08-07-2019

История дела, в котором основным действующим лицом стала врач-неонатолог Перинатального центра Калининградской области Элина Сушкевич, началась в 2018 г., когда в городском роддоме №4 г. Калининграда погиб младенец, родившийся на 23 неделе и весивший лишь 700 граммов. Было возбуждено уголовное дело, в ходе которого акушеру-гинекологу Елене Белой, исполнявшей тогда обязанности руководителя роддома №4, было предъявлено обвинение по частям 1 и 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). По версии следствия, врач потребовала от персонала родильного дома прекратить оказание реанимационной помощи, чтобы новорожденный не выжил. Ему якобы не был введен дорогостоящий препарат «Куросурф» (сурфактант), который необходим недоношенным детям для нормального функционирования легких. Свидетели же утверждали, что затем Елена Белая попыталась скрыть смерть ребенка, потребовав заполнить медицинскую документацию с указанием на то, что он умер еще в утробе матери.

Реклама

Впоследствии выяснилось, что обвинения в отказе введения сурфактанта оказались ложными. 30 июня этого года было возбуждено уже новое уголовное дело, в котором главными фигурантами стали как Елена Белая, так и проходившая по предыдущему делу в качестве свидетеля врач-неонатолог Регионального перинатального центра Калининградской области Элина Сушкевич. Теперь Елене Белой предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 33 п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (организация убийства малолетнего), а Элине Сушкевич – по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего).

По новой версии, Елена Белая получила информацию о рождении глубоко недоношенного ребенка, и приняла решение убить его, чтобы не ухудшать показатели медицинской статистики. Для этого она привлекла врача-неонатолога Элину Сушкевич, работавшую в составе выездной реанимационной бригады. Такие бригады оказывают помощь недоношенным детям, родившимся в неспециализированных роддомах, и транспортируют пациентов в Региональный перинатальный центр. По версии следствия, Элина Сушкевич ввела младенцу смертельную дозу препарата «Магния сульфат», что и привело к его смерти. Элина Сушкевич задержана и находится под домашним арестом, а следствие продолжает устанавливать все новые обстоятельства произошедшего.

Среди врачей дело получило широкий отклик – все они высказывают слова поддержки Элине Сушкевич. В отечественном здравоохранении это второй случай, когда специалисты, в том числе руководители крупных бюджетных и частных больниц (главврачи Первой градской Алексей Свет, больницы №62 Дмитрий Каннер, ГКБ им. Юдина Денис Проценко, директор многопрофильного центра паллиативной помощи Нюта Федермессер и др.), объединились и

Реклама
единогласно поддержали коллегу. Раньше в похожей ситуации они уже вступались за Елену Мисюрину. В соцсетях набирает популярность хештег #ЯЭлинаСушкевич, под которым неравнодушные коллеги выражают свой протест.

В поддержку Элины Сушкевич выступили и ее коллеги из Регионального перинатального центра Калининграда, врачебной палаты Калининградской области, а также глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль и главный детский реаниматолог Сергей Степаненко. Все эти специалисты считают идею о том, что врач приехал и убил ребенка по указанию главврача другого учреждения, нереалистичной. Сергей Степаненко дал эмоциональное интервью радиостанции «Говорит Москва», называя обвинение абсурдным: «Можно говорить о врачебных ошибках; а то, что обвиняют в убийстве, преступном сговоре – это полный бред». Главный врач Ильинской больницы уролог Алексей Живов в своем посте в Фейсбук вне упоминания дела Элины Сушкевич подчеркнул, что судебные процессы против врачей – это нормально, однако основанием для них должны быть заключения экспертных сообществ о непрофессионализме в действиях врача.

В поддержку Элины Сушкевич Российское общество неонатологов опубликовало Обращение к гражданскому обществу, освещающее сложившуюся ситуацию и поясняющее ее отдельные моменты. Подчеркивается, что новорожденный родился раньше срока (23 недели и 3 дня) и весил лишь 700 граммов. Во всем мире вероятность выживания таких пациентов без тяжелых осложнений не превышает 5-10%. При этом врачи проводили все необходимые реанимационные мероприятия. Специалисты предполагают, что следствием могла быть допущена ошибка и настаивают на максимальной прозрачности и перепроверке материалов дела.

Реклама

К открытому, честному и непредвзятому расследованию призывают российские медики, создавшие Открытое письмо в Следственный комитет РФ. На настоящий момент подписало более 900 специалистов. Петиция с требованием об объективном расследовании, размещенная на сайте change.org, набрала более 150 тысяч подписей.

По делу высказались не только врачи, но и некоторые юристы. Так, директор «Факультета медицинского права» Полина Габай, юрист Асад Юсуфов и юрист Российского общества неонатологов Диана Мустафина-Бредихина отмечают неочевидность причинно-следственных связей и несостыковки в обсуждающемся деле. Отсутсвуют доказательства прямого умысла врачей, что является обязательным основанием для подозрения в убийстве. Кроме этого, по мнению Полины Габай, вопросы вызывает и постоянно меняющаяся основная версия следствия. Асад Юсуфов отметил, что магния сульфат применяется при терапии недоношенных. В связи с этим, учитывая низкую массу плода при рождении и высокую смертность таких детей, сложно непосредственно связать введение лекарства с наступлением смерти.

Наш портал присоединяется к протесту медицинского сообщества. Учитывая неочевидные обстоятельства дела, мы требуем проведения объективного и честного расследования. Место врача — рядом с его пациентами, а не на скамье подсудимых.

Реклама