Решение вопроса о тактике хирургической коррекции любого врожденного порока развития требует творческих усилий, соблюдения канонов хирургии и индивидуального подхода. Наличие анатомических особенностей, характерных только для одного пациента в данной группе больных, предполагает неординарное мышление при планировании оперативного вмешательства. Правильная оценка возрастных особенностей и индивидуальных анатомических соотношений у детей с врожденными пороками развития является успехом в выборе наиболее оптимального лечения.
Больная К., 1 год 8 месяцев. Находилась на обследовании и лечении в Российской детской клинической больнице.
Рисунок 1. Больная К., 1 год 8 месяцев. Дополнительная нижняя конечность, вид спереди | Рисунок 2. Та же больная. Дополнительная нижняя конечность, вид сзади |
При осмотре в области правой ягодицы, ближе к крестцу, определяется образование с широким основанием, уходящее муфтообразно в область межъягодичной складки. Образование гигантских размеров, в дистальном отделе определяются расщепленные, деформированные стопы (рис. 1, 2).
На рентгенограммах таза (рис. 3) просматривается дополнительное бедро, головка дополнительной бедренной кости на 1,5 см спереди и на 1,0 см вправо от крестца. На фоне мягких тканей ягодиц и бедер определяются дополнительные, порочно сформированные стопы, которые не связаны с костными структурами дополнительного бедра.
Рисунок 3. Обзорная рентгенограмма таза | Рисунок 4. Тазовая артериография. Кровоснабжение дополнительной нижней конечности из гипертрофированной сакральной артерии. Визуализируется бифуркация бедренной артерии |
Выполнено ангиографическое исследование (рис. 4). На артериограммах таза прослеживается кровоснабжение дополнительной нижней конечности из a. sacralis.
Рисунок 5. Та же больная. Вид после удаления дополнительной нижней конечности |
На примере данной больной хочется отметить ведущую роль УЗ-ангиосканирования и ангиографического исследования в определении адекватной тактики хирургического лечения редко встречающихся сложных пороков развития у детей.