12 июля исполнилось 65 лет ученому, педиатру, организатору детского здравоохранения — Александру Александровичу Баранову. Александр Александрович — академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, председатель Исполкома Союза педиатров России, член Исполкома Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Почета, лауреат Международной премии «Профессия — жизнь» в номинации «За выдающийся вклад в сохранение здоровья детей России». Академик Баранов также является председателем Научного совета по педиатрии Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, членом научного совета при Совете безопасности России, главным cпециалистом-экспертом педиатром и членом Коллегии Минздравсоцразвития РФ.
А. А. Баранов окончил Казанский государственный медицинский институт, защитил кандидатскую диссертацию. Затем трудился в Горьковском НИИ педиатрии, где проделал путь от научного сотрудника до директора института, защитив в 1979 г. докторскую диссертацию.
В 1987–1992 гг. работал в должности заместителя министра, первого заместителя министра здравоохранения СССР. В 1991 г. избран членом-корреспондентом, а в 1995 г. — действительным членом Российской академии медицинских наук.
В 1992 г. А. А. Баранов возглавил кафедру детских болезней, а с 2005 г. — кафедру педиатрии с курсом детской ревматологии факультета послевузовского профессионального образования педиатров ММА им. И. М. Сеченова. С 1998 г. А. А. Баранов руководит Научным центром здоровья детей РАМН.
Академик Баранов — один из основоположников современной детской гастроэнтерологии, педиатрической экопатологии, автор фундаментальных исследований по неспецифической резистентности ребенка. Им создана научная школа профилактической педиатрии. Под руководством ученого были подготовлены более 70 докторов и кандидатов медицинских наук, опубликовано более 300 научных работ, в том числе 35 монографий.
В ноябре 2005 г. академик А. А. Баранов избран членом Общественной палаты Российской Федерации, в 2006-м — членом Президиума Российской академии медицинских наук.
Этот человек очень много сделал и делает для современной педиатрической службы России, его жизненная энергия и недюжинный ум являются предметом восхищения и подражания, а результаты его трудовой деятельности говорят сами за себя.
С Александром Александровичем Барановым беседовала главный редактор журнала «Лечащий Врач» Софья Владимировна Камзолова.
— Александр Александрович, что повлияло на Ваш выбор профессии?
— Самое большое влияние на выбор профессии оказал отец. Он много лет работал сельским фельдшером, в его ведении было 14 населенных пунктов Кировской области. Медпункт, где он работал, и наша квартира находились в одном доме. Отец был уважаемым человеком, депутатом райсовета, имел много государственных наград.
К нам часто приезжали врачи из района, и я постоянно вращался в медицинской среде. Почему педиатрия? Я быстро понял, что дети — самые благодарные пациенты. Сегодня ребенок госпитализирован в тяжелейшем состоянии, а через несколько часов — уже бодр и весел. Большего удовлетворения от своей работы, чем в педиатрии, мне кажется, в медицине не получишь нигде.
— Вы проделали большой путь в профессиональном плане, в плане карьерного роста. Как Вы считаете, на какой должности Вам удалось полностью реализоваться, а где — с «высоты» сегодняшнего опыта — можно было бы кое-что подкорректировать?
— На всех должностях, которые я занимал, я всегда старался в максимально сжатые сроки и максимально эффективно решить все вопросы. Где-то мне везло — с единомышленниками, сотрудниками, где-то приходилось проявлять терпение и упорство. Конечно, занимая более высокую должность, можно охватить больше проблем, больше сделать. Зато, работая в среднем звене, скажем так, лучше видишь конкретный конечный результат своей работы. Иногда трудно определить, от чего испытываешь больше радости.
— Какой Ваш любимый город?
— Нижний Новгород. Это город моей молодости, становления как профессионала. Работа там вспоминается как ощущение взлета. Кроме того, люблю Волгу, в юности некоторое время даже хотел стать капитаном речного судна.
— Вспомните, пожалуйста, Ваш самый большой успех и самый досадный промах.
— Самый большой успех, надеюсь, у меня еще впереди. А промахи — особо масштабных, пожалуй, не было, а остальное — «мелочи жизни», которые не стоят того, чтобы о них упоминать.
— Какими качествами должен обладать сегодня руководитель в медицине?
— В наше непростое время, конечно, требуются выдержка, умение строить отношения (как с коллективом, так и с руководством). Нужно обладать неким даром предвидения того, как будет развиваться наука, какие методы диагностики и лечения наиболее перспективны, в том числе во вверенном вам конкретном учреждении, на что, соответственно, следует направлять средства. Необходимы оптимизм, вера в свои силы и возможности коллектива. А еще нужно уметь «заразить» оптимизмом своих соратников и помощников.
— Какую отрасль медицины на сегодняшний день Вы считаете более развитой — терапию или педиатрию?
— Считаю, что педиатрия ничем терапии не уступает. Кроме того, у педиатрии гораздо больше шансов улучшить прогноз и качество жизни своих пациентов. Главное, что требуется, — поддержка на государственном уровне. Если взрослые в настоящем не позаботятся о детях, они рискуют сами остаться без будущего.
— Как Вы думаете, удастся ли сегодня — в свете грядущих изменений — сохранить педиатрическую службу в том виде, в котором она существует сейчас?
— Считаю, что педиатрическая служба сохранится непременно, основания для такой уверенности мне дает поддержка, оказываемая этой службе Президентом России. А вот способы оказания помощи детям можно и должно усовершенствовать.
— Какой Вам видится педиатрическая служба через 5–10 лет?
— Более мобильной, более обеспеченной и оснащенной, более доступной — тут речь должна идти и об использовании высоких технологий, и о преодолении территориальной удаленности.
— Считаете ли Вы современную «молодежную» науку прогрессивной?
— Я бы не выделял отдельно «молодежную» науку. На уровне технологий, оборудования, программного обеспечения открытия чаще совершаются, как известно, молодыми людьми. А приобретение клинического опыта требует определенного количества времени. Важно, чтобы у молодежи были доступ к передовым рубежам науки, возможность получать информацию из первых рук и уст нынешних корифеев. Только тогда количество перейдет в качество, и это позволит молодым выйти на принципиально новый уровень. Замечательно, что сегодня молодежь владеет языками, получает гранты и участвует в международных проектах и конференциях на равных с более опытными учеными, в том числе с зарубежными коллегами.
— Есть ли у Вас совместные зарубежные проекты?
— Как раз сейчас мы получили несколько предложений от ЮНИСЕФ принять участие в ряде программ и совместных проектов. Они касаются Глобальной стратегии ВОЗ и ЮНИСЕФ по кормлению детей грудного и раннего возраста, вопросов воспитания детей, профилактики йододефицита. И это только начало.
— Как участвует Ваш центр в реализации национальных проектов?
— Естественно, наше учреждение и наш коллектив не стоят на месте. Еще до того, как демографическая проблема на государственном уровне была названа одной из основных в нашей стране, мы начали реструктуризацию коечного фонда клиники и открыли специальное отделение — уроандрологии, направили специалистов на дополнительную подготовку. Сегодня у 40% мальчиков и 60% девочек имеются серьезные проблемы, связанные с репродуктивными органами, и этим детям нужна наша помощь.
Кроме того, в рамках информационного обеспечения реализации Национального проекта «Здоровье» нами и при нашем участии изданы «Клинические рекомендации. Педиатрия», «Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии», «Руководство по первичной медико-санитарной помощи».
— Что бы Вы могли пожелать журналу «Лечащий Врач» и его читателям?
— Приятно отметить, что журнал «Лечащий Врач» — не только высокопрофессиональное медицинское издание, но и наш надежный партнер. С каждым годом растет число мероприятий, в которых мы принимаем участие совместно. Это и конкурсы молодых ученых, и «круглые столы», и публикации, и съезды и конференции, — всего не перечесть. Желаю вашему журналу быть, крепнуть, иметь благодарных и преданных читателей. А вашим читателям — здоровья, счастья, реализации их планов, исполнения желаний. Давайте вместе трудиться, чтобы были здоровы и счастливы наши дети, чтобы процветала наша Родина!