Сахарный диабет — одно из самых распространенных заболеваний в цивилизованном мире, сегодня трудно найти человека, который никогда не слышал бы слова «диабет». На земном шаре зарегистрировано более 175 млн больных этим недугом, а в Российской Федерации — около 2 млн человек, в том числе 260 тыс. инсулинозависимых больных. Однако, по различным данным, еще 5-6 млн человек в России имеют повышенный уровень глюкозы в крови, но не обращались за профессиональной помощью.
Главными причинами высокой смертности и ранней инвалидизации при сахарном диабете становятся поздние микро- и макрососудистые осложнения. Такие синдромы, как диабетическая ретинопатия — поражение сетчатки глаз и диабетическая нефропатия — поражение клубочков почек, являются специфическими для больных сахарным диабетом. Диабетическая ретинопатия, как правило, — доминирующая причина слепоты (особенно в молодом возрасте). Распространенность слепоты среди больных сахарным диабетом в 10 раз выше, чем в популяции в целом. Диабетическая нефропатия занимает первое место среди причин высокой смертности от хронической почечной недостаточности. Смертность от болезней сердца и инсульта у больных сахарным диабетом наблюдается в два-три раза, а гангрена конечностей в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.
За последние десятилетия удалось добиться существенного прогресса в терапии сахарного диабета 1 типа. На смену инсулинам животного происхождения пришли генно-инженерные препараты человеческого инсулина. Синтезированы аналоги инсулина ультракороткого действия: хумалог («Эли Лилли») и аспарт («Ново Нордиск»), скорость абсорбции которых значительно выше, чем у человеческих инсулинов короткого действия, что позволяет использовать их непосредственно перед едой и даже во время и после еды. Применение аналогов инсулина ультракороткого действия, вследствие меньшей длительности их эффективности, также снижает вероятность развития гипогликемии. Синтезированы и аналоги инсулина продленного действия: лантус («Авентис»), детемир («Ново Нордиск»). Их преимуществом перед человеческими пролонгированными инсулинами является отсутствие пиков действия, в связи с чем также уменьшается риск развития гипогликемии, что очень важно для пациентов с ночными гипогликемиями. В ходе терапии сахарного диабета 1 типа необходим ежедневный контроль гликемии самим пациентом, с помощью глюкометра или визуальных тест-полосок.
Целью лечения диабета стало поддержание уровня гликемии в пределах нормогликемии. В 1993 г. были опубликованы результаты проведенного в США многоцентрового исследования Diabetes Control and Complications Trial (DCCT), показавшие, что поддержание стойкой компенсации углеводного обмена приводит к предотвращению и существенному замедлению развития поздних осложнений (риск развития диабетической ретинопатии снижается на 76%, диабетической нейропатии — на 60% и альбуминурии — на 54%). Использование интенсифицированной инсулинотерапии путем многократных инъекций в течение суток (введение инсулина средней продолжительности действия или длительного действия один-два раза в день и введение инсулина короткого действия перед каждым приемом пищи из расчета инсулина на хлебные единицы) позволяет намного быстрее и эффективнее достичь компенсации углеводного обмена, нежели ранее использовавшаяся традиционная схема (фиксированное по дозам и времени введение инсулина, диета с фиксированным количеством углеводов). Интенсифицированная инсулинотерапия является имитацией нормальной секреции инсулина поджелудочной железой. Наиболее современный и удобный метод интенсивной инсулинотерапии — это лечение с помощью инсулинового дозатора (инсулиновой «помпы»), т. е. непрерывное подкожное введение инсулина.
Коммерческое производство дозаторов начато в 80-х гг., но широкое распространение они получили с середины 90-х гг. прошлого века. Количество пациентов, переведенных на инсулинотерапию посредством инсулинового дозатора, постоянно растет. Так, в США в 1990 г. дозаторы использовали 6600 пациентов, в 1993 г., когда были опубликованы результаты DCCT, — 15 тыс., в 1998 г. — 60 тыс., 2001 г. — 162 тыс. На сегодняшний день более 200 тыс. пациентов в США и более 300 тыс. пациентов во всем мире применяют дозаторы. В настоящее время существуют несколько фирм, производящих инсулиновые дозаторы: Medtronic, Deltec, Animas, Disetronic, Dana. На российском рынке представлены дозаторы фирмы Medtronic, модель 508.
Дозатор представляет собой альтернативный способ доставки инсулина. Инсулин вводится не с помощью инъекций шприцом или шприц-ручкой, а подается в организм посредством катетера, установленного подкожно и соединенного с резервуаром и блоком памя��и, содержащим информацию о количестве инсулина, который необходимо ввести. Размер дозатора небольшой, примерно как сигаретная пачка. При терапии с помощью «помпы» используется только один вид инсулина — ультракороткого действия (хумалог, новоРапид) или короткого действия (хумулин Р, актрапид НМ, инсуман рапид). У дозатора есть два режима введения: непрерывная подача инсулина в микродозах (базальная скорость) и определяемая и программируемая пациентом болюсная скорость. Первый режим имитирует фоновую секрецию инсулина. Этот режим заменяет инсулин средней продолжительности или длительного действия (хумулин НПХ, протафан НМ, лантус и т. д.). Второй — болюсный — вводится пациентом во время еды или при высоком уровне гликемии, т. е. заменяет инсулин короткого действия при обычной инсулинотерапии. Сахар в крови дозатор не измеряет и необходимую дозу инсулина не рассчитывает. Количество инсулина программируется самим пациентом. Препарат поступает в организм через катетер, который устанавливается в подкожную клетчатку. Замена катетера осуществляется пациентом через каждые два-три дня.
Преимущества использования инсулинового дозатора перед инсулинотерапией посредством многократных инъекций
- Использование исключительно инсулина короткого действия и поступление его в микродозах предотвращают депонирование инсулина в подкожной клетчатке, что обеспечивает лучшее всасывание препарата, а также снижает риск гипогликемии в результате его «выброса» из искусственно созданного «депо».
- Дозатор программирует различные базальные скорости введения в зависимости от времени суток, что важно для пациентов с феноменом «утренней зари». Также имеется возможность наложения временной базальной скорости, например уменьшения скорости на время физической нагрузки, что позволяет во много раз снизить риск гипогликемии.
- Введение малых доз инсулина — шаг введения 0,05-0,1 единицы инсулина (в зависимости от дозатора) очень удобен, когда речь идет о маленьких детях с низкой потребностью в инсулине.
- Непрерывное базальное введение инсулина и возможность введения болюсной дозы нажатием комбинации кнопок на дозаторе позволяют пациенту вести более свободный образ жизни, не зависеть от времени проведения инъекций инсулина, основных приемов пищи, перекусов, т. е. во много раз повышает качество жизни.
Первые публикации, посвященные использованию инсулиновых дозаторов в клинической практике, появились в конце 1970-х гг. Исследования продемонстрировали реальную возможность добиться строгого контроля показателей углеводного обмена. С того времени значительно изменились размеры дозаторов, использовать их стало проще и безопаснее. В современных моделях есть «память» (можно воспроизвести дозы и время введения инсулина за последние три месяца), функция установки различной базальной скорости введения в зависимости от времени суток, имеется также возможность введения болюсной дозы с различной скоростью. Кроме того, изменились и стали более безопасны современные системы введения (резервуар и катетер). Подкожная часть катетера — канюля — мягкая, подвижная часть устанавливается с помощью специальных инжекторов. Появился пульт дистанционного управления дозатором.
Непрерывное подкожное введение инсулина широко использовалось в ходе DCCT. Из общего числа участников 42% использовали дозаторы в течение последнего года исследования (1992 г.). У них наряду с улучшением качества жизни было отмечено более выраженное снижение гликированного гемоглобина HbA1c по сравнению с пациентами, у которых практиковались многократные инъекции инсулина (разница составляла 0,2-0,4%). По опубликованным в 2001 г. данным исследования, проведенного Dr. Bruce W. Bode соавт., у 413 взрослых пациентов с сахарным диабетом 1 типа, использовавших инсулиновый дозатор, среднее значение гликированного гемоглобина HbA1c снизилось с 8,3 до 7,5% (при N — 6,1%) за три года. У подростков, находившихся на инсулинотерапии посредством инсулинового дозатора в течение 3,5±3,9 лет, было отмечено значительное снижение гликированного гемоглобина HbA1c с 9,6 до 8,3%. Улучшение контроля углеводного обмена у пациентов с сахарным диабетом 1 типа доказано в ходе множества исследований. Терапия посредством инсулинового дозатора у пациентов с сахарным диабетом 2 типа менее распространена. Та же группа ученых проводила исследования у 11 пациентов с СД 2 типа, у которых не удавалось достичь удовлетворительных показателей углеводного обмена при использовании многократных подкожных инъекций инсулина. Через шесть месяцев после начала терапии посредством дозатора показатели HbA1c снизились с 9,2 до 7,5%, а через 18 месяцев от начала терапии — до 7,2%.
Известно, что улучшение контроля углеводного обмена ведет к увеличению частоты развития гипогликемий. Но при использовании инсулиновых дозаторов частота гипогликемий значительно снижается по сравнению с терапией многократными инъекциями инсулина. Это объясняется несколькими причинами: возможностью изменять базальную скорость введения препарата в зависимости от времени, а также устанавливать временную базальную скорость (например, уменьшение базальной скорости на время незапланированной физической нагрузки); возможностью остановить доставку инсулина. И наконец основная причина — это отсутствие подкожного депонирования инсулина.
У инсулинотерапии посредством дозатора много преимуществ, она позволяет добиться более полной компенсации заболевания и во много раз улучшить качество жизни. Но рекомендовать данную терапию следует только хорошо обученным и дисциплинированным пациентам, так как она требует более частого контроля уровня гликемии (на начальном этапе, при подборе базальных скоростей, шесть—десять раз в сутки) и ежедневной работы врача с пациентом. Использование исключительно инсулина короткого действия в дозаторе приводит к быстрому подъему уровня гликемии при остановке поступления инсулина в организм (при неправильной установке катетера, случайном выдергивании катетера, если закончился инсулин в резервуаре дозатора и по другим причинам), что может повлечь за собой развитие кетоза. Современные дозаторы имеют хорошую систему сигнализации и при любой неполадке в работе информируют о ней пациента с помощью звукового сигнала или вибрации. Больной всегда должен иметь под рукой сменную систему (резервуар и катетер), инсулин, а также инсулиновый шприц или шприц-ручку. Назначение данной терапии требует от врача особого внимания при обучении больного, скрупулезного совместного изучения всех возможностей дозатора, а также отработки схем поведения пациента в случае возникновения тех или иных проблем.
Все компании-производители, представленные на мировом рынке, уделяют большое внимание обучению пациентов, что позволяет повысить эффективность терапии, добиться более полной компенсации углеводного обмена и одновременно повысить качество жизни больных.
Е. C. Игнатьева
ЭНЦ, Москва