Подготовка к съезду

25-08-2000
5-7 декабря 2000 года в Самаре пройдет первый Всероссийский съезд врачей общей практики (семейных врачей).

5-7 декабря 2000 года в Самаре пройдет первый Всероссийский съезд врачей общей практики (семейных врачей). О перспективах реформирования здравоохранения по принципу общей врачебной практики (семейной медицины) мы попросили рассказать начальника отдела организации и контроля качества медицинской помощи Минздрава РФ Галину Петровну Сквирскую. С ней беседует главный редактор журнала Елена Цыпленкова.

Галина Петровна, многие наши читатели интересуются, в чем смысл реформирования здравоохранения по принципу общей врачебной практики? Почему это стало необходимым?

Реклама

Безусловно, назрела необходимость подготовить действительно лечащего врача, который знает своего пациента, его семью, генетические особенности семьи, социально-бытовые и производственные условия. А сейчас конкретным человеком может заниматься и участковый терапевт, и узкие специалисты в районной поликлинике, и цеховой врач по месту работы. Они не знают больного в целом, поэтому реально им никто не занимается.

При министре Б. В. Петровском впервые в мире была введена должность участкового врача. Я подчеркиваю: участкового врача, а не участкового терапевта. Это был большой шаг на пути к подготовке настоящего лечащего врача. Но в то же время было принято решение привлечь узких специалистов для работы на догоспитальном этапе, т. е. в поликлинику. И участковый врач превратился в участкового терапевта, у которого остался только узкий круг чисто терапевтических заболеваний. А вместо штатных специалистов на постоянный прием в поликлинике, можно было сделать их консультантами. Потом пошла специализация терапевтов: гастроэнтерология, кардиология, эндокринология, пульмонология и т. д. И поликлиника, задуманная как высокопрофессиональное и доступное учреждение, превратилось в место, где вообще не лечат. В поликлинику приходят за больничным листом, за справкой, за рецептом. На содержание поликлиник тратится много средств, а результат неадекватен.

Реклама

Значит, надо перейти к системе единого лечащего врача, который взял бы на себя всю профилактическую работу, лечение многих заболеваний и обращался за консультацией к специалисту в сомнительных и сложных случаях, а после консультации продолжал бы сам вести пациента. При этом должна действовать система штрафных санкций при несвоевременном направлении или пропуске патологии и система взаиморасчетов с консультантами.

Но почему эта реформа идет так медленно?

Она и не может идти быстро. Даже в экономически благополучных странах подобная реформа длится свыше десяти лет, а с нашей нестабильной экономической ситуацией ждать быстрого результата вряд ли возможно. Но идеологически реформирование здравоохранения подготовлено. Система разработана очень гибкая. Вот, например, мне очень понравилась частная практика в Тюмени, которую ведет группа врачей. На ее базе работает кафедра семейной медицины Тюменского мединститута. То есть варианты организационно-правовых форм работы врачей общей практики определены.

А как обстоит дело с подготовкой врачей общей практики в мединститутах?

Чтобы готовить самих врачей, вначале надо подготовить учителей. Базовая подготовка в наших мединститутах прекрасная. В рейтинге ЮНЕСКО медицинские вузы России занимают со 2-го по 40-е места. А вот с последипломным образованием хуже. Оно вышло из нашего базового образования. И уже готовым врачам опять читают лекции, а практические навыки отсутствуют.

Реклама

Подготовлено 5000 врачей общей практики, из них 1100 реально работают. Остальным надо подготовить рабочие места.

А как их подготовить в поликлинике, например?

Если мы хотим реконструировать, скажем, завод, мы должны обновить, отремонтировать помещение, закупить новое оборудование, станки и обучить кадры. На все это нужны деньги. То же самое — в здравоохранении. Наша же страна решила попробовать провести реформы без денег. А при нулевых затратах ждать хорошего результата не приходится.

А кто готовит экономические разработки для реформ?

К сожалению, с экономикой здравоохранения дело обстоит неважно. Мы же бюджетная сфера, и была у нас не экономика, а бухгалтерия. Экономика же предусматривает управление. Таких управлений у нас очень мало. Их готовят за рубежом, но и этот опыт нельзя просто взять и перенести к нам: у нас условия совсем другие. Слава богу, у нас поняли, что здравоохранение — это не полностью рыночная сфера, и мы сейчас приступаем к разработке экономических моделей.

Это вопросы формирования денежных потоков, а как их использовать?

Сейчас у доктора нет экономической заинтересованности. Главная его забота — подняться на одну тарифную сетку выше. Лечащий врач должен быть частичным фондодержателем, ему выдаются деньги (в виде счета или в какой-либо другой форме). Он должен сам расходовать деньги на лечение своих больных, на расчеты с консультантами, а те средства, что останутся, составят его доход. Тогда система будет эффективной. Но некоторые региональные руководители здравоохранения не вполне оценивают необходимость создания экономических мотиваций, да и смена руководства осущес��вляется достаточно часто. Мы живем в эпоху

перемен.

Какой вы видите роль средств массовой информации в популяризации врача общей практики среди врачей и широкой общественности?

Необходимо раскрыть перед врачом преимущества нового механизма работы. Он должен понимать, что его гонорар будет зависеть только от него, от объема, качества и результатов его работы. Кроме того, он должен чувствовать самоуважение. Поэтому вам следует донести до врачей идеи реформирования.


Реклама