гипоаллергенных продуктов и блюд прикорма представлен в табл. 4.
Введение нового прикорма следует начинать с монокомпонентного продукта, содержащего минимальное количество других компонентов.
Фруктовые, ягодные, овощные пюре. При выборе продукта необходимо отдавать предпочтение пюре, приготовленным из ягод, фруктов и овощей с низким аллергизирующим потенциалом, зеленой или белой окраски. Ягоды, овощи, фрукты, пюре из которых рекомендуются к использованию, представлены в табл. 4. В настоящее время практический педиатр может рекомендовать большой выбор пюре промышленного выпуска различных фирм-производителей (ФрутоНяня, Нестле, Нутриция, Семпер, Хайнц, Гербер, Хипп, Нутритек и т. д.)
Продукты на зерновой основе — каши. В качестве прикорма в питании детей, страдающих пищевой аллергией, необходимо использовать безмолочные каши, приготовленные из безглютеновых злаков — риса, гречи, кукурузы. Каши следует разводить водой или искусственной лечебной смесью, которую получает ребенок. В качестве первого прикорма данная группа продуктов особенно показана детям с признаками гипотрофии, страдающих гастроинтестинальной формой пищевой аллергии. В названии некоторых каш промышленного производства присутствует слово «гипоаллергенная», что указывает на возможность использования данного продукта у детей с аллергией. Например, «Низкоаллергенная рисовая кашка с пребиотиками», «Низкоаллергенная гречневая кашка», «Низкоаллергенная кукурузная кашка» (Хайнц).
Достаточный интерес представляют каши, приготовленные на основе изолята соевого белка (например, «Нутрилак — кукуруза на основе соевой смеси» и др.) или гидролизата молочного белка (например, «Хумана ГА-каша» (Humana HA Brei)).
Мясные пюре. Вводить данный вид прикорма следует не позднее 5,5–6 мес. Мясное пюре, являясь основным источником животного белка, составляет обязательную часть рациона как здорового ребенка, так и ребенка, страдающего пищевой аллергией. Однако при выборе мясного пюре для детей с аллергической патологией необходимо использовать гипоаллергеннные сорта мяса (табл. 4). Гипоаллергенные детские мясные консервы не должны содержать в своем составе соли, бульонов, каких-либо специй, содержание крахмала должно быть минимальным.
Такие продукты, как цельное коровье молоко, яйца, рыба и орехи, вводятся в рацион питания ребенка, страдающего аллергией, в самую последнюю очередь: коровье молоко после года, яйца — не ранее двух лет жизни, рыбу и орехи — не ранее трех лет.
Таким образом, аллергия — заболевание, требующее тщательного наблюдения за ребенком. При назначении диетотерапии детям с данной патологией необходим индивидуальный подход и динамическое наблюдение за ребенком. Введение прикорма этой категории детей должно осуществляться очень аккуратно, под наблюдением педиатра.
Литература
- Аллергические болезни у детей. Под ред. М. Я. Студеникина, И. И. Балаболкина. М., 1998. 347 с.
- Боровик Т. Э., Ладодо К. С., Рославцева Е. А., Ревякина В. А., Семенова Н. Н. и соавт. Современные взгляды на организацию прикорма детей с пищевой аллергией // Вопросы детской диетологии. 2003. Т. 1. № 1. С. 79–82.
- Hill D. J., Sporic R., Thorburn J., Hosking C. S. The association of atopic dermatitis in infancy with immunoglobulin E food sensitization // J. Pediatr. 2000; 137: 475–479.
- Schmitz J., Digeon B., Chastang C., Dupouy D., Strobel S. Effects of brief early exposure to partially hydrolyzed and whole cow’s milk protein // J. Ped. 1992; 121: 85–89.
Е. А. Гордеева, кандидат медицинских наук
РМАПО, Москва
Купить номер с этой статьей в pdf