Возможности профилактики прогрессирования цереброваскулярных заболеваний у авиационных специалистов

27-10-2014
Меры, формирующие здоровый образ жизни, а также лечебные мероприятия, рекомендуемые своевременно с индивидуальным подбором назначаемой терапии, могут оказать влияние на коррекцию факторов риска прогрессирования цереброваскулярных заболеваний.

Авиационная медицина одной из основных задач ставит обеспечение высокой надежности летной деятельности и высокого уровня безопасности полетов. Специфика профессиональной деятельности определяется комплексом особенностей летного труда и труда лиц, управляющих воздушным движением [2, 7].

Динамика показателей в авиационной медицине за 10 лет показала, что из состояний, угрожающих безопасности полетов, наметилась тенденция к росту числа цереброваскулярных заболеваний (ЦВЗ), осложнившихся острыми нарушениями мозгового кровообращения [5]. По данным статистических исследований смертность населения от ЦВЗ в России составляет не менее 20,2%. Осложнения течения атеросклеротического процесса с поражением сосудов головного мозга связаны не только с возрастающей частотой ишемических инсультов, высокой частотой транзиторных ишемических атак, лакунарных инфарктов мозга, но и ростом числа хронической медленно прогрессирующей цереброваскулярной патологии [1].

Материал и методы исследования

В проведенном обследовании 338 пилотов гражданской авиации в возрасте 55 лет и старше в отделении экспертизы для летного состава Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА) с последующим проведением экспертизы годности к профессиональной деятельности были выявлены факторы риска развития цереброваскулярных осложнений. С целью постановки диагноза использованы методики клинического тестирования, ультразвукового исследования магистральных артерий головы и внутримозговых сосудов, нейровизуализация (компьтерная томография, магнитно-резонансная томография, методы с контрастированием), электроэнцефалография, лабораторные исследования крови, методы изучения с целью уточнения соматического фона (электрокардиография, эхокардиография, мониторирование артериального давления (АД) и др.). Для выявления ишемических кохлеовестибулярных синдромов проводилась отоневрологическая диагностика с включением осмотра оториноларинголога, проведения аудиометрического контроля, оценки слуховых вызванных потенциалов, проведение вестибулярной пробы, нейропсихологическое тестирования.

Результаты исследования

Признаки атеросклероза сосудов головного мозга были обнаружены у 99,1% обследованных. В 57,7% случаев выявлено утолщение слоя интима-медиа и в 42,3% — стенозирующее поражение магистральных артерий головы. Нарушения жирового обмена у каждого третьего. Наиболее часто диагностировались избыточная масса тела (19,5%) и ожирение 1-й степени (15,7%), ожирение 2-й степени отмечено только в 0,6% случаев. Курение присутствовало у 21%. Дислипидемия выявлена у 60% обследуемых, чаще всего в виде повышения общего холестерина; повышения холестерина низкой плотности — 37,3%; гипертриглицеридемии — 3,8%; повышения фактора атерогенности — 12%; снижения холестерина высокой плотности в 8% случаев. Гипертоническая болезнь (ГБ) установлена у 24,3% пилотов старшей возрастной группы. Антигипертензивную терапию получали лишь 60% лиц с диагностированной ГБ, в т. ч. 61% в виде монотерапии. Остальные пациенты получали препараты в виде комбинации из двух препаратов — 30,7%, трех — 8,3%.

По результатам нейропсихологического тестирования чаще выявлялись признаки снижения зрительно-моторной координации, краткосрочной памяти, логического мышления в сравнении с предыдущими исследованиями у этих же пациентов. У более 80% имелись проявления нейросенсорной тугоухости разной степени выраженности.

Нарушение притока крови к головному мозгу, снижение его ниже критического уровня запускает реакции, ведущие к дефициту энергетического снабжения головного мозга. Клиническая картина хронической ишемии мозга включает комплекс когнитивных расстройств, эмоциональных нарушений, неврологического дефицита. Специфика летного труда предусматривает наличие достаточно высокого интеллектуального уровня, сохранности функций координации, способности быстрого реагирования, умения сосредоточиться в сложных условиях полета [2, 6].

Лица из обследуемого возрастного состава включали наиболее профессионально подготовленную категорию специалистов, настроенных на продление профессиональной деятельности. Становится очевидным уточнение состояния гемодинамических резервов церебрального кровотока для прогнозирования рисков возникновения острых состояний, поиски путей сохранения летного долголетия.

Первичная профилактика инсульта подразумевает предупреждение развития первого инсульта. Вторичная профилактика направлена на предупреждение развития повторных инсультов.

Первичная профилактика включает два основных направления, подразумевающих массовую стратегию, направленную на снижение АД, борьбу с курением, снижение массы тела и др., ее целью является формирование здорового образа жизни. Стратегия высокого риска — выявление лиц с наиболее высоким риском сосудистых заболеваний с последующим их активным лечением.

Потенциального снижения риска инсульта можно добиться следующим образом.

  1. Лечение ГБ приводит к снижению степени риска инсульта на 30–40%.
  2. Курение — у 50% бросивших курение в течение 5 лет риск уравнивается с некурящими.
  3. Удается добиться 44% снижения степени риска у страдающих ГБ пациентов в сочетании с сахарным диабетом 2-го типа при надежном контроле АД.

Как показали проведенные наблюдения, распространенность ГБ в России среди мужчин — 39,2%, среди женщин — 41,1%, однако информированы о наличии у них ГБ — 37,1% мужчин и 58,9% женщин, получают эффективное лечение 5,7% мужчин и 17,5% женщин. Опыт лечения среди гражданского населения продемонстрировал, что прием гиполипидемических препаратов, преимущественно статинов, «стабилизирует» атеросклеротические бляшки, т. к. уменьшается содержание липидов в бляшке, уменьшается активность процессов воспаления в бляшке с участием макрофагов, активированных лейкоцитов, «укрепляется» оболочка бляшки, снижается склонность к изъязвлению поверхности и образованию микро- и макроэмболов, улучшается функция эндотелия. Лечебная тактика определяется характером основного сосудистого процесса. Обязательной является коррекция имеющихся факторов сердечно-сосудистого риска.

Среди авиационного персонала применение статинов возможно только при проведении лечебно-оздоровительных мероприятий с отстранением от полетов, а также в период отпуска (согласно перечню препаратов, разрешенных к применению).

Учитывая необходимость комплексного воздействия при лечении, рекомендуется в это время подключение нейрометаболической и вазоактивной терапии (Актовегин, Цераксон, Берлитион и др.).

Таким образом, влияние на коррекцию факторов риска прогрессирования ЦВЗ могут оказать меры, формирующие здоровый образ жизни, а также лечебные мероприятия, рекомендуемые своевременно с индивидуальным подбором назначаемой терапии.

Литература

  1. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. М.: Медицина, 2001. 327 с.
  2. Руководство по авиационной медицине / Под ред. д.м.н, проф. Н. А. Разсолова. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2006. 592 с.
  3. Принципы диагностики и лечения больных с ишемическим инсультом. Методическое пособие. Якутск, 2007. С. 22.
  4. Кунина О. В. Первичная и вторичная профилактика осложнений атеросклероза магистральных артерий головы. Автореф. дисс. … к.м.н.. М., 2009. С. 26.
  5. Бирюкбаева Г. Н., Кузьмина А. Ю., Волынец Т. Н. и др. Атеросклероз сосудов головного мозга у пилотов гражданской авиации в возрасте 55 лет и старше (по данным отделения экспертизы и восстановительного лечения лиц летного состава ЦКБ ГА) / Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов. Тезисы докладов 6-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2009. С. 128–132.
  6. Бирюкбаева Г. Н., Кузьмина А. Ю. Особенности течения атеросклероза сосудов головного мозга у авиационных специалистов, экспертные подходы к оценке профессиональной годности / Материалы VIII международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию Российской военной авиации, 20-летию со дня основания ассоциации. М., 2013. С. 202–205.
  7. Федеральные авиационные правила. Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации (ФАП МОГА, 2002). М., 2002. 118 с.

Г. Н. Бирюкбаева*, 1, кандидат медицинских наук
А. Ю. Кузьмина**, кандидат медицинских наук

* Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации ЦКБ ГА, Москва
** ГОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, Москва

1 Контактная информация: cvlec@yandex.ru

Купить номер с этой статьей в pdf

Все новости и обзоры - в нашем канале на «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь