14-02-2019

Частота сердечных сокращений (ЧСС) напрямую связана с увеличенным риском смерти у пациентов кардиологического профиля. Именно поэтому снижение ЧСС является одной из приоритетных лечебных целей у больных сердечной недостаточностью. Однако у других пациентов, которым не были диагностированы сердечно-сосудистые заболевания, ЧСС кажется менее существенным показателем.

Опровергнуть это попыталась группа ученых из Медицинского центра университета Раш в Чикаго. Полученные результаты авторы доложили на прошедшей в конце января конференции

Advancing the Cardiovascular Care of the Oncology Patient.

В исследовании формата случай-контроль были проанализированы данные о 622 онкологических пациентах, наблюдавшихся в Медицинском центре университета Раш по поводу рака легких (43%), лейкемии, лимфомы или множественной миеломы в период с 2008 по 2016 г. Средний возраст участников составил 70 лет. 60% участников были женщинами, и почти у 70% была диагностирована 4-я стадия заболевания. Обязательным критерием «необъяснимой» синусовой тахикардии в исследовании было исключение тромбоэмболии легочной артерии, снижения фракции выброса левого желудочка до значений менее 50%, нарушения функции щитовидной железы и фибрилляции предсердий.

Статистический анализ проводился с поправкой на расу, возраст, использование бета-адреноблокаторов, уровень гемоглобина, тип рака, наличие заболевания почек и использование антикоагулянтов. Оказалось, что тахикардия независимо от этих факторов повышала частоту смертельного исхода в 3 раза (относительный риск 3.1, 95% доверительный интервал 1.8-5.1, p<0.001).

По мнению авторов исследования, тахикардия может быть маркером стресса, связанным с воздействием опухоли на организм. Известно, что повышенная ЧСС может способствовать неблагоприятному ремоделированию сердца и сосудов. Учитывая, что все чаще рак становится хроническим заболеванием и не определяет прогноз онкологических пациентов, контроль ЧСС может оказаться важным фактором в улучшении прогноза и продолжительности жизни таких больных.

Реклама