Первые лица

В 2004 году компания Никомед отметила 130-летний юбилей. Компания известна своими качественными кардиологическими, эндокринологическими, противоаллергическими, нейрометаболическими, болеутоляющими, противопростудными препаратами, а также средствами для р




В 2004 году компания Никомед отметила 130-летний юбилей. Компания известна своими качественными кардиологическими, эндокринологическими, противоаллергическими, нейрометаболическими, болеутоляющими, противопростудными препаратами, а также средствами для рентгеноконтрастной диагностики, лечения остеопороза и витаминами. Нельзя не отметить социальные программы компании: это и активная помощь детским домам, и программа «Пыльцевой мониторинг» для страдающих от аллергии, и проект «Тиромобиль», о котором мы писали, и образовательные программы для врачей.

Компанию Никомед Россия–СНГ с самого начала ее деятельности возглавляет профессионал высокого класса, который вывел компанию Никомед в лидеры на российском рынке и заслужил доверие специалистов и пациентов. Йостейн Дэвидсен норвежец, закончил Высшую школу бизнеса в Норвегии, работал в области дипломатии, а с 1987 года по настоящее время — в компании Никомед. Г-н Дэвидсен из-за большой занятости редко общается с прессой и дает развернутые интервью. Но сегодня — это интервью для вас, дорогие читатели!

С генеральным директором компании Никомед в России и странах СНГ беседовала главный редактор журнала С. В. Камзолова.

Известно Ваше изречение: «Пессимисту в России делать нечего». Почему за 10 лет работы компании Никомед на российском рынке Вы пришли к такому выводу?

Когда я говорю, что пессимистам нечего делать в этой стране, я имею в виду, что пессимисты, как правило, никогда не хотят что-либо менять, боятся перемен. Им не хватает желания, терпения и позитивного настроя. В России же постоянно что-то меняется, это касается как фармацевтического рынка, так и бизнеса в целом.

Какие самые большие проблемы были и есть у компании Никомед на российском рынке?

Не могу сказать, что нам пришлось столкнуться с каким-то огромным количеством проблем и сложностей, за исключением, наверное, экономического кризиса 1998 г. Само выведение на рынок и успешное продвижение сбалансированного портфеля препаратов — наш главный успех и самая трудная задача одновременно. Необходимо было преодолеть некоторые стереотипы российских чиновников, специалистов, а также населения. Внедрению новых, может быть, инновационных на тот момент продуктов помогла грамотная маркетинговая стратегия и профессионализм наших сотрудников.

Учитывая сложность российского рынка, фармкомпаниям, работающим в этой стране, нужны большие кадровые ресурсы: у нас огромный отдел продаж, отдел маркетинга и развитые региональные представительства, поскольку 70% бизнеса компании Никомед сосредоточено именно в регионах, и лишь 30% продаж реализуется в Москве.

Проблема выведения на рынок инновационных продуктов еще связана с наличием платежеспособных покупателей. Так, сумма, затраченная на лекарственные препараты в год на душу населения, составляет в России в среднем 30 — 35 долл., в то время как в восточно-европейских странах, таких как Польша, Венгрия, Чехословакия, она достигает 300 долл. Тем не менее компания Никомед строит планы долгосрочного развития бизнеса на территории России и стран СНГ.

Скажите, какая доля продаж компании Никомед приходится на российский рынок?

Это очень важный вопрос. Никомед является скандинавской компанией: только в Дании объем продаж свыше 80 млн евро. Одновременно Никомед уделяет большое внимание европейскому рынку, в том числе рынку России, а также стран СНГ.

Каковы последние изменения, произошедшие в компании Никомед?

Никомед был основан как компания по производству лекарственных препаратов. С середины 50-х годов прошлого века он активно начал развивать бизнес в сфере разработки рентгеноконтрастных средств. Таким образом, компании Никомед удалось завоевать признание в двух областях: рентгеноконтрастных и фармацевтических препаратов. В прошлом году часть нашей корпорации, занимающаяся производством рентгеноконтрастов, была приобретена американской компанией «Дженерал Электрик», которая является мировым лидером именно в области рентгеноконтрастной диагностики и производства томографов. Конечно, смена инвестора повлечет за собой изменение общей стратегии компании, однако это не значит, что Америка станет нашим приоритетным рынком. Мы не привязаны к конкретной стране, а, как я уже сказал, отдаем предпочтение рынкам Европы и России.

Кто формирует стратегию работы Никомед в России?

Это мои обязанности, поскольку я являюсь членом Совета директоров и управляющим директором компании Никомед в России и странах СНГ.

Любой человек, управляющий бизнесом подобного масштаба, ставит перед собой долгосрочные честолюбивые цели, требующие активных действий. Занимать пассивную позицию не оправданно. Я отношусь к типу людей, которые ставят глобальные цели не только перед компанией, но и перед собой лично — таков ключевой аспект развития нашего бизнеса. Кроме того, очень важно донести до каждого сотрудника необходимость достижения общих целей компании. Тем не менее сказать, что решения принимаются независимо от западных коллег, было бы неверно. У нас есть Совет директоров, который руководит компанией Никомед в России. Совещания Совета директоров проходят четыре раза в год, на них подводятся итоги работы, намечается стратегия дальнейшего развития.

Скажите, какие классы препаратов среди продукции Никомед являются приоритетными для России?

На сегодняшний день первое место занимают неврологические ЛС, другое, потенциально важное для нас в России, направление представляют кардиопрепараты.

Какой препарат в портфеле Никомед сегодня является ведущим?

Если смотреть по статистике, то ключевым продуктом для компании Никомед остается актовегин, это наша собственная оригинальная разработка. Если не следовать данным статистики, то мы вкладываем огромные усилия в продвижение препарата конкор. Неплохие показатели продаж у инстенона. Все эти препараты по-прежнему лидируют среди продукции Никомед на территории России и стран СНГ.

Скажите, а такой препарат, как кестин, — продукт компании Никомед или компании Авентис?

Авентис не является и никогда не был производителем препарата кестин, он лишь обладал эксклюзивными правами на продажу этого препарата в России. Производителем кестина была и остается испанская компания Алмиралл Продесфарма. Поскольку в области антигистаминов конкуренция очень высока, кестин не является главным приоритетным продуктом в нашем портфеле. Фармфирмы часто занимаются поставками препаратов других фирм-разработчиков. Мы, например, являемся эксклюзивным партнером на российском рынке и рынке стран СНГ компании МЕРК КгаА, Дармштадт. Еще мы заключили партнерство с рядом датских компаний, одна из них — Лео Фарма, известная своими препаратами в области остеопороза и дерматологии.

Что предлагает компания Никомед для детей?

У нас существует широкая линейка витаминов для детей, назальные капли и спреи називин, ксимелин и все противопростудные препараты рассчитаны на маленьких пациентов; кроме того, среди рентгеноконтрастов есть формы для проведения исследований именно у детей.

К сожалению, до недавнего времени педиатрическое направление у нас не было широко развито, однако в течение следующих пяти лет, до 2009 г., оно провозглашено одним из приоритетных направлений, наряду с кардиологией и неврологией.

Ежегодно мы организуем широкомасштабную благотворительную акцию в преддверии Дня защиты детей, в ходе которой оказываем благотворительную помощь детским домам, домам ребенка и детским лечебным учреждениям. Мы также спонсируем выпуск книг для маленьких слепых детей, оказываем спонсорскую поддержку молодежному летнему лагерю Дмитрия Шпаро.

Сотрудничаете ли вы с какими-либо ассоциациями? Какие конференции организуете для врачей?

Мы систематически и довольно часто, иногда несколько раз в неделю, проводим конференции, семинары для врачей различных специальностей и делаем это не только в Москве, но и во всех регионах, где Никомед имеет свои представительства. Хочу подчеркнуть, что это конференции не по нашим препаратам, а на общие медицинские темы. Так, в сотрудничестве с Российской ассоциацией по остеопорозу мы проводим школы по этому заболеванию. Это серьезная программа, как и программа по профилактике и лечению йодного дефицита, для реализации которой мы прибегли к сотрудничеству с Эндокринологическим Научным Центром РАМН. Проводим мы и занятия школ по сердечной недостаточности — в Москве и в регионах.

В целом наша стратегия заключается не только в том, чтобы продать продукт, а в том, чтобы способствовать повышению уровня информированности врачей за счет образовательных мероприятий.

Скажите, есть ли у компании Никомед такие препараты, которые продаются в Норвегии, Дании, но не присутствуют на российском рынке?

В портфеле корпорации Никомед более четырех тысяч наименований препаратов. Мы можем вывести на рынок любой из этих продуктов, однако для нас важно, будут ли эти продукты успешны на российском рынке, особенно при тех изменениях, которые произошли в связи с введением новой Федеральной программы по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан РФ.

Повторяю, Россия представляет для нас интерес, поскольку общий объем ее фармацевтического рынка в ближайшую пятилетку достигнет планки 10 млрд долл. (сейчас он на уровне 4–5 млрд долл.). Для компании Никомед очень важно быть готовой к любым изменениям и иметь достойный портфель препаратов. Мы постепенно расширяем ассортимент. В качестве примера можно привести новый препарат для лечения остеопороза. В 2005 г. уже начнутся клинические испытания этого препарата в России. В ближайшее время на рынок будет выводиться препарат для диабетиков — глюкованс.

Почему компания Никомед получила такое название?

Первый слог этого слова относится к фамилии основателя компании — фармацевта господина Мортена Ниигарда. Потом последовала комбинация, частично связанная с одним из бестселлеров компании.

Мы знаем, что первоначально Вы планировали сделать дипломатическую карьеру, потом окончили институт бизнеса. Помогает ли Вам эта подготовка при работе на российском фармрынке?

Моя работа в качестве дипломата оказалась очень недолгой, было это в 1985–87 гг. После окончания норвежской бизнес-школы я работал в Торговом Совете посольства Королевства Норвегии в Германии. Хотя я всегда знал, что буду заниматься бизнесом, и накопил немалый опыт, именно в России я понял, что поднимать бизнес «с нуля» — это чертовски трудно. Особенно трудно завоевать репутацию надежного партнера и поставить, так скажем, на четкие рельсы развитие бизнеса. И все же западная дипломатия и знание законов бизнеса оказались полезными. Российским людям нельзя что-либо навязывать, а нужно приводить аргументы, доказывать и убеждать в правильности того или иного шага.

Вы около 10 лет живете в России, значит ли это, что вы стали ближе к русскому характеру, что-то в вас изменилось?

Безусловно, годы жизни в России не прошли бесследно. Изменилось мое мировоззрение и отношение к людям. Я, наверное, стал более открытым к общению с новыми людьми, начал чаще замечать человеческие качества тех, с кем общаюсь, чувствовать энергетический заряд собеседника. Заряд иногда бывает негативным, что вызывает стресс, но это проблема любого руководителя.

Наверное, наряду с мелкими стрессами в ходе работы возникают и позитивные эмоции?

Позитивные эмоции появляются, когда находятся доказательства успешной организации бизнеса. Очень многое зависит от сотрудников, их профессионализма, их умения принимать самостоятельные решения.

Вы пришли в медицину, потому что кто-то из ваших родных или близких имел отношение к этому занятию?

Нет, никто из членов моей семьи в Норвегии профессионально не связан с медициной, за исключением сестры, которая работает в госпитале администратором; другая сестра психолог. Мама была домохозяйкой и занималась воспитанием детей, отец в годы борьбы с немецкой оккупацией воевал на границе северной Норвегии и Советского Союза и был награжден медалью советского правительства «За военные заслуги». Я сам служил в армии пограничником в тех же местах.

Вы планируете вернуться в Норвегию или останетесь в России навсегда?

Я часто провожу время в Норвегии. Сейчас это богатая страна с высоким уровнем жизни. Там прекрасно отдыхать, кататься на лыжах, ловить рыбу. У нас чистый воздух, прекрасная природа, нет экологических и многих других проблем, актуальных для России. Может быть, лет через 10 я вернусь в Норвегию. Однако боюсь, что мне там будет скучно.

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям — врачам?

Желаю читателям «Лечащего Врача» здоровья. Для этого надо заниматься активными видами спорта, по возможности питаться здоровой пищей и... принимать витамины компании Никомед.

А вашему журналу, который я помню с самого момента его появления в России, я желаю всяческих успехов: больше подписчиков, дальнейшего развития, хорошей репутации среди врачей и специалистов здравоохранения. Продолжайте поддерживать высокое качество публикаций, сохранять серьезный профиль.


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт