Рецидивирующие формы бактериального вагиноза: долгосрочное решение

07-10-2020
Монотерапия клиндамицином – оптимальное решение проблемы бактериального вагиноза, направленное на основную причину заболевания – специфические механизмы, приводящие к образованию биопленки и обеспечивающие резистентность к классическим антибиотикам.

Одной из самых частых жалоб в практике врача-гинеколога были и остаются патологические выделения из влагалища. Симптом, нередко кажущийся самим пациенткам незначительным, требует тщательной диагностики, так как обычно связан с инфекционной патологией половых путей и высоким риском грозных осложнений.

В 61-87% случаев выделения являются симптомом бактериального вагиноза – инфекционного невоспалительного синдрома, характеризующегося нарушением влагалищного микробиоценоза

Реклама
1. По разным данным среди всех вульвовагинальных инфекций доля бактериального вагиноза составляет от 12 до 80%2. Повышенный интерес к этому заболеванию объясняется не столько тяжестью клинических проявлений, сколько его неразрывной связью с воспалительными заболеваниями женской мочеполовой системы и осложнениями беременности и родов.

Несмотря на частоту заболевания, непрекращающиеся исследования и обилие фармпрепаратов, призванных бороться с патогенной микрофлорой, частота рецидивов бактериального вагиноза очень высока. Через 3 месяца после лечения она составляет 15-30%, а через 6–8 месяцев достигает 75–80%3. Тактика ведения рецидивирующего бактериального вагиноза остается во многом неопределенной и остается на личное усмотрение специалиста.

Среди причин высокой частоты рецидивов можно отметить, во-первых, специфические патогенетические механизмы развития заболевания, обеспечивающие устойчивость бактериальных агентов к таким классическим антибактериальными средствам, как метронидазол4, а во-вторых – низкую приверженность к лечению со стороны пациенток. Малозначительность симптоматики редко заставляет женщин завершать длительный курс терапии, особенно если он требует докупать новые упаковки препарата. Даже минимальное улучшение нередко расценивается ими как достаточный успех. В то же время незаконченная терапия повышает риск формирования резистентности к препаратам, вероятность скорого рецидива и развития осложнений

Реклама
5. Стоит также отметить, что применение комбинированных средств, также в изобилии присутствующих на рынке, приводит к суммированию вероятности побочных явлений, характерных для каждого из ее компонентов6, что не увеличивает комплаентность пациенток.

Таким образом, сегодня необычайно высока необходимость в препаратах, учитывающих патогенез бактериального вагиноза и направленных против бактерий, ответственных за формирование устойчивости и определяющих тенденцию к рецидивированию. Большим плюсом для лекарственного средства будет также его эффективность при кратком курсе применения, который повысит приверженность к терапии. На данный момент этим критериям соответствует только Далацин® — оригинальный клиндамицин – от компании Pfizer.

Влагалищный микробиоценоз в норме и в патологии

Многокомпонентая микроэколологическая система влагалища в норме обеспечивает местный иммунитет и успешно защищает репродуктивные органы женщины. Основными ее представителями являются лактобактерии разных видов, как анаэробы, так и аэробы, объединенные под общим названием «палочки Дедерлейна». Они составляют более 95% всей микрофлоры влагалища. Покрывая слизистую, они образуют механический барьер, препятствующий адгезии к эпителиальным клеткам патогенных и условно-патогенных бактерий. Они стимулируют образование интерферона и продукцию лизоцима. Перерабатывая гликоген в молочную кислоту, лактобактерии повышают кислотность влагалища, которая наравне с синтезируемой ими перекисью водорода подавляет рост анаэробных бактерий

Реклама
7.

Микрофлора влагалища очень чувствительна к экзогенным и эндогенным факторам. Частые спринцевания, использование тампонов, смены половых партнеров, нейроэндокринные заболевания, сахарный диабет, гипотиреоз, нарушения менструального цикла, применение антибиотиков и гормональных средств, хирургические вмешательства, а также беременность и менопауза могут дисбалансировать хрупкую экосистему8.

Если доля лактобацилл снижается, их место в экосистеме занимают облигатно и факультативно анаэробные условно-патогенные микробы: Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginae, Bacteroides spp., Peptostreptococcus spp., Mobiluncus spp., Mycoplasma hominis и многие другие.

Резкое снижение местной защиты при бактериальном вагинозе повышает риск заражения ВИЧ9, Neisseria gonorrhoeae, Clamydia trachomatis, Human herpes virus. Повышается восприимчивость и к вирусу папилломы человека, поэтому нарушения микрофлоры влагалища считаются кофактором развития неоплазии шейки матки10. Стоит отметить и тот факт, что в случае преждевременных родов, разрыве плодных оболочек11 и инфекционных осложнений беременности12 в амниотической жидкости чаще выявляются микробные агенты, связанные с бактериальным вагинозом.

Роль Atopobium vaginae и Gardnerella vaginalis в патогенезе рецидивирующего бактериального вагиноза

Появление методов амплификации нуклеиновых кислот в содержимом влагалища женщин с бактериальным вагинозом позволило выявить

Реклама
Atopobium vaginae, бактерию семейства Corinobacteriaceae spp., сегодня считающуюся высокоспецифичным маркером этого заболевания и имеющую ключевую роль в его патогенезе. Этот строго анаэробный микроорганизм часто существует в комбинации с Gardnerella vaginalis и существенно ослабляет иммунный ответ на локальном уровне.

Особенностью развития бактериального вагиноза и фактором, обеспечивающим его частое рецидивирование, является образование бактериальных ассоциаций, формирующих биопленки. Биопленки обнаруживаются у 90% женщин с бактериальным вагинозом13. В подавляющем большинстве случаев основную массу этих бактериальных ассоциаций составляют Gardnerella vaginalis и Atopobium vaginae14. Исследования показали, что Gardnerella vaginalis обладает наибольшей адгезивной способностью и цитотоксичностью по отношению к влагалищному эпителию, а формируемые ею биопленки отличаются наибольшей массивностью15. Именно этот факт может объяснять крайне низкую эффективность метронидазола для лечения бактериального вагиноза16.

Биопленка:

  • Повышает степень адгезии бактерий к поверхности эпителия и позволяет им наращивать ее массу
  • Препятствует проникновению лекарственных препаратов
  • Уменьшает скорость деления бактерий в своем составе, оставляя меньше мишеней для действия антибиотиков
  • Способствует адаптивным реакциям и генетической изменчивости у персистирующих в ней бактерий. Кворумная сигнализация и обмен генетической информации позволяет быстро выработать резистентность к антибактериальному лечению17.
  • Снижает воспалительную реакцию организма
  • Помогает сохранить жизнеспособность микроорганизмов при некомфортных концентрациях перекиси водорода и молочной кислоты.

Таким образом, бактерии, образующие биопленку, являются основной мишенью патогенетически-обусловленной терапии. Препараты, высоко активные в отношении

Реклама
Atopobium vaginae и Gardnerella vaginalis, решают принципиально важную проблему элиминации патологических очагов на слизистой, которые становятся причиной возврата заболевания. И таким образом позволяют женщине, наконец, перестать обращаться к врачу с одними и теми же жалобами.

Фокусная терапия рецидивирующих форм бактериального вагиноза

Для пациенток с рецидивирующей формой бактериального вагиноза оптимальным решением является Далацин® (оригинальный клиндамицин), один из немногих препаратов, эффективных одновременно против Atopobium vaginae и Gardnerella vaginalis.

Клиндамицин, полусинтетиче��кий антибиотик группы линкозамидов, стал мировым стандартом лечения бактериального вагиноза и включен в отечественные и международные рекомендации18, 19. Далацин® для интравагинального введения (суппозитории или крем) предназначен для терапии только одного заболевания – бактериального вагиноза, и имеет уникальный по краткости курс применения – всего три дня. Клинически доказано, что трехдневный курс не уступает по эффективности 7-дневному применению метронидазола20 или клиндамицина21. Это является существенным плюсом для пациенток, показывавших низкую приверженность к длительным курсам терапии, и снижает риск формирования резистентных форм и повторных случаев заболевания.

Эффективность фокусной терапии рецидивирующих форм бактериального вагиноза, ассоциированных с

Реклама
Atopobium vaginae, была не раз доказана в клинических исследованиях.

Многоцентровое исследование 2015 года22, в котором приняли участие 496 женщин с бактериальным вагинозом, показало, что эта бактерия действительно играет существенную роль в развитии повторных случаев заболевания. Если при первичном эпизоде колонизация влагалища Atopobium vaginae и Gardnerella Vaginalis составляла 12,3%, то при рецидивах – 70,3%. Сравнительный анализ эффективности лечения рецидивов бактериального вагиноза показал, что частота повторных эпизодов заболевания после применения метронидазола составила 98 (60,4%) случаев, что объясняется устойчивостью к нему А. vaginae, тогда как при использовании Далацин® – 51 (31,5%)22. Другая работа также свидетельствует о значительно большей эффективности клиндамицина (83,3%) по сравнению с метронидазолом (33,3%) в лечении бактериального вагиноза, ассоциированного с Atopobium vaginae23.

Симптомы бактериального вагиноза рецидивируют у каждой второй женщины в течение 12 месяцев после лечения24. В наибольшей степени возврату заболевания способствует ассоциация Atopobium vaginae с Gardnerella vaginalis, приводящая к образованию биопленки и формированию резистентности бактерий к различным антибактериальным препаратам. Далацин®, показывающий высокую активность против этих бактерий, показывает высокую терапевтическую эффективности и значимо снижает число рецидивов. Фокусная монотерапия препаратом Далацин® имеет более благоприятный профиль безопасности по сравнению с комбинированной терапией и имеет хороший потенциал в повышении приверженности к терапии, что также уменьшает количество повторных обращений к специалистам.

Реклама

Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Далацин®
Регистрационные удостоверения: крем – П N011553/01, суппозитории – П N011553/02.

Служба Медицинской Информации: Medinfo.Russia@Pfizer.com. Доступ к информации о рецептурных препаратах Pfizer в России: www.pfizermedinfo.ru
Copyright 2020 Пфайзер Россия. Все права защищены. Информация предназначена только для специалистов здравоохранения Российской Федерации.

OOO "Пфайзер Инновации"
123112, Москва, Пресненская наб., д.10, БЦ "Башня на Набережной" (блок С)
Тел.: +7 495 287 50 00. Факс: +7 495 287 53 00
PP-CLO-RUS-0225 07.09.2020


  1. Володин Н.Н. Бактериальные вагинозы // В мире лекарств, 2000, №2
  2. Клинические рекомендации по ведению больных инфекциями, передаваемыми половым путем, и урогенитальными инфекциями. Российское общество дерматовенерологов и косметологов. 2012 // URL: http://webmed.irkutsk.ru/doc/pdf/ipp.pdf (дата обращения: 20.08.2020).
  3. Межевитинова Е.А., Бровкина Т.В., Довлетханова Э.Р. Бактериальный вагиноз: как снизить число рецидивов? Акушерство и гинекология. Гинекология. 2014; 4:53–57.
  4. Боровкова Л.В., Пономарева И.В., Косарева А.А., Колобова С.О. Роль Atopobium vaginae в генезе рецидивирующего бактериального вагиноза. Медицинский альманах — №5, 2016
  5. Приводит ли не доведенный до конца курс антибиотиков к развитию устойчивости к антибиотикам? ВОЗ // URL: https://www.who.int/features/qa/stopping-antibiotic-treatment/ru/ (дата обращения 20.08.2020)
  6. Курс лекций по общей фармакологии: учебно-методическое пособие / Л.В. Прокофьева [и др.]. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – с. 155
  7. Хрянин А.А., Решетников О.В. Бактериальный вагиноз: новые представления о микробном биосоциуме и возможности лечения. Медицинский совет, 2014, 17: 128-133
  8. Хрянин А.А., Решетников О.В. Бактериальный вагиноз: новые представления о микробном биосоциуме и возможности лечения. Медицинский совет, 2014, 17: 128-133
  9. Sherrard J, Donders G, White D. European (IUSTI/ WHO) Guideline on the management of vaginal discharge. Int J STD AIDS, 2011, 22: 421-429.
  10. Хрянин А.А., Решетников О.В. Бактериальный вагиноз: новые представления о микробном биосоциуме и возможности лечения. Медицинский совет, 2014, 17: 128-133
  11. Donders G, Bellen G, Rezeberga D. Aerobic vaginitis in pregnancy. BJOG, 2011, 118(10): 1163- 1170.
  12. Rezeberga D, Lazdane G, Kroica J, Sokolova L, Donders GG. Placentalhistological inflammation and reproductive tract infections in a low risk pregnant population in Latvia. Acta Obstet. Gynecol. Scand., 2008, 87(3): 360-365
  13. Хрянин А.А., Решетников О.В. Бактериальный вагиноз: новые представления о микробном биосоциуме и возможности лечения. Медицинский совет, 2014, 17: 128-133
  14. Хрянин А.А., Решетников О.В. Бактериальный вагиноз: новые представления о микробном биосоциуме и возможности лечения. Медицинский совет, 2014, 17: 128-133
  15. Patterson JL, Stull-Lane A, Girerd PH, Jefferson KK. Analysis of adherence, biofilm formation and cytotoxicity suggests a greater virulence potential of Gardnerella vaginalis relative to other bacterial-vaginosis-associated anaerobes. Microbiology, 2010 Feb, 156(Pt 2): 392-399.
  16. Тихомиров А.Л., Сарсания С.И. Современные особенности бактериального вагиноза: так ли все просто? Школа клинициста, 2010, 31: 536 / Tikhomirov AL, Sarsaniya SI. The modern features of bacterial vaginosis: is it so simple? Shkola Klinitsista, 2010, 31: 536.
  17. Титов В.Н. Липополисахариды грамотрицательных бактерий как экзогенные патогены. Транслокация бактерий in vivo, воспаление и патология сердечно-сосудистой системы. Клиническая лабораторная диагностика, 2005, 8: 23-38. Titov VN. Lipopolysaccharides of gramnegative bacteria as exogenous pathogens. The translocation of bacteria in vivo, inflammation and pathology of the cardiovascular system. Klinicheskaya Laboratornaya Diagnostika, 2005, 8: 23-38.
  18. Малова И.О., Рахматулина М.Р., Соколовский Е.В., Савичева А.М. Федеральные клинические рекомендации по ведению больных бактериальным вагинозом, 2015. / Malova IO, Rahmatulin MR, Sokolovsky EV, Savicheva AM. Federal Clinical Guidelines for Management of Patients with Bacterial Vaginosis, 2013
  19. Workowski K, Berman S. Sexually transmitted diseases treatment guidelines 2010. MMWR, 2010, 59(RR12): 1-110.
  20. Paavonen J., Mangioni C., Martin M.A., Wajszczuk C.P. Vaginal clindamycin and oral metronidazole for bacterial vaginosis: a randomized trial. Obstet. Gynecol. 2000; 96(2): 256-60.
  21. Sobel J., Peipert J.F., McGregor J.A., Livengood C., Martin M., Robbins J., Wajszczuk C.P. Efficacy of clindamycin vaginal ovule (3-day treatment) vs. Clindamycin vaginal cream (7-day treatment) in bacterial vaginosis. Infect. Dis. Obstet. Gynecol. 2001; 9(1): 9-15.
  22. Боровкова Л.В., Пономарева И.В., Косарева А.А., Колобова С.О. Роль Atopobium vaginae в генезе рецидивирующего бактериального вагиноза. Медицинский альманах. 2016; 5: 83-5.
  23. Гомберг М. А. Бактериальный вагиноз и новые инфекции, с ним ассоциированные //Российский вестник акушера-гинеколога. – 2010. – Т. 10. – №. 2. – С. 32-34.
  24. Bradshaw C.S., Morton A.N., Hocking J., Garland S.M., Morris M.B., Moss L.M. et al. High recurrence rates of bacterial vaginosis over the course of 12 months after oral metronidazole therapy and factors associated with recurrence. J. Infect. Dis. 2006; 193(11): 1434-9.

Реклама