25-11-2019

Бактериофаги – вирусы, которые имеют определенный тропизм к бактериям. В начале XX века исследователи часто экспериментировали с бактериофагами и пытались использовать их как новый метод лечения с бактериальными инфекциями. Но затем появились антибиотики и эти исследования, к сожалению, стали забыты.

После открытия феномена антимикробной резистентности и появления устойчивых к ряду препаратов бактерий интерес к исследованию бактерофагов снова растет. В некоторых отдельных клинических ситуациях, когда у пациентов были угрожающие жизни состояния по причине мультирезистентных бактериальных инфекций, экспериментальное лечение бактериофагами показало себя с лучшей стороны.

Реклама

Исследователи из Калифорнийского университета Сан Диего с другими коллегами впервые успешно провели терапию бактериофагами у мышей в лечении не классического инфекционного заболевания – алкогольной болезни печени. Работа опубликована в ноябре 2019 в журнале Nature.

До 75% пациентов с тяжелым алкогольным гепатитом умирают в течение 90 дней. Обычно состояние лечится глюкокортикостероидными препаратами, которые не дают высокого эффекта. Наиболее эффективным методом является ранняя пересадка печени, но это доступно единичным пациентам.

Алкоголь сам по себе обладает прямым гепатотоксическим действием, но команда ученых обнаружила, что на этом его негативные эффекты не заканчиваются – алкоголь также делает экспериментальных животных более уязвимыми к росту бактерий, которые наносят дополнительный вред для печени, что сильно обостряет течение заболевания. В частности, гепатоциты поражаются цитолизином, токсином, который продуцируют бактерии Enterococcus faecalis. В норме этот вид бактерий практически не встречается в составе кишечной микрофлоры, но у пациентов с алкогольной болезнью печени они могут представлять более 5% всей популяции микробов.

Терапия бактериофагами, направленными против этих бактерий, значительно улучшала исходы алкогольной болезни печени у мышей. В скором времени исследователи планируют приступать к клиническим исследованиям.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41586-019-1742-x

Реклама