Онкофертильность – это узкая специализация репродуктивной медицины, которая позволяет сохранить репродуктивную функцию у пациентов с выявленными злокачественными заболеваниями.
Онкофертильность представлена двумя направлениями: педиатрическая онкофертильность и онкофертильность у мужчин. В этом материале будет более подробно описана тема онкофертильности у женщин.
Практически любая интервенция, связанная с лечением онкологического заболевания (химио- или лучевая терапия) имеет выраженный гонадотоксичный эффект.
Таким образом, пациентка с нереализованными репродуктивными планами, у которой выявлена онкологическая патология, рискует утратить репродуктивную функцию. В такой ситуации одной из задач гинекологов является своевременное направление пациентки к репродуктологу для рассмотрения возможности сохранения репродуктивной функции.
В таком вопросе возникает бифуркация: можно или нельзя проводить овариальную стимуляцию? Решение этого вопроса зависит от характера и локализации опухоли, стадирования онкопроцесса, гормональной зависимости и других факторов.
Если стимуляцию проводить можно и это клинически позволяет время, то наиболее простым способом является механизм стандартного протокола экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
Но что делать, если стимуляция противопоказана? В таких ситуациях рассматривается возможность проведения программы IVM (in vitro maturation) – пункции "незрелых" фолликулов, "дозревания" их в специальной среде в условиях эмбриолаборатории и далее – перевод на стандартную процедуру ЭКО.
Наиболее технически продвинутой является технология - IVM ex vivo или OTO-IVM (этапы технологии в фото ниже).

Клетки получают из удалённого яичника, который эмбриолог доставляет в специальном контейнере из операционной.
Сорокин Ю.А., врач-гинеколог, руководитель центра репродуктивного здоровья КДЦ Медси и один из авторов телеграм-канала "Ag: Актуальная гинекология":
Пациентка, проснувшаяся после наркоза и переведённая из палаты пробуждения в отделение, узнаёт о том, сколько клеток удалось получить из удалённого яичника. Далее всё ��о тому же пути, согласно обычной программе IVM. По итогу мы получаем пациенток, которые сохранили возможность иметь генетически собственных детей после излечения основного заболевания.
Могу с уверенностью сказать, что даже сама эта возможность даёт нашим дорогим женщинам, столкнувшимся с онкологическим диагнозом, силы бороться и не падать духом. А что уж говорить о том, что они сохраняют возможность стать счастливой мамой?
Я уверен, что когда все наши коллеги, не только гинекологи, будут знать, что мы достигаем успехов в онкофертильности, то информированность пациентов также будет расти, что в конечном итоге позволит большему количеству людей стать счастливыми родителями.
Источник: материалы телеграм-канала "Ag: Актуальная гинекология"